- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пижамова Т.И. |
Дата | 14.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа учителя на _____________ учебный год
Предмет: русский язык
Класс: 9
Цели
-
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
-
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
Задачи
-
Способствовать освоению основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); норм речевого этикета.
-
Научить писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства.
-
Научить различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам.
-
Отработать умения применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе и в соответствии с программой общеобразовательных учреждений под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2009 и с «Обязательным минимумом содержания образования учащихся основной школы» под редакцией Шанского Н.М. - М.: Дрофа, 2001. и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004г №1089.
Учебник. Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А, Дейкина А.Д. « Русский язык. 9 класс». - М.: Просвещение, 2010.
Структура курса
1. Международное значение русского языка 1
2. Повторение пройденного в 5-8 классах 7
3. Сложные предложения 34
4. Бессоюзные сложные предложения 8
5. Сложные предложения с различными видами связи 7
6. Общие сведения о языке 4
7. Повторение изученного в 9 классе 7
Плановых контрольных работ: диктантов - 3
изложений и сочинений - 12
Часов за год: 68
В неделю: 2
Предлагаемая программа рассчитана на работу в классе, где интегрированно обучаются учащиеся с задержкой психического развития, которые в силу уровня познавательного развития могут освоить базовый минимум содержания программного материала. Поэтому при составлении рабочей программы по русскому языку для 9 класса был добавлен прогнозируемый результат обучения для детей с ОВЗ, который имеет следующие особенности познавательной деятельности:
- общее недоразвитие речи IV уровня;
- нарушение письменной речи.
Данные ученики требует к себе особого внимания и щадящего режима при изучении материала.
В V - IX классах изучение русского языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности.
Ознакомительно изучаются сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).
Не рекомендуется изучение следующих тем и разделов: основные виды придаточных предложений (учащиеся с ЗПР затрудняются в установлении смысловых связей, поэтому следует уделять внимание отработке умения находить главное и придаточное предложения и ставить вопрос к придаточному); второго раздела из темы «Бессоюзное сложное предложение» - умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, использование синонимических союзных и бессоюзных сложных предложений.
Используемая литература
1. Баранова М.Т. Русский язык 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.
2. Шанский Н.М. Оценка качества подготовки учеников основной школы по русскому языку.- М.: Дрофа, 2001.
3. Бархударов С.Т., Крючков С.Е. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2004.
4. Тропкина Л.А. Русский язык. Поурочное планирование. 9 класс. - Волгоград: Учитель, 2003.
Дополнительная литература
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8-11 классы. М. Дрофа, 2000.
-
Голуб И.И. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 2001.
-
Тихонова В.В. Справочник школьника по русскому языку. 5-11 классы. М.: Дрофа, 2005.
Контрольно - измерительные материалы
-
Белоцкая Г.В. Русский язык. Пособие для самостоятельной подготовки. - М.: Экзамен, 2004.
-
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку. 8-9 классы. - М.: Вако, 2008
-
Кудинова О.А., Юнусова Б.С. Русский язык. Контрольные работы. 8-9 классы. - М.: Эксмо, 2007
-
Матюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
-
Сергеева Е.В, Кошурина Н.И. Трудные случаи разбора сложного предложения. Диктанты. Учебное пособие. - СП «Паритет», 2001.
-
Тихонова В.В, Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8-9 классы. Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2003.
№ п/п
Тема урока
Кол - во часов
Сроки
Планируемый результат. Учащиеся должны:
Прогнозируемый результат для уч-ся с ОВЗ:
прогнозируемые
факти-ческие
1
Международное значение русского языка
1
знать:
- понятие «международный русский язык»;
уметь:
- составлять план, пересказывать текст по плану;
знать:
- понятие «международный русский язык»;
уметь:
- составлять план, пересказывать текст по плану;
2
3
4
5
6
7
8
Повторение пройденного в 5-8 классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог.
Стили языка.
Простое предложение и его грамматическая основа.
Предложения с обособленными членами.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Р. Изложение.
6+1 Р.
1
1
1
1
1
1
1
знать:
- определения основных изученных в 5-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
уметь:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
знать:
- определения основных изученных в 5-8 классах языковых явлений, пунктуационных правил;
уметь:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
9
10
11
12
13
14
15
16, 17,
18
19
20
21
22, 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40,
41
42
43
44
45
46
47, 48
49
50
51,52, 53
54
55,56,57
58
59
60
61
62
63
Сложное предложение
Сложные предложения.
Союзные сложные предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Р. Сочинение по картине Назаренко Т. «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве».
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (ССП).
Понятие о сложносочиненном предложении.
Р. Сочинение по картине Цыплакова В.Г «Мороз и солнце».
Основные группы ССП по значению и союзам.
Сложноподчиненные предложения
Строение сложноподчиненного предложения.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Роль указательных слов в СПП.
Р. Изложение.
Основные группы СПП по их значению.
СПП с придаточными определительными.
СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.
СПП с придаточным изъяснительным.
СПП с придаточным обстоятельственным.
СПП с придаточными степени и образа действия.
СПП с придаточными места.
СПП с придаточными времени.
СПП с придаточными условными.
СПП с придаточными причины.
Р. Изложение.
СПП с придаточными цели.
СПП с придаточными сравнительными.
СПП с придаточными уступительными.
СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.
Контрольная работа «Виды придаточных предложений».
СПП с несколькими придаточными.
Р. Сочинение по картине Фельдмана В.П. «Родина».
Бессоюзные сложные предложения (БСП)
Бессоюзные сложные предложения
Запятая и точка с запятой в БСП.
Двоеточие в БСП.
Тире в БСП.
Р. Изложение.
Синтаксический разбор БСП.
Контрольная работа по теме «БСП».
Сложные предложения с различными видами связи
Сложные предложения с различными видами связи.
Р. Публичная речь.
Пробный экзамен в новой форме.
Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».
Диктант с грамматическим заданием.
Р. Изложение.
Общие сведения о языке
Понятие о языке. Работа со словарем.
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
Практическое занятие. Русский литературный язык и его стили. Применение официально-делового стиля речи на практике.
Контрольный тест по программе 9 класса.
1
1
3+1 Р.
1
1
1
1
4+1Р
1
1
3
19+ 4Р.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
6 + 2 Р.
1
1
1
1
2
1
1
5+2 Р
3
1
3
1
1
1
3
1
1
1
знать:
- понятие «ССП»;
- особенности ССП;
- понятие «СПП»;
- особенности СПП;
- понятия «главное предложение», «придаточное предложение»;
- средства связи придаточного предложения с главным;
- строение СПП;
- место придаточного предложения по отношению к главному;
- виды придаточных предложений;
- понятие «СПП с несколькими придаточными»;
уметь:
- интонационно правильно произносить ССП;
- использовать в речи СПП;
знать:
- понятие «БСП»;
- особенности БСП;
- строение БСП;
- правила постановки разделительных знаков препинания в БСП;
уметь:
- передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями БСП;
- пользоваться синонимическими союзами в БСП.
знать:
- понятие «сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»;
уметь:
- правильно употреблять в речи СП с различными видами связи;
знать:
- функции русского языка;
- стили русского литературного языка;
знать:
- понятие «ССП»;
- понятие «СПП»;
- понятия «главное предложение», «придаточное предложение»;
- строение СПП;
- место придаточного предложения по отношению к главному;
- понятие «СПП с несколькими придаточными»;
уметь:
- отделять на письме запятой главное предложение от придаточного предложения
- интонационно правильно произносить ССП;
- использовать в речи СПП;
знать:
- понятие «БСП»;
- строение БСП;
- правила постановки разделительных знаков препинания в БСП;
уметь:
- ставить разделительные знаки препинания в БСП;
знать:
- понятие «сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»;
знать:
- функции русского языка;
- стили русского литературного языка;
64
65
66
67
68
Повторение
Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Р. Изложение.
Морфемика. Словообразование.
Морфология. Синтаксис.
4+1Р.
1
1
1
1
1
знать:
- основные изученные сведения о языке, определения изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационные правила;
уметь:
- производить все виды разборов;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста.
знать:
- основные определения изучаемых в 9 классе языковых явлений, пунктуационные правила;
уметь:
- производить все виды разборов;
- составлять сложные предложения разных типов,
- определять стиль и тип текста.