- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья «Живопись на уроках русского языка»
Статья «Живопись на уроках русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Альшова Н.А. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Живопись на уроках русского языка.
Воронова Н.М., учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Липецка
Живопись - поэзия, которую видят,
а поэзия - живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Наступившее XXI столетие унаследовало одну из важных закономерностей сложного XX века: в пору чрезвычайного взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие в нас любовь к прекрасному, красоте, добру и справедливости.
Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на наше настроение, по праву является живопись. Живопись - часть культуры народа. И в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания школьников. Живописное полотно, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, причём духовно-ориентированного мышления, обогащению и «возвышению» словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и опошление речи.
Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить, тем более, что это общение особого рода. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если оно будет понятно.
Уроки русского языка с использованием произведений живописи содержат в себе огромный культуроведческий, социологический и воспитательный потенциал, т.к. это:
-
источник информации о быте и культуре народа;
-
потенциальный источник осуществления накопительной функции языка;
-
реализация познавательно-творческих потребностей обучающихся в работе с произведениями живописи;
-
воспитательные возможности, реализующиеся путём духовно-эстетического воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки обучающихся.
Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует:
-
активизации видов речевой деятельности средствами живописи;
-
формированию коммуникативных умений в процессе работы по картине;
-
формированию жанрово-ситуативного стиля речи с помощью картины;
-
обучению строить высказывания на основе искусствоведческого текста;
-
формированию культуроведческой компетенции обучающихся средствами живописи.
Наиболее важными представляются коммуникативные умения школьников, проявляющиеся в различных видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Это, прежде всего:
-
понимание сообщения учителя о картине, извлечение необходимой информации;
-
овладение речью разных типов (описание, повествование, рассуждение);
-
формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине;
-
восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли; овладение навыками изучающего и поискового чтения;
-
формирование умений писать сочинение-описание (повествование, рассуждение) по картине.
Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи различных коммуникативных упражнений.
Формы работы и виды упражнений должны быть различными:
-
подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося;
-
неподготовленное заранее высказывание;
-
тематическая беседа;
-
диспут;
-
дискуссия;
-
ситуативный диалог;
-
ролевая игра;
-
интервью.
Подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося:
-
Кратко передайте содержание текста о творчестве какого-либо известного художника или текста с описанием картины.
-
Опишите любой натюрморт (на выбор), обоснуйте свой выбор.
-
Опишите природу, изображённую художником.
-
Охарактеризуйте человека, изображённого на полотне художником.
Неподготовленное заранее высказывание:
-
Расскажите, когда вы впервые посетили художественную выставку, картинную галерею или увидели картину художника, которая вам запомнилась.
-
Расскажите о картине, на которой изображено ваше любимое время года (уголок природы, цветы, фрукты и т.п.) так, чтобы ваш собеседник захотел её увидеть.
-
Выскажите своё отношение к этой картине, оцените её достоинства.
Тематическая беседа. Возможные темы:
-
«Как научиться понимать произведения искусства»
-
«Ваши впечатления от посещения выставки известного художника»
-
«Роль живописи в жизни человека»
-
«Ваше отношение к живописи»
Диспут. Примерные темы:
-
«Как вы относитесь к утверждению «Я учу детей, чтобы они живопись ставили выше автомобиля. Да, да, противопоставляю»
-
Согласны ли вы с героем повести «Картина» Д. Гранина: «Тот не может руководить, кто не понимает искусства»
-
Как вы понимаете высказывание одного из героев повести «Картина» Д. Гранина: «Прекрасное, оно действует на душу и как бы придаёт ей зрение».
Дискуссия. Примерные темы:
-
«Какова роль живописи в жизни человека»
-
«Помогают ли художники сохранять земную красоту»
-
«Какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать художник»
-
«Роль знаний о культуре и искусстве русского народа в овладении русским языком»
Ситуативный диалог. Примерные ситуации:
-
Вы звоните подруге (другу), чтобы рассказать о впечатлениях от посещения художественной выставки.
-
На улице вы неожиданно встретили своего бывшего одноклассника, которого не видели много лет. Вы узнаёте, что он стал художником.
-
Вы высказали свое мнение об увиденной на выставке картине, которая вам понравилась. Однако товарищ не разделяет вашего мнения и даёт отрицательную оценку творчеству этого художника.
Ролевая игра. Примерные темы:
-
Я - экскурсовод.
-
Я - критик.
-
Хранитель музея.
-
Прохожий на улице.
Интервью. Примерные ситуации:
-
Журналист берёт интервью у художника в день открытия его выставки.
-
Радиокомментатор берёт интервью у посетителей выставки картин.
-
Диктор телевидения берёт интервью у директора музея, в котором открылась выставка молодого, ещё неизвестного художника.
При проведении указанных форм работ обращается внимание не только на жанр создаваемого речевого произведения, но и на стиль речи.
Наиболее распространёнными упражнениями при обучении письменной речи с использованием картин являются следующие виды: свободный диктант; творческий диктант; изложение; сочинение (повествование, рассуждение, описание; сочинение-рассказ; отзыв, отклик, рецензия о картине; обзорная статья о выставке картин).
Суть свободного диктанта состоит в том, что учитель читает заранее составленный по картине текст, а обучающиеся слушают и записывают текст частями по памяти с опорой на картину.
При проведении творческого диктанта учитель читает начало текста-описания картины, школьники заканчивают его по своему усмотрению с опорой на репродукцию картины.
При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержанием исходного текста, представляющие собой, как правило, отрывок из художественного произведения, знакомого обучающимся. В этом случае картина поможет созданию зрительного образа события, о котором идёт речь в тексте, способствуя более глубокому пониманию его.
Сочинения по картинам занимают ведущее место среди форм обучения письменной речи. Обогащая лексический запас обучающихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя навыки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным сочинением, они, кроме того, приобщают детей к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.
Уроки русского языка с использованием картины имеют свою специфическую структуру:
-
подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);
-
рассмотрение картины;
-
анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
-
словарно-стилистическая и орфографическая работа;
-
чтение искусствоведческого текста;
-
анализ искусствоведческого текста;
-
составление схемы или плана речевого произведения;
-
устное или письменное сочинение (изложение);
-
анализ письменных работ учащихся.
Естественно, все указанные компоненты урока взаимосвязаны и могут проводиться в иной последовательности. Однако они имеют свои особенности, поэтому следует остановиться на каждом из них.
Приступая к работе по картине, учитель сообщает тему урока, количество времени, отведённого для этой цели (1-3 урока), говорит о том, чему дети должны научиться, какими речевыми навыками и умениями должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, напоминает о том, кто художник этой картины и в чём особенности его творчества, его видения окружающего мира, предупреждает о конечной цели работы по картине(составление рассказа, написание изложения или сочинения), о задании на дом Такая предварительная установка активизирует мышление обучающихся, сосредоточивает их внимание, настраивает на серьёзное отношение к работе.
Литература
-
Алянский Ю. Рассказы о Русском музее. М., 1981.
-
Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965.
-
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
М., 1992.
-
Долгополов А.С. Рассказы о художниках. М, 1982..
-
Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие
для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. 3-е изд., испр. М., 1970.
-
Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и
методические разработки уроков: Учебное пособие. - М.: Флинта:
Наука, 2000.
6