Конспект урока по литературе Рассказ А. П. Чехова Хамелеон (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7 классе.

Тема урока: Особенности юмористического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

  1. Организационный момент.

-Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Как вы думаете, почему?

(ответы учеников).

-Но я прошу вас не волноваться, а работать на уроке как обычно. А наши гости, может быть, даже станут вашими помощниками.

-Ну а теперь повернитесь друг к другу, мило улыбнитесь и пожелайте удачной работы.

-Ну что, готовы? Тогда начнём.

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией А. П. Чехова и начали знакомство с рассказом «Хамелеон».

-Все прочитали рассказ?

-Скажите, пожалуйста, что лежит в основе рассказа? (анекдот, короткая занимательная история)

- А что такое анекдот? (это что-то смешное).

-А что вам показалось смешным в рассказе?

(ответы учеников).

-Сегодня на уроке мы должны разобраться, а что же всё-таки смешного есть в этом рассказе.

2. Сообщение темы урока.

-Откройте тетради, запишите в них число и тему урока, она записана на доске.

Особенности юмористического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

  1. Работа по теме урока.

-Вдумайтесь в название темы. Все ли слова вам понятны?

-А что значит юмористического? Давайте посмотрим, от какого слова оно образовалось? (от слова юмор).

-Запишите в тетрадь слово юмор и попробуйте его истолковать.

(ответы учеников).

-А теперь обратите внимание на словари, которые лежат у вас на столах. Объединитесь в группы и найдите в словаре толкование слова юмор. Словари у вас разные, но тем не менее не забывайте, что слова в них расположены в алфавитном порядке. Сравните своё толкование с тем, что вы нашли в словаре. (учащиеся работают в течение 1 минуты).

-Какой можно сделать вывод? (наши суждения совпали с теми, что мы нашли в словаре).

-Значит, вы молодцы!

-Ну а теперь давайте обратимся к тексту произведения.

4. Работа с текстом.

-Откройте учебники на стр.353 и посмотрите на заглавие. В нём есть что-то комическое? (нет).

-А кто такой хамелеон? (ящерица).

- А в рассказе о какой ящерице идёт речь? (ни о какой).

-Тогда почему рассказ так называется?

5. Сообщение учащегося о хамелеоне. (презентация)

6. Работа с текстом.

-А кого из героев рассказа можно назвать ХАМЕЛЕОНОМ? (Очумелов, Хрюкин, люди, которые пришли посмотреть).

-Если в таком маленьком рассказе есть столько героев-хамелеонов, значит есть хамелеонство в жизни? (да).

-А вы когда-нибудь в своей жизни сталкивались с хамелеонами и хамелеонством? (ответы учащихся).

7. Работа в тетради.

- Первая особенность(а) В НАЗВАНИИ.

(Б) Говорящие фамилии

-Назовите фамилии героев рассказа .(Очумелов ,Елдырин, Хрюкин, Жигалов.)

- Теперь подумайте о чём говорит каждая фамилия. Можно обратиться за помощью к нашим гостьям.

- Для этого я вам дам листочки бумаги.

ОЧУМЕЛОВ -

ЕЛДЫРИН-

ХРЮКИН-

ЖИГАЛОВ-

(в) Речь героев (работа по группам).

1 группа: выписать интересные фразы, принадлежащие Очумелову.

2 группа: выписать реплики Хрюкина.

3 группа: выписать авторские реплики (высказывания о генералах,об Очумелове,о Елдырине, о людях.)

- На эту работу вам 7 минут, а затем мы проверим, что у вас получилось.

(г) Авторская речь.

- В рассказе Чехов называет людей СБОРИЩЕ, ТОЛПА. Как вы думаете, почему? (меняют своё мнение)

- А генералов называют по имени и отчеству.

-А.П Чехова называют мастером художественной детали.

(д) Художественная деталь.

- Давайте обратимся к тексту. Найдите первый абзац.

- Какие важные детали встретились? ( узелок в руке надзирателя и решето с конфискованным крыжовником)- ясно свидетельствуют о « деятельности» того и другого.

-Ещё одной очень важной деталью является окровавленный палец Хрюкина. Зачем показывает толпе? (чтобы привлечь внимание).

- А шинель Очумелова. Ведь это тоже деталь. Какую роль играет она? (подчёркивает хамелеонство). Шинель- как окраска хамелеона.

(е) Закулисные персонажи.

-Кого мы называем закулисным персонажем? (о ком говорится в тексте, но он не показывается).

-Кто является закулисным персонажем? (генерал Жигалов, его брат, брат Хрюкина).

-Как к ним относятся герои? (с почтением).

(ж) Психологическая зависимость.

- В своём рассказе Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не надо. Достаточно взглянуть на то, как действует их сила и власть. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и мыслят по шаблону: « генеральское»-всегда право, а «прочее»-всегда виновато.

ВЫВОД: Чехов очеловечил собаку, а люди-хамелеоны!!!

8. Домашнее задание:

-стр.356-358 прочитать

-стр.358 выполнить задание, выделенное жирным шрифтом.

9. Рефлексия.

-Вы любите писать друг другу записки?

-Сейчас я попрошу вас написать мне записку о своих впечатлениях с урока.

Спасибо за работу на уроке!!! Всего доброго!!!



© 2010-2022