Урок литературы Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности. (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Форма проведения урока: урок-размышление.

Цели урока:

образовательная - раскрытие философского смысла произведения; выявление позиции персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создание проблемной ситуации, побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей Виктора и Лены Дмитриевых;

развивающая - формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;

воспитательная - формирование собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.

План урока.



Поставленная задача для каждого этапа урока

Этапы урока

Ход занятия

Формы работы

Методы работы

Обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. Подвести учащихся к формулированию темы урока. Обеспечить мотивацию к учению.

1. Мотивация к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Совсем скоро вы войдете во взрослую жизнь с ее взлетами и падениями, радостями и разочарованиями. И мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний экскурс во взрослую жизнь однажды вспомнился и хоть немного облегчил вам трудные минуты взрослой жизни.

Итак, вами прочитана замечательная повесть Ю. Трифонова «Обмен». Главный герой повести оказался в позиции нравственного компромисса. Попробуем поразмышлять над тем, что происходит в душе героев повести, как они ведут себя в бытовых ситуациях, ведь их поведение становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств.

Таким образом, тема сегодняшнего урока звучит так: «Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности».



Создать условия для высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность. Развивать логические операции (вопросы подобраны так, чтобы ученики смогли повторить ранее изученный материал).

2. Актуализация знаний учащихся.


1. Работа с эпиграфом урока:

- Обратите внимание на эпиграф, который я предложила вам для начала нашего разговора. «В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник». Иосиф Бродский.

- Как вы понимаете слова И. Бродского?

- Как данный эпиграф вписывается в тему нашего урока?

2.) Работа с названием повести.

- Вы уже знаете, что заглавие - это важная составляющая текста, он имеет значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения. Заглавие - всегда сообщение о содержании того, что предстоит нам прочитать. «Приступая к чтению книги, - замечал А.М. Пешковский, - читатель интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его… Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название».

- Посмотрите на заглавие нашей повести и определите будущую направленность разговора, смысловое ядро.

- Почему вдруг обычная бытовая, семейная ситуация вырастает в конфликт?

Индивидуальная

Частично - поисковый

Формировать познавательную активность, воспитывать чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизировать учебную деятельность, создавать комфортные условия для развития коммуникативных умений.

3. Повторение изученного материала

Посвятите нас в краткое содержание этой повести.

- Итак, чтобы разобраться в конфликте, познакомимся поближе с главным персонажем повести, Виктором Георгиевичем Дмитриевым. Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю основные требования, которые мы предъявляем к выступающим: четкость оформления мысли, лаконичность, последовательность, доказательность, наглядность, схематизация при работе с презентациями.

1 группа «Виктор Георгиевич Дмитриев» с опорой на текстовый материал знакомит с персонажем без углубления:

- коренной москвич из семьи дореволюционных интеллигентов;

- в повести - младший научный сотрудник, специалист НИИ по насосным установкам - 37 лет;

- женат, имеет жену Елену и дочь Наташу, ученицу специальной школы по изучению английского языка;

- проживает в г. Москве в небольшой коммунальной квартире;

- организовывает обмен квартир именно в тот момент, когда обнаруживается, что мать неизлечимо больна.

Слово учителя:

- Какой же человек так мог поступить: беспринципный хапуга? Бесхарактерный бесхребетник? Кто он такой? А может, просто себялюбец? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с его истоками, его семьей (уже в том составе, в котором мы ее находим). И попробуем ответить на главный вопрос: в каком мире формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление характера и поступки Виктора?

Групповая

Фронтальная

Проблемного изложения

Реализовать принцип деятельностного подхода в обучении.


4. Размышления


В статье «Выбирать, решаться, жертвовать» писатель справедливо говорил о том, что «быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, сегодняшняя нравственность». И далее он добавлял, что «быт - война, не знающая перемирия». По признанию Ю. Трифонова, он стремился в «Обмене» к густоте письма, к тому, «чтобы как можно более полно изобразить сложность обстоятельств, в которых живет человек», сложность отношений. Оттого и насыщена повесть подтекстами, оттого и держится она на иносказаниях. Каждый поступок здесь - ход в позиционной борьбе, каждая реплика - фехтовальный выпад. Попробуем вникнуть в суть повествования.

Слово предоставляется 2 группе «Семья Дмитриевых»:

- происхождение, социальный статус (мать, отец, дед, сестра Лора);

- круг интересов, увлечений, занятий каждого;

- приоритеты семьи;

- культ семьи - жертвенность, боязнь быть кому-то обузой.

Вопрос: так какой же предстает перед нами семья Дмитриевых, хотя бы на первый взгляд?

Слово предоставляется 3 группе «Семья Лукьяновых»:

- происхождение, социальный статус;

- круг интересов, увлечений, занятий;

- приоритеты семьи;

- культ семьи.

Вопрос: так какой же предстает перед нами семья Лукьяновых, хотя бы на первый взгляд?

Слово предоставляется 4 группе «Лена»:

- происхождение, социальный статус;

- круг интересов, увлечений, занятий;

- приоритеты;

- культ.

- в чем беда Лены (не в желаниях и устремлениях, а в средствах их реализации).

Главный вопрос: что представляет из себя главный персонаж повести? Как можно оценить его поступки, зная, что происходит в его душе?

Шаги постепенного «олукьянивания» - процесс необратимый, сводящийся к увязанию в мелочах

«Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно».

- первый очень незаметный шаг - бросился после провала поступления в художественную школу хоть куда - нибудь. Первая потеря себя - нелюбимая работа;

- женитьба на другой девушке - не из голубой мечты; - потеря семейного счастья и вечные уступки в мелочах;

- мечты о… и «..ты опоздал, Витенька»;

- Дмитриев - кандидат наук, сдался - не дописал диссертацию;

- история с портретом отца;

- поездка в Болгарию на Золотые пески - болезнь отца (инсульт);

- история с дедом (разговор о презрении);

- похороны и поминки деда - смерть и консервы из сайры-дефицит;

- переход в институт газа и нефти - и причины этого перехода (история с Левкой Бубриком) (по словам деда, все ожидали, что из Виктора получится что-то другое. «Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный» - предательство приятеля;

- история с Татьяной - игра - обман - разрыв в семье Тани;

- обмен квартиры в связи с болезнью матери;

- похороны матери и обмен.

Групповая

Фронтальная

Исследовательский

Обеспечить прочное усвоение учебного материала через групповую и индивидуальную работу.

5. Обобщение изученного.


Итак, обмен произошел.

- Так почему же самые трагичные минуты жизни, особенно потеря матери, не стали для нашего героя трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Та самая жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, явилась первоосновой отторжения сына от семьи, именно жертвенность родителей (не быть обузой детям) родили в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители, деды - это не самое святое. Не зря говорят, что зло не ищет гармонии, его сила - в рутине. И эта рутина смогла переродить нравственные ценности во внутреннем мире главного персонажа).

- Жалко ли вам Дмитриева?

Настораживает и удерживает нас от жалости к нему и одна деталь: Лена называет вещи своими именами, а Виктор - нет. Ему необходимо прикрытие, какая-нибудь благородная легенда. Наподобие той, которую он преподносит своей сестре Лоре: «Ни черта мне не нужно, абсолютно ни черта. Кроме того, чтобы нашей матери было хорошо. Она же хотела жить со мной всегда, ты это знаешь, и если сейчас это может ей помочь…».

Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств. Мещанско-обывательское лукьяновское начало сталкивается в повести с подвижническими взглядами русской интеллигенции, господствовавшими в семье Дмитриевых.

Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного компромисса. Однако одновременно угодить жене и матери не удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Виктор предлагает матери совершить обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.

Групповая, индивидуальная

Проблемного изложения


6. Итоги урока

Настоящий мастер слова, прекрасный писатель, Юрий Трифонов отражает и оценивает происходящие в жизни процессы в своих произведениях «городской» прозы. Он не идеализирует происходящее, но дает оценки, порой явные, чаще выраженные сдержанно, заставляя нас задуматься о собственной жизни.

Фронтально - коллективная


7. Домашнее задание

Письменная работа на тему: «Размышляя о прочитанном».

Проанализировать осознание качества и уровня усвоения произведения Трифонова «Обмен».

8. Рефлексия

- Над какими вопросами заставил вас задуматься автор повести «Обмен»?

- Скажите, где бы вам могли пригодиться знания, полученные в результате изучения и анализа повести Трифонова «Обмен»? ( Конечно же, при подготовке к экзаменам)



Пояснительная записка


Работу представила Елена Михайловна Сокол, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Канска

Работа представлена по направлению: гуманитарное.

Урок разработан для 11 класса.

Тема урока: «Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности». (По повести Ю. Трифонова «Обмен»)

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Форма проведения урока: урок - размышление.

Цели урока:

образовательная - раскрытие философского смысла произведения; выявление позиции персонажей повести по отношению к вопросу об обмене; создание проблемной ситуации, побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых, а также главных персонажей, Виктора и Лены Дмитриевых;

развивающая - формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;

воспитательная - формирование собственной точки зрения у учащихся на выявленную проблему; воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы.

Методы: частично - поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Задачи этапов урока, методы, формы работы указаны в конспекте.

Данное занятие разработано на основе Программы по литературе за курс основной школы (автор Коровина). Рабочая программа ориентирована на изучение предмета на базовом уровне, 102 учебных часа из расчёта 3 урока в неделю.

В классе 20 человек. Большинство детей имеют средний уровень учебной мотивации, хотя и воспитываются в благополучных семьях, где родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в изучении предмета. Есть ученики, не отличающиеся упорством и постоянством в изучении данной учебной дисциплины. Также у ряда школьников наблюдается повышенный уровень тревожности в стрессовых ситуациях, что мешает им демонстрировать полный объем полученных знаний. Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является актуальной проблема сниженного внимания, а также снижение читательской активности учащихся.

Таким образом, вышеозначенные социальные и психологические особенности учеников, а также введение с этого года новой формы аттестации выпускников (сочинение на литературную тему) возникла необходимость более полного и глубокого анализа произведений.

Уровень развития: выше среднего - 2 ученика, ниже среднего - 5 учеников, остальные учащиеся имеют средний уровень. Учебное занятие подготовлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Ребята эмоциональны, любознательны. Предлагаемый урок является уроком «повторения и обобщения», неотъемлемой частью которого является презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Использование презентации позволяет учителю рационально использовать время урока, сделать процесс обучения интересным и наглядным. Методика проведения урока соответствует технологии деятельностного подхода в обучении. На уроке применяются различные формы, методы, приемы работы, чередование которых позволяет облегчить восприятие материала, снизить порог утомляемости, вовлечь всех учащихся в работу и сделать его продуктивным. В ходе проведения данного занятия предполагалось сформировать у учеников коммуникативную компетентность, информационную компетентность, продуктивная групповая коммуникация - создание презентации на одну из предложенных тем.

Учебное занятие состоит из двух основных этапов: комплексного повторения содержания произведения Ю. Трифонова «Обмен» и размышления (публичного выступления) на одну из предложенных тем. Таким образом, работа на уроке способствует активизации знаний и формированию умения анализировать литературное произведение, что так необходимо для успешного написания экзаменационного сочинения и выполнения задания С на ЕГЭ.

Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока: организацию сопутствующего повторения и побуждение учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах семей Дмитриевых и Лукьяновых.

Деятельностный подход обеспечивает качественное повторение материала.

Познавательная активность учащихся на уроке обеспечивается с помощью следующих приемов:

- динамичная смена заданий достаточно высокого уровня сложности;

-деятельностный подход и постоянное переключение с групповой на фронтальную форму работы;

- организация публичного выступления.

Результат:

Проведенное занятие подтвердило актуальность подобной формы работы. Ученики проявили активность при обсуждении поступков героев, заинтересованность в скрупулезном изучении произведения.

Урок показал своевременность изучения произведения Ю. Трифонова «Обмен», позволил подготовить учащихся к написанию сочинения по одному из предложенных направлений.

Большой интерес вызвали вопросы, касающиеся внутреннего мира героев. Учащиеся внимательно слушали ответы одноклассников, отмечали достоинства и недостатки каждого выступления, совершенствовали собственные ответы. Этот этап урока позволил акцентировать внимание учеников на необходимости четко формулировать мысль, лаконично, последовательно, доказательно отвечать на предложенный вопрос, умело, наглядно выполнять презентацию.


© 2010-2022