- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Связь слов в словосочетании
Связь слов в словосочетании
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуляева С.Г. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: "Связь слов в словосочетании".
Класс: 8
Вид урока: изучение новой темы.
Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Словосочетание».
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «мозговой штурм»,
- таблица «Знаю - хочу знать - узнал»,
- объединение информации в блоки через сопоставление.
Оборудование:
- раздаточный материал с таблицей «Знаю - хочу знать - узнал», ноутбук, проектор.
Цели образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Схема конспекта урока
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент,
включающий:
• постановку цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов организации
работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
-
Орг.момент
Цель данного этапа:
- для учителя: объявить тему, цели урока, настроить учащихся на урок, наметить дальнейший план работы на уроке;
- для учащихся: настроиться на урок, к усвоению новой темы, узнать цели урока, план предстоящей работы;
- На прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема - «Связь слов в словосочетании».(слайд 1)
(Запись даты, темы урока в тетради)
- Цель нашей работы - узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих
решению поставленных целей и задач;
• описание критериев достижения
целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий
педагога в случае, если ему или
учащимся не удается достичь
поставленных целей;
• описание методов организации
совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности
учащихся в ходе опроса;
• описание методов и критериев
оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
II. Стадия вызова.
- Начнем с проверки знаний. Дома вы должны были повторить материал по теме «Словосочетание».
Цель:
- для учителя: актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме «Словосочетание», мотивировать учеников на изучение новой темы «Связь слов в словосочетании»;
Прием «мозговой штурм».
Индивидуальная работа. Задание (цель для учащихся) Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение - 3 минуты.
Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия - через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение - 3 минуты.
Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Ответы оцениваются по 5-бальной системе.
- Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». (слайд 2)
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании - подчинительная.
3.
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• изложение основных положений
нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• описание критериев определения
уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Цель данного этапа:
- для учителя: формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков; развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- для учащихся: проанализировав языковой материал, путем сопоставления сформулировать и проверить собственную гипотезу по изучаемой теме.
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
Групповая работа (по 3 человека). Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, и попытайтесь объединить их в блоки. Время на выполнение - 3 минуты. (слайд 3) (раздаточный материал)
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:
по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно)
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке - глагольные словосочетания, во втором - именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.)
- Словосочетания в блоках второго варианта - объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании - подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом - существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом - наречием?
III. Стадия осмысления.
Парная работа с таблицей «Знаю - хочу знать - узнал».
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 7 (стр.36 - 37). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение - 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал».
В ходе чтения параграфа таблица заполняется так: (слайд 4)
Знаю
Хочу знать
Узнал
1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании - подчинительная.
1. Как называется связь с зависимым словом - существительным?
2. Как называется связь с зависимым словом - прилагательным?
3. Как называется связь с зависимым словом - наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово - имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
- Как вы думаете, почему так называются связи?
(Согласование - так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление - так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание - зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) (слайд 5)
Применение правила на практике.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом - существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи - управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи - согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи - примыкание.
Критерий оценивания - успешное выполнение задания, т.е. учащийся находит и графически обозначает главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи, называет способ связи.
4.
Закрепление учебного материала,
предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом
индивидуальных особенностей
учащихся, с которыми работает педагог.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся
не освоила новый учебный материал.
Практическое закрепление знаний.
Цель для учащихся: закрепление полученных знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по теме «Связь слов в словосочетании», развивать орфографические навыки; умение рефлексировать; проверить степень усвоения нового учебного материала; подготовиться к домашнему сочинению.
Цель для учителя: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по теме «Связь слов в словосочетании», добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения определять способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); развивать орфографические навыки; умение рефлексировать; проверить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
1) Упражнение 68
Задание: Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
2) Составить и записать по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Наступление зимы»
3) Проверка выполнения.
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
- оперирование новыми знаниями, решение на их основе творческих и практических задач (правильные ответы на вопросы, успешное самостоятельное выполнение заданий,- умение рефлексировать)
IV. Стадия рефлексии
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
(Этапы: 1) вспомнили то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся
не освоила новый учебный материал:
- провести индивидуальную работу на уроке;
- пригласить на индивидуальное занятие;
- дать дополнительный материал по теме для самостоятельного изучения дома;
5.
Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной
работы для учащихся (что должны
сделать учащиеся в ходе выполнения
домашнего задания);
• определение целей, которые хочет
достичь учитель, задавая задание на
дом;
• определение и разъяснение учащимся
критериев успешного выполнения
домашнего задания.
5. Домашнее задание.
Цель данного этапа:
- для учащихся: закрепление нового учебного материала, проверка степени усвоения нового учебного материала, развитие письменной речи; подготовка к написанию сочинения;
- для учителя: закрепление учащимися нового учебного материала, проверка степени усвоения учащимися нового учебного материала, развитие письменной речи учащихся;
Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Наступление зимы», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.
Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:
- объем сочинения не менее 70 слов;
- использование словосочетаний, составленных на уроке;
- орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок допущено менее 10;
- содержание соответствует теме сочинения;
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МУ «Управление образования» МО «Намский улус»
БОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №1 им. И.С.Гаврильева»
План -конспект урока русского языка
«Связь слов в словосочетании»
8 класс
Составила:
учитель русского языка и литературы
Гуляева Саргылана Григорьевна
с. Намцы, 2011г.