Статья «Живопись на уроках русского языка»

Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на наше настроение, по праву является живопись. Живопись – часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников. Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Живопись на уроках русского языка.

Воронова Н.М., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Липецка


Живопись - поэзия, которую видят,

а поэзия - живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи


Наступившее XXI столетие унаследовало одну из важных закономерностей сложного XX века: в пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие в нас любовь к прекрасному, красоте, добру и справедливости.

Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на наше настроение, по праву является живопись. Живопись - часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников. Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление речи.

Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить, тем более, что это общение особого рода. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если оно будет понятно.

Уроки русского языка с использованием произведений живописи содержат в себе огромный культуроведческий, социологический и воспитательный потенциал, т.к. это:

  • источник информации о быте и культуре народа;

  • потенциальный источник осуществления накопительной функции языка;

  • реализация познавательно-творческих потребностей обучающихся в работе с произведениями живописи;

  • воспитательные возможности, реализующиеся путём духовно-эстетического воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки обучающихся.

Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует:

  • активизации видов речевой деятельности средствами живописи;

  • формированию коммуникативных умений в процессе работы по картине;

  • формированию жанрово-ситуативного стиля речи с помощью картины;

  • обучению строить высказывания на основе искусствоведческого текста;

  • формированию культуроведческой компетенции обучающихся средствами живописи.

Наиболее важными представляются коммуникативные умения школьников, проявляющиеся в различных видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Это, прежде всего:

  • понимание сообщения учителя о картине, извлечение необходимой информации;

  • овладение речью разных типов (описание, повествование, рассуждение);

  • формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине;

  • восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли; овладение навыками изучающего и поискового чтения;

  • формирование умений писать сочинение-описание (повествование, рассуждение) по картине.

Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи различных коммуникативных упражнений.

Формы работы и виды упражнений должны быть различными:

  • подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося;

  • неподготовленное заранее высказывание;

  • тематическая беседа;

  • диспут;

  • дискуссия;

  • ситуативный диалог;

  • ролевая игра;

  • интервью.

Подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося:

  1. Кратко передайте содержание текста о творчестве какого-либо известного художника или текста с описанием картины.

  2. Опишите любой натюрморт (на выбор), обоснуйте свой выбор.

  3. Опишите природу, изображённую художником.

  4. Охарактеризуйте человека, изображённого на полотне художником.

Неподготовленное заранее высказывание:

  1. Расскажите, когда вы впервые посетили художественную выставку, картинную галерею или увидели картину художника, которая вам запомнилась.

  2. Расскажите о картине, на которой изображено ваше любимое время года (уголок природы, цветы, фрукты и т.п.) так, чтобы ваш собеседник захотел её увидеть.

  3. Выскажите своё отношение к этой картине, оцените её достоинства.

Тематическая беседа. Возможные темы:

  1. «Как научиться понимать произведения искусства»

  2. «Ваши впечатления от посещения выставки известного художника»

  3. «Роль живописи в жизни человека»

  4. «Ваше отношение к живописи»

Диспут. Примерные темы:

  1. «Как вы относитесь к утверждению «Я учу детей, чтобы они живопись ставили выше автомобиля. Да, да, противопоставляю»

  2. Согласны ли вы с героем повести «Картина» Д. Гранина: «Тот не может руководить, кто не понимает искусства»

  3. Как вы понимаете высказывание одного из героев повести «Картина» Д. Гранина: «Прекрасное, оно действует на душу и как бы придаёт ей зрение».

Дискуссия. Примерные темы:

  1. «Какова роль живописи в жизни человека»

  2. «Помогают ли художники сохранять земную красоту»

  3. «Какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать художник»

  4. «Роль знаний о культуре и искусстве русского народа в овладении русским языком»

Ситуативный диалог. Примерные ситуации:

  1. Вы звоните подруге (другу), чтобы рассказать о впечатлениях от посещения художественной выставки.

  2. На улице вы неожиданно встретили своего бывшего одноклассника, которого не видели много лет. Вы узнаёте, что он стал художником.

  3. Вы высказали свое мнение об увиденной на выставке картине, которая вам понравилась. Однако товарищ не разделяет вашего мнения и даёт отрицательную оценку творчеству этого художника.

Ролевая игра. Примерные темы:

  1. Я - экскурсовод.

  2. Я - критик.

  3. Хранитель музея.

  4. Прохожий на улице.

Интервью. Примерные ситуации:

  1. Журналист берёт интервью у художника в день открытия его выставки.

  2. Радиокомментатор берёт интервью у посетителей выставки картин.

  3. Диктор телевидения берёт интервью у директора музея, в котором открылась выставка молодого, ещё неизвестного художника.

При проведении указанных форм работ обращается внимание не только на жанр создаваемого речевого произведения, но и на стиль речи.

Наиболее распространёнными упражнениями при обучении письменной речи с использованием картин являются следующие виды: свободный диктант; творческий диктант; изложение; сочинение (повествование, рассуждение, описание; сочинение-рассказ; отзыв, отклик, рецензия о картине; обзорная статья о выставке картин).

Суть свободного диктанта состоит в том, что учитель читает заранее составленный по картине текст, а обучающиеся слушают и записывают текст частями по памяти с опорой на картину.

При проведении творческого диктанта учитель читает начало текста-описания картины, школьники заканчивают его по своему усмотрению с опорой на репродукцию картины.

При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержанием исходного текста, представляющие собой, как правило, отрывок из художественного произведения, знакомого обучающимся. В этом случае картина поможет созданию зрительного образа события, о котором идёт речь в тексте, способствуя более глубокому пониманию его.

Сочинения по картинам занимают ведущее место среди форм обучения письменной речи. Обогащая лексический запас обучающихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя навыки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным сочинением, они, кроме того, приобщают детей к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.

Уроки русского языка с использованием картины имеют свою специфическую структуру:

  • подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);

  • рассмотрение картины;

  • анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);

  • словарно-стилистическая и орфографическая работа;

  • чтение искусствоведческого текста;

  • анализ искусствоведческого текста;

  • составление схемы или плана речевого произведения;

  • устное или письменное сочинение (изложение);

  • анализ письменных работ учащихся.

Естественно, все указанные компоненты урока взаимосвязаны и могут проводиться в иной последовательности. Однако они имеют свои особенности, поэтому следует остановиться на каждом из них.

Приступая к работе по картине, учитель сообщает тему урока, количество времени, отведённого для этой цели (1-3 урока), говорит о том, чему дети должны научиться, какими речевыми навыками и умениями должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, напоминает о том, кто художник этой картины и в чём особенности его творчества, его видения окружающего мира, предупреждает о конечной цели работы по картине(составление рассказа, написание изложения или сочинения), о задании на дом Такая предварительная установка активизирует мышление обучающихся, сосредоточивает их внимание, настраивает на серьёзное отношение к работе.




Литература


  1. Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. М., 1981.

  2. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965.

  3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.

М., 1992.

  1. Долгополов А.С. Рассказы о художниках. М, 1982..

  2. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие

для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. 3-е изд., испр. М., 1970.

  1. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и

методические разработки уроков: Учебное пособие. - М.: Флинта:

Наука, 2000. Статья «Живопись на уроках русского языка»Статья «Живопись на уроках русского языка»

6

© 2010-2022