Технологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р. Н. Бунеев

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы

«Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»,

6 класс

Цели:

  • Образовательные: формировать умение писать НЕ с именами прилагательными, находить изученную орфограмму в тексте, совершенствовать умение обосновывать выбор слитного или раздельного написания Не с именами прилагательными, способствовать развитию связной речи, произвольного внимания.

  • Способствовать воспитанию интереса к русскому языку, любви к слову.

  • Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.

- Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат:

  • Предметные:

- Знать правило написания Не с именами прилагательными;

- уметь находить в предложении, тексте слова с изученной орфограммой;

- уметь объяснять написание НЕ с именами прилагательными;

- уметь правильно писать Не с именами прилагательными.

  • Метапредметные:

- уметь самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (Регулятивные УУД).

- уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

  • Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Этап урока

(технологии)

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Планируемый результат

Оценка результатов

1.Самоопределение к деятельности



Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

- Проверьте свою готовность к уроку.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам.

- С каким настроением пришли на урок, готовы ли работать?

(эмоциональное состояние учащихся)

- Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

И несмотря на то что мы с вами впервые будем сотрудничать вместе, надеюсь на успешное овладение вами новыми знаниями.

Отвечают на вопросы.

Выполняют самооценку готовности по критериям.

Предметные:

«предметная» готовность к предстоящей деятельности.

Метапредметные:

Самоконтроль, самооценка.

Личностные:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Оценочные суждения (ОС) на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности

2.Самостоятельное выведение темы урока.



3. Мотивация на изучение новой темы







4. Постановка учебной проблемы, формулирование целей учебной деятельности.













5 Актуализация изученного





6. Переход к изучению новой темы . Работа в парах.



7.Пробное действие, фиксация затруднения.

(самопроверка)









7 Составление и освоение алгоритма













8. Сравнение алгоритма с правилом в учебнике (обращаю внимание на графическое обозначение орфограммы)

9. Первичное закрепление во внешней речи с проговариванием по алгоритму.

10. Закрепление полученных знаний и способов действий.

Самостоятельная дифференцированная работа.













11. Результаты выполненного задания.



12. Рефлексия. Итог урока.

Формирование и развитие умения самостоятельно определять тему урока.


Цель этапа: для чего нужны именно эти знания.




















Цель этапа: формирование и развитие умения самостоятельной практической деятельности.





Цель этапа: учебное сотрудничество с целью находить общее решение.



Цель этапа: определение границ неизвестного.









Цель этапа: умение создавать модель для решения учебной задачи.













Цель этапа: сравнение составленного продукта деятельности обучающимися с правилом в учебнике.

Цель этапа: Формирование и развитие умения выполнять задание по алгоритму.



Цель этапа: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.













Цель этапа: Оценивают результаты, сравнивая их с образцом.



Цель этапа: формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.




- На слайде презентации текст Н.Сладкова. Выпишите из него все прилагательные в полной форме

- Что общего у этих прилагательных?

- Знания, связанные с какой темой, будем открывать на уроке.

На слайде презентации задание 12 ЕГЭ Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.

2. Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, а тихо.

3. Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.

4. Мы проезжали мимо (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки

5. Погода сегодня (НЕ)НАСТНАЯ.

- Обращаю внимание учащихся на 4 и 5 примеры. Значит, знание этой темы понадобится при сдаче ЕГЭ.

- Недавно я прочитала на остановке объявление : «Продаётся не дорогая квартира» , а в газете это объявление было написано в таком варианте : «Продаётся недорогая квартира».

Есть ли у вас знание о том, правильно или нет написано прилагательное с не ?

- Сформулируйте учебную проблему, которую мы должны решить на уроке. К этому примеру мы вернёмся позже.

- Запишите тему урока.

- Какие цели мы должны достигнуть на уроке.



- Какими способами мы будем достигать эти цели.



- Сгруппируйте слова по орфограммам :

Не был ; ненастье; недруг; не могу; не друг, а враг.

- Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм.

- Как вы считаете, с какой орфограммой будут общие принципы правописания не с прилагательным? Почему?

Обучающиеся, работая в парах ,объясняют правописание прилагательных с не и делают вывод о том, что их правописание регулируется таким же правилом, что и существительные.

(Не)лепый человек

(Не)вежливый человек

(Не)добрый , а злой человек

(Не) красивый , но добрый человек

Вовсе (не)добрый человек

После самопроверки учащиеся приходят к выводу о том, что они знают не все о правописании не с прилагательными

- Сравним 3 и 4 примеры . В каком из них прилагательные являются антонимами? Одинаковые или разные признаки они обозначают? (одинаковые - качества человека в 3, разные в 4 )

В 4 примере противопоставление не влияет на раздельное написание прилагательного с «не», так как эти слова не являются лексическими антонимами.

- О правописании прилагательных с не в случаях , когда есть слова , усиливающие отрицание (5 пример) мы поговорим на следующем уроке. А сегодня осваиваем алгоритм правописания прилагательных с не во всех остальных случаях. (алгоритмы у обучающихся на карточках).

Смотри приложение №1

- А для чего нужно сделать первый шаг именно этот ?

- Можно ли пропустить какой-либо шаг ?

- Как проверить , поняли ли вы это правило ? (Нужно потренироваться)

Приложение №2 . Физкультминутка




Выполняют упр. Учебника 325

Организует ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Организует выполнение задания по новому алгоритму.


1. Даёт задание.

2. Организует ситуацию понимания задания: его цели, результата и способа деятельности.

3. Включает обучающихся в практическую деятельность, направленную на достижение результата.

Наблюдает за деятельностью детей, выбирает различные варианты результатов.

Ученики, нуждающиеся в работе по алгоритму, продолжают выполнять её самостоятельно. Сильные учащиеся, освоившие работу по алгоритму, составляют текст-миниатюру «Сегодня на улице…» или «Зимний день» с опорой на словосочетания: (не)настный день; (не)низкое, а высокое небо; (не)объятная даль; (не)глубокие сугробы; (не)обыкновенное настроение…

В это время учитель контролирует работу учащихся по алгоритму.

Сильные учащиеся зачитывают текст-миниатюру



Задаёт вопросы:

- Какой проблемный вопрос ставили на уроке? Смогли ли его решить?

- Какие новые знания вы усвоили сегодня на уроке?

Выводы учащихся о качестве освоения новой орфограммы , о причинах ошибок ( не увидели опознавательный признак , пропустили мыслительный шаг в рассуждении , поменяли шаги местами )

-Кому вы сами на сегодняшнем уроке за работу поставите «!» ?

Самооценка по предложенным суждениям. Поставьте + или -.

  1. Я знаю, как называется новая орфограмма.

  2. Я вижу опознавательный признак орфограммы.

  3. Я освоил(а) алгоритм правописания не с прилагательными.

  4. Я научился(ась) графически обозначать условия выбора изучаемой орфограммы.

  5. Я отличаю эту орфограмму от других и использую нужное правило.

Оцениваю знания обучающихся.

- Вернёмся к объявлению. Какой же вариант написания правильный? Почему? Что можно сказать о человеке, написавшем его с ошибкой? (Он неграмотный) Как напишем слово неграмотный? Почему?

- Как вы считаете , знание русского языка нужно писателям , учителям , журналистам или каждому человеку ? Для чего?

Домашнее задание: 1. Всем выучить правило и владеть алгоритмом. 2. сильные ученики выполняют поисковое задание: из произведения , которое они изучают по литературе, выписать до 10 примеров разных случаев правописания не с прилагательными, объяснить условия выбора орфограммы. 3. Остальные выполняют упр. 330

- Скоро Новый год. Я желаю, чтобы в следующем году на вашем пути не встречались нехорошие люди, недобрые взгляды, а было больше необыкновенных чудес! Спасибо за урок.

Читают и

Выписывают слова:

некрасивый, неуклюжий, несъедобный.

- У них есть не

- Правописание не с прилагательными.














- В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких раздельно.

- Узнать правила написания не с прилагательными; научиться делать выбор между слитным и раздельным написанием не с именами прилагательными, используя алгоритм.

- Составим алгоритм по этому правилу, освоим образец действия по нему, потренируемся в самостоятельном действии по этому алгоритму.

Учащиеся группируют орфограммы, Получают планируемый результат, проверяют себя по образцу.

Не был

Нездоровится

Не могу

Ненастье

Недруг

Не друг, а враг.

Наличие не

- С существительными, так как прилагательные образованы от существительных.


1.Читают и понимают задание.

2. Представляют результат деятельности через понимание задание.



Коллективное задание. Работа с разными видами словарей (толковым, этимологическим, словообразовательным). Нахождение истории, образования и значения прилагательного «нелепый».









Сильный ученик проговаривает шаги алгоритма, затем ученики сравнивают с теми алгоритмами, которые раздал учитель.











Выполняют задание с проговариванием алгоритма во внешней речи.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.



Выполняют задания учебника (учителя), сначала проговаривая алгоритм самостоятельно.

Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.











Находят причины ошибок. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

- Кто ошибся? Почему?

Анализируют и осмысливают свои достижения.


- Когда пишем слитно, а когда раздельно НЕ с именами прилагательными.

- Мы освоили алгоритм действий и проверили, как он работает.

Каждый ученик задумывается о том, что у него получилось хорошо, что не удалось сделать, над чем он планирует работать в плане самообучения.

Предметные: Понимание предметного содержания задания.

Представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения.

Метапредметные:

умение воспринимать задание,

умение определять результат, цель и способ деятельности,

умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).

Личностные:

ЦО к умению воспринимать задание, к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.



Метапредметные:

Умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.

Целеполагание на уровне переопределения практической задачи в теоретическую.

Личностные:

ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.



Регулятивные УУД






Познавательные УУД






Организационно-коммуникативные УУД





Нахождение информации из разных видов источников. Познавательные УУД










Познавательные УУД










Предметные:

Верно выполненное задание по алгоритму.

Метапредметные:

Умение выполнять задание по алгоритму Личностные:

ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.



Предметные:

Выполненное (или невыполненное) задание.

Метапредметные:

Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата, умение контролировать и оценивать.

Личностные:

ЦО к самостоятельной практической деятельности.












Предметные:

Прочные знания и умения по изученной теме.

Метапредметные:

Учебно-познавательный интерес

Учебные действия

Самоконтроль

Самооценка

Личностные:

ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

ОС на умение воспринимать задание, на самостоятельное определение результата, цели и способа деятельности.








ОС на умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.











































ОС на самостоятельную практическую деятельность.













ОС на умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.






Приложение №1.

Технологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.БунеевТехнологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.Бунеев 1) Употребляется без не или нет

Технологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.БунеевТехнологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.БунеевТехнологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.Бунеев2) Не употребляется 3) Употребляется

Пиши слитно 4) нет 5)есть (подразумевается)

противопоставления противопоставление

Технологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.БунеевТехнологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.Бунеев

пиши слитно пиши раздельно

Приложение №2 Физкультминутка

Наконец-то наступила долгожданная русская зима и выпал снег. Давайте представим себя лёгкими снежинками и покружимся. Поднимем головы вверх и полюбуемся высоким синим небом. Напоследок сыграем в снежки. Глубоко вдохнём и, довольные, бодрые и румяные, вернемся на урок русского языка.



© 2010-2022