- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Презентация по русскому языку на тему Урок-обобщение по теме Имя существительное (6 класс)
Презентация по русскому языку на тему Урок-обобщение по теме Имя существительное (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Косманенко Н.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
УРОК-ОБОБЩЕНИЕ
ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Автор КОСМАНЕНКО НИНА НИКОЛАЕВНА ,
учитель русского языка и литературы
Харцызской общеобразовательной школы «Интеллект» №25
с углубленным изучением отдельных предметов
ХАРЦЫЗСК - 2016
Тема урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- закрепить, обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся по теме «Имя существительное»;
-подготовить учеников к контрольной работе.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
-развивать логическое , критическое мышление обучающихся:
- развивать причинно-следственные связи ;
-развивать умения сворачивать и разворачивать информацию, выделять главное;
- развивать умения обучающихся подбирать необходимый материал в соответствии с задачей …;
- развивать творческие способности учеников;
-развивать рефлексивность , коммуникативность, мобильность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности;
- развивать речь, умение высказывать точно и лаконично свою мысль ;
- развивать эмоционально -образную сферу личности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- патриотическое воспитание;
- воздействовать на мотивационную сферу личности обучающихся с целью активизации их деятельности и осознания себя как личности , способной к самовыражению, самоутверждению и самореализации в окружающем мире;
- воспитание трудолюбия, усердия.
ЗАДАЧИ:
-использовать в качестве основы урока системно -деятельностный подход;
-использовать для достижения поставленных целей инновационные технологии - коучинг-технологию и технологию «Развитие критического мышления»;
-развивать самостоятельность обучающихся, их коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетентности.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМА УРОКА: УРОК - ПРАКТИКУМ .
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык»;
раздаточный материл для РАБОТЫ В ГРУППАХ ( задания каждой из 6 групп );
таблица- плакат для фиксирования коллективно выставленных отметок обучающихся за каждый вид работы;
разноцветные карточки для оценивания эмоционального состояния учеников .
ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ ЕСТЬ ТАМ , ГДЕ ЕСТЬ
ВДОХНОВЕНИЕ, РОЖДАЮЩЕЕСЯ ОТ УСПЕХА.
В .А. Сухомлинский
ПЛАН УРОКА
1.Оргмомент.
2.Мотивация учебной деятельности.
3.Целеполагание.
4. Словарный диктант.
5. Работа в парах ( в 2 этапа ).
6. Работа в группах (дифференцированная ).
7. Фронтальный опрос.
8. Работа по схемам .
9. Объяснительный диктант.
10. Творческий практикум (интерактивное упражнение ).
11. Морфологический разбор имен существительных.
12. Рефлексия положительного настроя и эмоционального состояния.
13. Подведение итогов.
14. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
2. МОТИВАЦИЯ учебной деятельности:
-Сегодня, ребята, наступил момент , когда каждый из вас сможет показать и доказать себе и другим, что он ВСЕ МОЖЕТ, ЗНАЕТ, ВСЕ СУМЕЕТ, потому что сегодня урок обобщения знаний; и каждый из вас имеет возможность повысить самооценку и приятно удивить товарищей, поразив их своим блестящим ответом, неожиданно ярким примером , своей смекалкой и расторопностью, своей удивительной способностью творить!…
Успехов вам! Покажем, кто на что способен!
И еще…За каждый вид работы на уроке каждый из вас получит 1 отметку, выставленную коллективно и внесенную в таблицу - плакат ; после суммарного результата отметок в конце урока увидим наши достижения. Главное - сравнить себя не с сильнейшим в классе ( хотя и это пойдет вам на пользу !), а свои результаты /средний балл за урок/ сегодняшние с «вчерашними» своими результатами. Пусть это послужит дополнительным стимулом в вашей сегодняшней деятельности! Плодотворной работы всем!
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Итак, если у нас сегодня урок-обобщение /кстати, по какой теме?.../,то каковы наши цели и задачи?
/ответы учеников , уточнение учителя /
4 . СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:
-
Неправда, недруг, невнимательность, незабудка, невежда, невежа;
не друг, а враг; недоверие; не правда , а ложь..
Ii .Бережок, порошок, орешек, ручонка, багажом, зеркальцем, ежом, свечой, парчой, свинцом, лучом.
Iii. Извозчик, газетчик, погонщик, уборщик, банщик, сварщик, смазчик, разведчик , рассказчик, перевозчик.
iv. Луч, плющ, плач, ключ, матч, рожь, репортаж, морж, ткач, ветошь, ночь, падеж, детеныш, ландыш.
v.Огонечек, сыночек, цветочек, стульчик, карандашик, огурчик, молоточек, листочек, дружочек, звоночек, внучочек.
/коллективно выставляются отметки отвечавшим…/
5. РАБОТА В ПАРАХ /в 2 этапа /
1 ЭТАП
(задание по рядам): /ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ ОГРАНИЧИВАЕМ /
Задание: Составить для контроля задание, состоящее из 2-х слов (на указанное изученное правило ):
1 ряд: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
2 ряд : СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА - МЯ.
3 ряд: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
2 ЭТАП
Ученики (поочередно с каждого ряда ) зачитывают свои задания классу - ребята отвечают , объясняют свой выбор; другие ученики комментируют ответы , выставляют отметки отвечающим , учитель корректирует работу в классе .
/Процесс повторяется многократно , поскольку задания у каждой пары свои. Важно только в начале работы соблюдать очередность рядов, а потом учитель варьирует выступления с заданиями в зависимости от качества усвоения той или иной темы обучающимися.
В конце данного вида работы коллективно выставляется 1 отметка каждому ученику и ФИКСИРУЕТСЯ обучающимися (как и предыдущие, и все последующие отметки за каждый вид работы) НА ПОДГОТОВЛЕННОЙ ЗАРАНЕЕ ТАБЛИЦЕ-ПЛАКАТЕ , что в немалой степени стимулирует деятельность обучающихся/.
6.РАБОТА В ГРУППАХ / дифференцированная / (Раздаточный материал с заданием для каждой группы)
ЗАДАНИЯ /время, отведенное на выполнение задания, ограничивается/ :
1 группа: 1. Вставить пропущенную букву и объяснить свой выбор:
РЕЗ…ИК, ОБЪЕЗД…ИК, БАН…ИК.
2. Объяснить, почему слово БАРАБАНЧИК пишется с суффиксом -ЧИК-, а не -ЩИК- ?
2 группа: Поставить существительные НАТАЛЬЯ и НАТАЛИЯ в дательный падеж, объяснить окончания , ввести данные существительные в предложения.
3 группа: Проиллюстрировать все случаи написания НЕ с существительными раздельно,
введя эти примеры в предложения.
4 группа: Проиллюстрировать все случаи написания НЕ с существительными слитно, введя эти примеры в предложения .
5 группа / ГРУППА СЛАБЫХ в русском языке УЧЕНИКОВ / :
Проиллюстрировать примерами (сущ. + прилаг.) темы: РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (включая общий род) и РОД СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫХ СЛОВ. Указать в своих примерах род имен существительных.
6 группа / ГРУППА СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ /:
1. Рассказать тему «Род несклоняемых существительных» .
2. Решить лингвистическую задачу:
Вставить пропущенные буквы в словах данного предложения, объяснить свой выбор. Определить ,аргументируя, РОД существительного ЛАУРЕАТ .
Зрит…лями был(.?.) тепло встреч…н (.?.) лауреат Международного конкурса п…анистов
Мария Гринберг.
7. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС /подготовка к контрольному диктанту /:
/во время фронтального опроса 2 ученика у доски выполняют задания:
1.Написать схемы предложений с прямой речью.
2. Отобразить на доске схему диалога. /
- Какую тему мы закончили изучать?
-Какие суффиксы существительных мы знаем? О каких из них мы сегодня не говорили ?
Напишет на доске самые распространенные из них …/по желанию выходит к
доске ученик/, потом хором проговариваем записанные суффиксы /.
-Безударные гласные в корне слова…
-Безударные личные окончания глагола…
-Какую букву перед суффиксом -Л- мы напишем в слове УВИДЕЛ? Почему? А в слове
НАСЫТИЛСЯ ?
-Какие члены предложения называются ОДНОРОДНЫМИ? Знаки препинания при однородных членах предложения?...
-Обращением называется… Знаки препинания при обращении?...
-Какое предложение называется сложным? Знаки препинания в сложном предложении?...
8. РАБОТА ПО СХЕМАМ, НАПИСАННЫМ НА ДОСКЕ 2-мя учениками:
/составляем предложения с прямой речью, вспоминаем оформление диалога/.
9.ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
«Прозрачный лес один чернеет , и ель сквозь иней зеленеет , и речка подо льдом блестит..».
Друг мой, обрати внимание: сколько любви, любования, восхищения родной природой передается Пушкиным в одной только этой строке его стихотворения!
10.ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / интерактивное упражнение /
-Ребята, прочитаем еще раз 1-е предложение объяснительного диктанта. Вдумаемся и попробуем прочувствовать все, что испытывал великий поэт, рисуя родной русский пейзаж…
А ваше чувство к родной природе, к родному краю столь же высоко и сильно, как у поэта?
А если попытаться это свое чувство выразить одним предложением? Попробуем, вдохновленные великим стихом великого Пушкина…
/После заслушивания результатов творчества учеников ,которые комментируются и коллективно оцениваются, отметки выставляются в таблицу-плакат./
11. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР существительных из 1-го предложения.
12. РЕФЛЕКСИЯ положительного настроя и эмоционального состояния обучающихся
/В конце урока учитель предлагает каждому ученику оценить свое эмоциональное состояние и свою работу на уроке, подняв вверх, а потом опустив в кармашек таблицы -плаката карточки цветового решения:
ЗЕЛЕНЫЙ -- гармоничное, комфортное состояние;
ЖЕЛТЫЙ - СПОКОЙНОЕ, РОВНОЕ СОСТОЯНИЕ;
КРАСНЫЙ цвет - тревожное состояние./
13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
/Экспертная группа подсчитывает сумму баллов каждого ученика за урок и распределяет места…/
14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить тему « Имя существительное» по учебнику и по записям в тетрадях, подготовиться к контрольной работе по данной теме…