Урок по русскому языку на тему Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (1 ч.) (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

Форма урока: традиционный

Вид урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Обучающая:

  • повторить сведения о согласовании прилагательных с существительными ;

  • закрепить навык определения падежных окончаний прилагательных.

  1. Развивающая:

  • формировать умение выделять главное, существенное в языковом явлении;

  • устанавливать сходства или различия между языковыми явлениями;

  • формировать умение делать выводы.

  1. Воспитывающая:

  • Воспитывать хорошее отношение к людям, друзьям.

Методы урока: слово учителя, работа с книгой; при формировании правописно-произносительных умений использовать тексты для выразительного чтения.

Средства обучения:

  1. Школьный учебник за 5 класс Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова;

  2. Доска.

Повторение:

  1. согласование имен прилагательных с существительными;

  2. как изменяются имена прилагательные.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся на урок.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

- Здравствуйте!

Садятся.

Записывают число и тему урока.

II.Повторение

Цель этапа: повторить ранее изученное.

- Для начала вспомним с вами, как изменяются имена прилагательные и как они согласуются с существительными.


- Сейчас мы запишем с вами предложение. «Черная рыба прошла у самого борта и зацепила пером за весло». Делаем синтаксический разбор предложения.

- Скажите, каким членом предложения является прилагательное?

- А сейчас посмотрите на доску. На доске написано предложение: «Бродить по лесной тропинке осеннего леса - огромное наслаждение». Из этого предложения выпишите словосочетание «прил. + сущ.». Выделите окончания у прилаг.

- Арина выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях.

- Молодцы! А теперь приступим к изучению новой темы.

Имена прилаг. изменяются по числам, родам (только в ед.ч.), падежам.

Прилагательные согласуются с существительными, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Записывают. Делают синтаксический разбор предложения.


Прилагательное является определением.

Арина выполняет у доски: по лесной тропинке, осеннего леса, огромное наслаждение.

Остальные пишут в тетрадях.

III.Объяснение нового материала

Цель этапа: научить учащихся правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных

- Откройте стр. 229 - 230 и прочитайте правило.

- Сейчас мы с вами просклоняем словосочетания, которые записали ранее.

- Лёня, Паша и Влад выходят к доске и начинают склонять. Остальные у себя в тетрадях по вариантам.




- Правильно. Молодцы!

- Хорошо. Мы на примере с вами увидели, как изменяются окончания прилагательных и как они согласуются с существительным.

Читают правило.


Лёня, Паша, Влад склоняют словосочетания «по лесной тропинке, осеннего леса, огромное наслаждение»: И.: лесная тропинка, осенний лес, огромное наслаждение, Р.: лесной тропинки, осеннего леса, огромного наслаждения, Д.: лесной тропинке, осеннему лесу, огромному наслаждению, В.: лесную тропинку, осенний лес, огромное наслаждение, Т.: лесной тропинкой, осенним лесом, огромным наслаждением, П.: о лесной тропинке, об осеннем лесе, об огромном наслаждении.


IV.Первичное закрепление изученного материала

Цель этапов: закрепить правильное написание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

- А теперь выполним упр. 579 на стр. 229. Катя идет к доске, остальные работают в тетрадях. Спишите, обозначьте у имён прилагательных окончания и сверху поставьте вопросы.



- Молодец! Все правильно.

- А сейчас у нас словарный диктант. Кристина у доски, а остальные самостоятельно у себя в тетрадях. У прилагательных выделяем окончания и сверху ставим вопрос.



- Все верно. Молодец!

Катя выходит к доске. Остальные выполняют в тетради.

С надежным (каким?) врачом, со старательной (какой?) ученицей, о ловком (каком?) спортсмене, прежнюю (какую?) подругу, об умелом (каком?) мастере, за метким (каким?) стрелком, у аккуратной (какой?) девочки, со строгим (каким?) юношей, о проворном (каком?) школьнике, со старшим (каким?) братом, о младшей (какой?) сестре, с хорошим (каким?)товарищем, об опасном (каком?) наводнении.

Кристина выходит к доске. Остальные выполняют в тетрадях.

Глубокую (какую?) нору, лесные (какие?) озера, сосновых (каких?) лесов, суетливый (какой?) стук, в рыжей (какой?) хвое, вечерний (какой?) плач, разноголосое (какое?) пение, деревенского (какого?) сторожа.

V.Итог урока

Цель этапа: подвести итоги урока и понять, усвоили ли учащиеся новый материал.

- Скажите ребята, что вы сегодня усвоили на уроке?


- Молодцы! Вы усвоили материал.

Ребята отвечают:

- Сегодня мы усвоили правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Узнали, какое окончание пишется у прилагательных.

VI.Домашнее задание

Цель этапа: самостоятельное закрепление изученного материала.

- Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вы выполняете упр. 580 на стр. 230 и учите правило № 19. Вам нужно списать, указать падеж прилагательных, в которых пропущены буквы.

- Спасибо за урок! До свидания!

Дети записывают домашнее задание.


До свидания!



© 2010-2022