- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по поэзии серебряного века
Урок литературы по поэзии серебряного века
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова И.О. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. В поисках поэтического языка новой эпохи. Серебряный век русской поэзии.
Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся по поэзии серебряного века.
Задачи.
Способствовать закреплению системы знаний о модернистских течениях
Показать разнообразие поэтов-личностей Серебряного века.
Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века, пробудить интерес к их творчеству
Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
Воспитывать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования и выразительного чтения стихотворений.
Тип урока. Обобщение и систематизация полученных знаний
Вид урока. Урок-спектакль
Оборудование. Афиша (тема урока), афишки каждому студенту со схемами, декорированный стул, записи музыкальных отрывков для сопровождения
Ход урока
-
Мобилизация (настрой учащихся на восприятие темы)
Учитель.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве и против теченья -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
-
Целеполагание
Едва ли в истории отечественной литературы найдется столь яркий, загадочный и непостижимый период. Целая эпоха, продлившаяся три-четыре десятилетия, оставила след кометы на небосклоне не только русской, но и мировой литературы. Назовите этот период?
(серебряный век русской поэзии)
Правильно, на уроке мы обобщим знания по поэзии серебряного века. Сегодня у нас необычный урок. Мы назвали его спектаклем, но перед тем, как поднимется занавес, я хочу задать вам вопрос, на который мы вместе ответим в конце урока - Почему творчество поэтов серебряного века тревожит нас до сих пор? Почему мы плачем и смеемся, читая их в нашем непростом 21 веке? Итак, занавес!
-
Коммуникация
1 ведущий.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.
2 ведущий.
Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни.
3 ведущий.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
4 ведущий
В этой эпохе есть срыв в неврастению, но рядом примеры подлинного мужества и благородства. В этой эпохе есть место религиозному экстазу и свободной, роскошной игре ума. Источник ее - избыток жизненных сил.
1 ведущий.
Сколько света, по сравнению с пасмурной погодой безвременья восьмидесятых годов! Какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. И хотя мы зовём это время Серебряным, а не Золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
2 ведущий.
Мы видим серебряный век русской поэзии как освещённое солнечным сиянием творческое пространство, светлое и жизнеутверждающее, жаждущее красоты и самоутверждения.
3 ведущий.
Мы чувствуем атмосферу, насыщенную электричеством и в то же время пронизанную солнечными лучами, полную беспокойства мысль и пристрастие к изысканным формам.
4 ведущий.
Я не знаю мудрости, годной для других,
1 ведущий.
Только мимолетности я влагаю в стих.
2 ведущий.
В каждой мимолетности вижу я миры,
3 ведущий.
Полные изменчивой радужной игры.
4 ведущий.
Война и революция ворвались в жизнь литературных и музыкальных салонов начала XX века. Серебряный век эмигрировал - в Берлин, Константинополь, Прагу, Софию, Рим, Париж.
1 ведущий.
Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.
2 ведущий.
Однако эмиграция видела свою миссию в сохранении духовных ценностей прошлого и в передаче этих ценностей освобождённой России будущего.
3 ведущий.
Рас - стояние: вёрсты, мили…
Нас рас - ставили, рас - садили,
4 ведущий.
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
1 ведущий
Рас - стояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
2 ведущий
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Учитель.
Так или иначе, Серебряный век - это личности. И хотя художественные течения вырастали как грибы -
3 ведущий.
символизм,
4 ведущий.
акмеизм,
1 ведущий.
футуризм,
2 ведущий
имажинизм,
Учитель.
каждый был не только ярким представителем своего направления, но и отдельной фигурой, творцом новой эпохи.
Пусть же время повернется вспять, и мы попадем в прекрасный и яростный мир - в эпоху революций, потрясений и бурь, в эпоху прекрасных стихов и поэтов, похожих на бесстрашных капитанов, покоряющих неизведанные земли:
Быстрокрылых ведут капитаны -
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Гумилев.
Стремительно выбегали строки, нагоняя одна другую, с медным звоном встречались рифмы, и прекрасные образы вставали, как былые призраки из глубины неведомых пропастей".
Чтение стихотворения «Жираф»
Есенин.
Я сердцем никогда не лгу. Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то! Эх! Не хотел я сегодня душу перед вами раскрывать, ну да ладно!
Чтение стихотворения «Гой, ты Русь моя, родная»
Блок.
Чтение стихотворения «Незнакомка».
Во время чтения проходит девушка, садится на стул. С другой стороны подходит еще одна девушка (Цветаева), становится с одной стороны стула. После чтения студент, читавший «Незнакомку», отходит к стулу.
Ахматова.
Сжала руки под темной вуалью...
2-ая девушка
"Отчего ты сегодня бледна?"
Ахматова.
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: (вскакивает со стула, подходит к юноше)
"Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко (юноша оборачивается)
И сказал мне:
Юноша.
"Не стой на ветру".
Цветаева.
Чтение стихотворения «Мне нравится…»
Маяковский. (обращается к двум девушкам)
Читает стихотворение «Послушайте…»
После прочтения этого стихотворения все поэты сходятся к стулу и садятся, как бы для того, чтобы сделать групповой снимок.
Учитель.
Кто кончил жизнь трагически, - тот истинный поэт!
А если в точный срок - так в полной мере!
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в «Англетере».
А в 33 - Христу (он был поэт, он говорил:
«Да! Не убий!» Убьёшь - везде найду, мол!)...
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал.
С меня при слове «37» в момент слетает хмель.
Вот и сейчас вдруг холодом подуло -
Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лёг виском на дуло.
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился - и может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.
Да, правда, шея длинная - приманка для петли,
И грудь - мишень для стрел, но не спешите:
Ушедшие не датами бессмертье обрели,
Так что живых не очень торопите.
Судьбы этих людей трагичны, как и судьба их Родины. Каждая из этих судеб - драма. Ни о ком из них нельзя сказать, что он прожил долгую безбедную жизнь. И тем более удивительна та безграничная вера, бесконечная любовь, которые рвутся из каждой строчки их стихов. Любовь к Родине, ее истории и ее природе, любовь к женщине, любовь к жизни во всех ее проявлениях.
1 ведущий
О, если бы они все знали, что поэзия убивает!
2 ведущий.
Как же редко в России судьба поэта бывает благополучной или хотя бы спокойной!
3 ведущий.
Может, дело в обостренном восприятии окружающей реальности?
4 ведущий.
А может, в том, что рождают поэтов, как и героев, эпохи кризисные, переломные?
Выходит фотограф.
Господа поэты! (делает вид, что фотографирует старинным фотоаппаратом)
-
Рефлексия
Учитель.
Вот и подходит к концу наш урок. Перед тем, как мы ответим на поставленный в начале урока вопрос, хочу обратиться к господам актерам. Каковы ваши ощущения, что вы почувствовали, исполняя роли великих поэтов?
(Ответы студентов)
Итак, почему же творчество поэтов серебряного века тревожит нас до сих пор? Почему мы плачем и смеемся, читая их в нашем непростом 21 веке?
(ответы студентов)
Сегодня я намеренно не буду выставлять вам оценки, ведь не выставляются оценки актерам театров после спектакля. Это мы сделаем на следующем уроке, а сейчас хотелось бы сказать. Любите поэзию, читайте стихи
красивых слов немые строки,
суметь без мыслей прочитать,
потом сидеть и долго думать,
и все по-своему понять.
где зло, а где добро увидеть,
и часть себя средь строк найти.
быть может стих тебе поможет
не сбиться с верного пути.
не сделать глупую ошибку,
по-новому увидеть мир,
понять, насколько, все же, глупо,
решать все холодом рапир.
взглянуть в ее глаза по-новой,
почувствовать ее любовь,
и вспомнить светлый день знакомства,
как в венах закипала кровь.
в стихах есть очень много истин,
сокрытых от невежды глаз,
они разбросаны случайно,
и скрыты красноречием фраз.
они доступны лишь не многим,
тем, кто читает для души.
поэзия приносит пользу,
и снег сознания вершин.
-
Домашнее задание
Анализ стихотворения поэта серебряного века (на выбор)