Занятие Люби и знай свой край родной 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Люби и знай свой край родной.


Цель: познакомить учащихся с понятием «литературное краеведение»;

показать своеобразие фольклора Прикамья;

пробудить интерес учащихся к культуре родного края.

Словарная работа: краеведение, фольклор, жанры фольклора.

Оборудование: карта Пермского края, фотографии уральской природы.

Ход занятия:


  1. Вступление.

Вступлением к нашему занятию станут стихи известной уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой, посвященные родному краю.

Урал.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Ребята, слова ставшие названием занятия, обращены ко всем нам. Чтобы любить свою родину, нужно хорошо знать свой край, его историю, культуру.

Многое вы уже знаете, ещё больше открытий вас ждёт впереди.

Давайте проверим ваши знания:

-Что такое краеведение?

Это изучение отдельной местности.

-Что изучает литературное краеведение?

Историю литературы и творчество современных писателей.

-Почему наш Пермский Край часто называют Прикамьем?

-Имена каких известных пермских детских писателей вы знаете?

II. Знакомство с хрестоматией «Родное Прикамье».

В течение всего учебного года мы будем изучать литературу родного края. В этом нам поможет хрестоматия «Родное Прикамье». В ней представлены литературные произведения и фольклорные, записанные в Пермском Прикамье.

- Вспомните, что называют фольклором?

- Какие виды (жанры) фольклорных произведений вы знаете?

- Если вы откроете страницы, посвящённые народным сказкам, то увидите, что кроме русских сказок, там представлены сказки других народностей: удмуртские, татарские, башкирские, мансийские, коми-пермяцкие.

Как вы думаете, почему все они напечатаны в хрестоматии «Родное Прикамье»?

В Прикамье издавна живут люди разных национальностей.

III. Беседа о многонациональном характере культуры

Прикамья.

- Территория Пермского края с давних времён исторический перекрёсток для многих народов, двигавшихся вдоль Камы или преодолевающих Уральский хребет по дороге из Европы в Сибирь и обратно. Эти земли славились пушным зверем, рыбными реками и озёрами, солью, медью, железом. Здесь проходят важнейшие пути сообщения Западной Европы и другой Руси со степными и таёжными районами Азии и Востока. По Волге, Каме и её притоками шли старинные торговые пути. Все это влияло на формирование сложного национального состава местного населения. Наиболее древним населением края были племена, которые назывались пермь (или пермяки, зыряне) и югра (или вогулы, остяки). Это предки современных народов, населяющих Прикамье. 100 лет назад здесь жили манси, коми-пермяки, удмурты, марийцы, русские, татары, башкиры. В 19 и 20-х веках история привела на Пермскую землю представителей многих других народов (более 100 национальностей). Фольклор Прикамья складывался из культур многих народов, издавна проживавших здесь.

IV. Сообщения учащихся о разных народностях Прикамья.

Славянская группа - русские (83,9%);

тюркская группа - татары (4,9%), башкиры (1,7%);

финно - угорская группа - коми-пермяки (4%), удмурты (1,1%), марийцы,

манси (менее 30 человек).

V. Домашнее задание: узнать и записать в тетради, люди каких

национальностей проживают в нашем городе(районе).

Инд. задание: сообщения о В.Н.Татищеве и Кирше Данилове.

Материалы в помощь учителю

Русские



Русские - самый многочисленный народ Пермского края. Они составляют 83,9% или свыше 2,5 млн. человек. Проникновение русского народа на Урал началось после официального вхождения Северного Прикамья в 1472 году в Русское государство. В то время верхнекамская земля была известна в Москве под именем Пермь Великая. Эти земли осваивались прежде всего русскими крестьянами северных областей. Вместе с русскими на Урал пришло православие. К середине 17-ого века русские в Прикамье стали основной частью населения. С этого времени происходит передвижение русских с севера Прикамья на более плодородные земли южных районов. После подчинения западной Сибири к Москве началось передвижение русских с запада на Урал.

Русские приспосабливались к природным условиям, налаживали контакты с другими народами. Например, они принесли с собой и распространили среди коми-пермяков опыт земледелия, при этом сами учились у местного населения навыкам охоты и рыбалки. Русские принесли на Урал свои традиции строительства усадеб с крытым двором в условиях сурового климата и снежной зимы. Они сохраняли свои национальные костюмы и традиционную кухню. Русские обогатили кухню народов Прикамья пирогами, шаньгами, квасом и одновременно заимствовали некоторые блюда, например, пельмени. У русских была поразительно развита игровая культура. Всевозможные игры и развлечения формировали смелость, выдержку, сообразительность. На различных обрядах, праздниках устраивались хороводы, которые были одним из наиболее популярных видов искусства. Богаты и традиции народных музыкантов, изготавливавших свистульки и дудки, трёхструнные гудки. Богата и разнообразна народная культура русских Прикамья, которая только выиграла от взаимодействия с культурами других народов.

Татары

Исторические обстоятельства раскидали татар по всему белому свету. Но даже оказавшись на чужбине, татарин непременно берётся строить дом, обзаводится своим садом-огородом. Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства в 1552 году поволжские татары бежали от насильного крещения на свободные земли южного Прикамья. Они поселились в бассейне реки Тулвы (нынешние Бардымский и Осинский районы). В это же время они смешиваются с башкирами. Родственность татарской и башкирской культур, соседское проживание стало причиной того, что произошло смешение народностей. К середине 19-ого века единая общность тулвинских татар и башкир окончательно сложилась. В настоящее время татарское население компактно проживает на двенадцати территориях области: в Гремячинске (15,3%), Кизеле (13,5%), Лысьве (16,8%), в Куединском, Кункурском, Октябрьском, Ординском, Пермском, Суксунском, Уинском, Чернушинском районах. В Прикамье работают 12 местных национально-культурных обществ и центров татар.

Башкиры

В 13-14 веках несколько башкирских родов переселились из северной Башкирии в бассейн реки Тулвы (Бардымский и Осинский районы). Они сформировали компактную группу и ассимилировали с местным финно-угорским и татарским населением. Между представителями разных народов шло активное взаимодействие. Это вело к сокращению башкирского населения. В начале 20-ого века башкиры уже не имели ярко выраженного национального самосознания. В Прикамье проживает более 52 тысяч башкир, из них большинство в Бардымском районе. Также к территориям с компактным проживанием башкир относятся Чернушинский, Куединский, Осинский, Октябрьский, Уинский, Пермский районы.

Бардымская земля славится гостеприимством. Чтобы принять участие в знаменитом празднике Барда-зиен, многие приезжают со всего Пермского края. Это древний праздник хлеборобов, который стал сейчас красочным зрелищем. Проходят концерты лучших народных коллективов, но самый большой интерес вызывают конные скачки и национальная борьба курэш.

Коми-пермяки


Коми-пермяки веками живут в Прикамье. Они родственны удмуртам. В 12-15 веках поселения коми-пермяков занимали более обширные земли в верховьях Камы, чем территория нынешнего Коми-Пермяцкого автономного округа. Столица его город Кудымкар. Коми-пермяки одни из первых народов Урала, которые вошли в Русское государство.

Это трудолюбивый, терпеливый и очень мирный народ. Свои леса они издавна называли Пармой. Поселения строили на холмах. Лесные дали и высота холмов спасали от нападения врагов. Некоторые учёные считают, что предками коми-пермяков было племя чудь. С этим племенем связано возникновение Пермского звериного стиля. Фигурками животных украшали предметы быта, части костюма. Они имели магическую силу. Самой большой популярностью пользовался медведь, которого почитали хозяином тайги и называли Кудым-Ош. По легенде, Кудым-Ош - основатель Кудымкара. До сих пор сохранился языческий Медвежий праздник в честь хозяина Пармы. Много прекрасных легенд сохранила народная память: о Парме - тайге, охотнике - богатыре Пере, о красавице Зарани, дочери солнца.

До начала 20-ого века коми - пермяки не имели письменности на родном языке. Коми - пермяцкий поэт Василий Климов посвятил свою жизнь поискам истоков своего народа. Он исходил всю Парму, собирая сказки, мифы, пословицы и поговорки. Собранный материал вошёл в двухтомник на коми-пермяцком языке. Лучшие произведения были переведены на русский язык.

Манси

Коренное название этой народности - вогулы. Они были полноправными жителями Чердынского края. Занимались охотой, рыболовством, оленеводство не было развито. Лишь самые зажиточные держали одну или две коровы, несколько оленей. Вогульские семьи жили в юртах и кочевали, держась друг от друга далеко, чтобы не разогнать зверя. Вогулы в большинстве своём оставались язычниками. О своей религии им запрещено говорить с посторонними. Это право имеет только шаман. Перед смертью он передает свои знания сыну. Вогулы поклонялись своим идолам, которых ставили в тайных местах тайги. К 18-ому веку в Прикамье завершились процессы образования современных народностей. Исключение составил один народ-манси, который растворился среди других. По данным переписи 1989 года в пермской области число манси составляло 26 человек, 6 из них знали родной язык. Большинство из них жило в Красновишерском районе. Полноценных вогульских семей, кроме семьи Бахтияровых, сейчас просто нет. Эта семья пытается сохранить традиционный уклад жизни манси, что очень трудно в современных условиях.

Удмурты


Удмурты стали осваивать пермское Прикамье с конца 16-ого века. Они поселились на реке Буй (современный Куединский район). С 1673 года известны удмуртские деревни Гондырь, Кирга и Барабан. Куединские удмурты долго были язычниками. Они сохраняли верования и обряды своих предков. Постепенно на их культуру наложили отпечаток заимствования из русской, татарской, башкирской культур. По данным переписи в области проживает 32,7 тысяч удмуртов, в основном, на территории Куединского и Чернушинского районов. Они осознают себя удмуртами, разговаривают на родном языке, изучают его в школах, поддерживают культурные связи с исторической родиной - Удмуртской республикой.

Марийцы


В ходе переселения народов в конце 16-ого начале 17-ого веков марийцы поселились в южных районах Прикамья - в верховьях реки Сылвы. У сылвенских марийцев хорошо сохранились родной язык, костюм, семейные обряды. Марийцы издавна были окружены православными и мусульманскими народами, но остались в большинстве своем язычниками. Марийцы продолжают почитать 41 бога и множество духов. Они осознают себя частью природы и поэтому деревья, цветы, воду, животных и птиц тоже почитают как божества. И сейчас в марийских деревнях проводятся языческие обряды. Кроме Суксунского района, поселения марийцев есть в Кишертском, Октябрьском, Чернушинском и Куединском районах.

Литература:

Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению / Авт.-сост.: Д. А. Красноперов, Н. Н. Гашева. Пермь: Кн. мир, 2001.

Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998 г.

Общественно - политический журнал «Жизнь национальностей», 2001 г.,№ 4

Популярная энциклопедия Пермского края. Пермь, 2006 г.


© 2010-2022