Из опыта работы по проблемной теме

 Вот уже несколько лет разрабатываю и с успехом провожу уроки нетрадиционой формы. Считаю, что эта форма работы с учащимися позволяет повысить их интерес к изучаемым предметам, предполагает творческое начало в работе самих учащихся, позволяет успешно сочетать проектную деятельность с лучшими элементами традиционого урока. Кроме того, такие уроки, как правило, проходят с компьютерной поддержкой: слайд-шоу, презентации, конофрагменты, видео, - это позволяет сделать урок более насыщенным и зрелищны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»





Из опыта работы

по проблемной методической теме

учителя русского языка и литературы

Черемисовой И.А.



«Нетрадиционные формы урока»


/«Активизация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы путем проведения уроков нетрадиционной формы»/








2014 г.

Русский язык и литература всегда были, есть и будут тесно связаны с жизнью, с состоянием общества, с теми глубинными процессами, которые происходят в общественной жизни. И естественно, что процесс перестройки и демократизации нашего общества повлиял на состояние преподавания русского языка и литературы в школе. С особой остротой зазвучали вопросы: чему и как учить? Если ответ на первый вопрос в значительной мере дан самим временем, открывшим большие возможности для создания новых программ (вариативных, дифференцированных, экспериментальных и т.д.), то ответ на второй дать очень сложно, и в общем и в целом он чаще всего решается каждым учителем самостоятельно в силу его методической подготовленности, стремления к творчеству и сотворчеству с учениками и многих других факторов, лежащих в основе учительской работы.

Литературоведческий академизм, авторитарные приемы работы, сковывающие процесс обучения, уходят в прошлое вместе с освобождением школьного курса литературы от идеологизации и политизации. Но, конечно, нельзя отказываться от достижений отечественной и мировой методики, а то как бы с водой не выплеснуть и ребенка. Напротив, теперь особенно важно изучить и эффективно использовать то лучшее, что есть в традиционной науке о преподавании русского языка и литературы. Ведь создавать что-то новое можно, только основываясь на крепком, прочном фундаменте прежних достижений методики и практики науки. И всё-таки каждый педагог постоянно должен идти вперед, осваивая новые формы и методы проведения урока. Почему? Потому что жизнь наша не стоит на месте, а мы должны идти с ней в ногу.

Главная цель, которую ставит перед собой учитель, - сделать урок высокоэффективным, чтобы он оставлял след и в умах, и в душах подростков. Поэтому поиск новых форм и приемов изучения литературы и русского языка - явление закономерное и необходимое. Все это призвано возбудить у учащихся жажду знаний, интерес к учебе, сделать ее увлекательной для ребят. Вспомним, как в свое время писал В.А.Сухомлинский: «Для некоторой части школьников учение является бременем, а иногда наказанием и мучением. Воспитатель, помни, что, если дело доходит до этого, ни о каком успехе этического воспитания не может быть и речи. Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении - в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость...»

Довольно низкий уровень грамотности выпускников школы, падение престижа образования и, как следствие, культуры в стране начинаются именно с того, что школьник не хочет учиться, не испытывает потребности в умственной, духовной деятельности. «Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять?..» - спрашивает Сухомлинский.

Свои ответы на этот вопрос дают педагоги-новаторы В. Шаталов,

Ю. Меженко, С. Лысенкова, Е. Ильин, О. Любимов и другие. Они находят свои пути, разрабатывают новые методики, предлагают новые формы проведение урока. Их опыт заслуживает пристального изучения и внимания.

С большим интересом я ознакомилась с методикой Е.Н. Ильина. Его принцип изучения литературы - «познавать искусство средствами искусства» - предполагает высокую культуру и высокий уровень подготовки прежде всего самого учителя. Внимание к детали, через которую раскрывается суть всей книги, ее идейная концепция, проблемные вопросы, вызывающие мощный поток ассоциаций, причем как литературных, так и житейских, моральные и духовные уроки, которые извлекает для себя каждый ученик, «сюрпризы урока», точное, продуманное учительское слово - все это и многое другое составляет то единое, цельное, мощное, чему название - урок Ильина. В своих статьях и книгах он убеждает, что такие уроки доступны каждому учителю. Не уверена, что могу согласиться с этим его утверждением, думаю, чтобы дать урок, как Ильин, надо быть Ильиным. Но изучать его методику, применять формы, приемы, найденные им, может каждый учитель.

Интересна и предлагаемая О.И. Любимовым система опорных схем-конспектов, используемая при изучении крупных художественных произведений. Этот прием анализа произведения - «распутывание узла» - позволяет сосредоточиться на главном и во всем произведении, и на каждом отдельно взятом по этому произведению уроке, придает уроку четкость и глубину. Прием постоянного цитирования текста в качестве ответов на вопросы ОСК заставляет учащихся внимательно читать текст и хорошо в нем ориентироваться, повседневная речь учащихся обогащается языковым многообразием грамматических структур. Любимовым разработана новая методика, но ценность ее в том, что можно, не работая по ней в целом, применять ее при изучении лишь некоторых произведений (например, романов Толстого, Достоевского, Пастернака, поэм Гоголя, Некрасова и т.д.) или же пользоваться приемами, использовать наработки в форме урока.

Конечно, главное в уроке - содержание. Но от того, в какой форме оно будет преподнесено, во многом зависит его усвоение. Поэтому, изучая методики педагогов-новаторов, большое внимание я уделяю и форме урока. Довольно много материала о нетрадиционных, нестандартных формах урока предлагает нам методический журнал. Правда, часто в письмах педагогов-новаторов и статьях журнала о них дается лишь название формы урока и два-три замечания, дополняющие представление о ней. Поэтому при попытке провести урок названной в журнале формы приходится его структуру, детали, элементы, оформление придумывать самой. Но в этом и заключается, наверное, прелесть таких уроков. Чья-то задумка дает толчок твоим мыслям, твоему творчеству, и создается совершенно новый урок.

Я освоила пока не так много нетрадиционных форм урока, поэтому есть над чем работать дальше, и я продолжу работу над той методической проблемой, которую ставлю перед собой: «Активизация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы путем проведения уроков нетрадиционной формы».

Наибольший интерес вызывают у учащихся подросткового возраста (5-6 класс) уроки-путешествия. Это могут быть первые уроки по какой-то обширной теме или обобщающие, итоговые. Такие уроки несут много информации, которая частично усваивается в процессе игры, если урок первый по теме («Путешествие в город Имён Существительных» - 6 класс), или активно повторяется, обобщается, если это последний по данной теме урок («По следам Пети Двойкина» - раздел «Лексика» - 5 класс). Кроме того, такой урок может быть проведен и на промежуточном этапе изучения определенной темы (например, правописание наречий проверялось на уроке «Космическое путешествие на планету Наречие» - 7 класс).

В старших классах с большим успехом проходят уроки «Литературные гостиные». Эта форма урока позволяет сочетать эстетическое воздействие произведения литературы с художественно творческой и художественно исполнительской деятельностью учащихся. И при использовании этой формы урока создается эмоционально-насыщенная атмосфера урока, которую трудно переоценить. Кроме того, такая форма проведения урока позволяет привлечь очень большой объем материала, который усваивается учащимися без особых усилий с их стороны, и максимально задействовать для подготовки и участия в нем каждого ученика.

Литературные гостиные «Любовь и проза жизни в поэзии Некрасова», «Целый мир от красоты» по поэзии А. Фета, «Любовные адресаты лирики Пушкина», «Они были поэты, они любили друг друга» о Н.Гумилеве и Ахматовой, «Если душа родилась крылатой» о М.Цветаевой, «Творческие индивидуальности Серебряного века», «У нас в гостях поэт» были запоминающимися именно потому, что установка на взаимосвязь разных видов искусств в обучении литературы создает самые благоприятные условия для большего проявления интересов, склонностей, способностей учеников и их реализации.

Конечно, такие уроки нельзя проводить слишком часто, ведь они требуют и большой подготовки, и немалой самоотдачи. Они нетрадиционны, и в этом их сила.

Кроме того, учащиеся любого возраста - от 5 до 11 класса - с удовольствием воспринимают игровые формы уроков. Уроки - игры («Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Конкурсы знатоков» по творчеству отдельных писателей, Литературное казино «Интеллект» и др.) позволяют вспомнить, повторить, обобщить изученное, и все это в легкой, необременительной, игровой форме, создающей позитивное настроение класса, непринужденную атмосферу, необходимую для активизации интереса учащихся к изучаемому предмету.

Большое будущее за интегрированными уроками, опыт проведения которых я изучаю в теории и на практике (на примере уроков моих коллег), ведь такая форма уроков предполагает очень серьезную цель - дать ученику целостное представление о мире, научить его видеть развитие живых процессов, связанных с существованием человеческого общества. Так, разработанный и проведённый мной урок «Декабристы в истории и литературе» (форма урока - «Беседа за круглым столом»), где девятиклассники не только приобретали знания по литературе, но и пополняли свой исторический багаж, позволил также активизировать умения и навыки учащихся в работе с ИКТ (ребята составляли небольшие презентации по заданным темам, которые были затем сведены в общую большую презентацию к уроку), а также насладиться музыкой, соответствующей изучаемой эпохе, художественным искусством талантливых людей XIX столетия. Кроме того, этот урок позволил использовать проектную методику, ведь материал по заданным темам учащиеся находили, компоновали, представляли и защищали самостоятельно, работая в группах.

Конечно, применение ИКТ позволяет разнообразить урок и сделать его нетрадиционным. С 2005-06 учебного года я начала применять в своей работе презентации, слайд-шоу, работать с тестами, использовать CD-диски, Интернет-ресурсы. Считаю, что нужно использовать любые возможности для того, чтобы урок получился разнообразным, ярким, запоминающимся - только тогда он оставит след в умах и душах учеников. Интересен опыт уроков-панорам, позволяющих проводить глубокий экскурс в историю нашего народа, воспетую и критически осмысленную поэтами и писателями. Уроки-блоки, проблемные уроки, уроки-диспуты… Форм уроков очень много.

Но нужно помнить о главном: каким бы ни был урок - нестандартным или вполне традиционным, азартно-увлекательным (конкурс, диспут, игра и т.д.) или «тихим» (лекция, беседа, чтение любимых страниц) - важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание урока, чтобы на уроке господствовали Его Величество Русский язык и Его Величество Текст, а формы подачи и прочтения текстов и правил могут быть разнообразны до бесконечности.

© 2010-2022