Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе составлено на основе примерной программы по литературе, авторской программы под редакцией Зинина, Меркина, Чалмаева, а также с учетом Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. При составлении календарно-тематического планирования учитывались произведения для внеклассного чтения, классные и домашние сочинения, а также виды пись...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды контроля

Практическая часть (контр. работы, р/р, сочинения, тесты)

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

ИКТ в предмете

Предметные знания (знать/уметь)

ОУУН

1

Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы ХIХ века.)

1

Знать основные темы и проблемы русской литературы 19в. Уметь создавать устные сообщения.

Создание связного текста с использованием норм литературного языка.

Опрос по материалам лекции.

Историко-литературный процесс, вечные темы русской классики.

Презентация «Историко -литературный процесс»

Из литературы первой половины 19 века (13 ч.)

2

А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня».

1

Знать основные темы и мотивы лирики. Уметь определять темы и мотивы пушкинской лирики.

Структурирование знаний, выразительное чтение.

Выразительное чтение, анализ, выявляющий авторский замысел и средства воплощения

Тематические жанры лирики Пушкина.

Презентация «Жизнь и творчество Пушкина».

3

Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...»и др.

1

Знать особенности лирики. Уметь анализировать стихотворение, используя литературно-теоретические сведения.

Определение основной и второстепенной информации, работа с текстом, сообщение.

Выразительное чтение наизусть(по выбору), анализ стихотворения, сообщение.

Тематические жанры лирики Пушкина. Традиции лирики.

Презентация «Тематика лирики Пушкина».

4

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

1

Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции поэмы. Уметь раскрывать проблему индивидуального бунта.

Сообщение, аргументация высказывания, пересказ, ответы на вопросы.

Сообщение «История создания поэмы», ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть.

Лироэпика, историческая основа сюжета

Иллюстрации к поэме

5

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

1

Знать авторскую концепцию истории. Уметь анализировать отдельные эпизоды, используя литературно-теоретические сведения.

Сообщение, поиск информации в различных источниках, ответы на вопросы, составление кластера.

Сообщение, тест, кластер.

Литература и история

Тест

6

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик» и др. Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова.

1

Знать основные темы и мотивы лирики. Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве.

Структурирование знаний, сообщение, составление плана статьи.

Сообщение, выразительное чтение, составление плана статьи.

Тематические жанры лирики

Презентация «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова».

7

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии. «Я не унижусь пред тобою...» и др.

1

Знать основные темы и мотивы лирики. Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве.

Работа с текстом, словарем, сообщение, выразительное чтение.

Выразительное чтение наизусть, сообщение, анализ стихотворения.

Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова

Презентация «Мотивы творчества».

8

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики М.Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу... » и др.

1

Знать основные темы и мотивы лирики. Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве, анализировать стихотворение по плану.

Работа с текстом, аргументация высказывания, ответы на вопросы, работа по плану.

Анализ стихотворения, сообщение, ответы на проблемные вопросы, выразительное чтение наизусть.

Патриотическая лирика

Отрывки стихотворений

9

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

1

Знать особенности богоборческой темы в поэме. Уметь анализировать художественное произведение.

Пересказ, работа с таблицей, выразительное чтение, ответы на вопросы, выделение главной информации в тексте.

Пересказ статьи, заполнение таблицы, выразительное чтение наизусть.

Романтическая поэма

Таблица для заполнения

10

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

1

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры, образы героев. Уметь анализировать прозаическое произведение, давать сравнительную характеристику.

Структурирование знаний, пересказ, работа с терминами, словарем.

Презентация, подробный пересказ, терминологический диктант.

Ирония, гротеск, фантасмагория.

Презентация «Н.В. Гоголь».

11

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе в «Петербургских повестях» Гоголя.

1

Знать содержание повестей. Уметь анализировать прозаическое произведение.

Интерпретация текста, составление плана текста, конспектирование.

Сообщение, ответы на вопросы, составление плана статьи.

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина.

Отрывки произведений

12

Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

1

Знать содержание повестей. Уметь анализировать прозаическое произведение; уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Работа со словарем, формулировка высказывания, анализ текста.

Ответы на вопросы, тест, мини-сочинение.

Ирония, гротеск, фантасмагория.

Определение терминов

13-14

Письменная работа по творчеству Н.В. Гоголя.

2

Знать особенности творчества Гоголя, содержание изученных произведений. Уметь анализировать произведение, создавать письменное высказывание с использованием цитат.

Структурирование знаний, ответы на вопросы.

Ответы на проблемные вопросы, кроссворд.

Письменная работа (ответы на проблемные вопросы)

Формулировка высказывания с аргументацией мнения; литературные реминисценции в творчестве Гоголя.

кроссворд

Из литературы второй половины 19 века (73+15ч.)

15-16

Литература и журналистика 50 - 80 гг. 19 века.

2

Знать основные тенденции в развитии русской литературы второй половины 19 века. Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках.

Определение основной и второстепенной информации, составление конспекта, пересказ.

Конспект, пересказ.

Литературный процесс, литературная критика.

Презентация «Литература и журналистика»

17

А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю­ди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии.

1

Знать жизненный и творческий путь писателя, основные проблемы комедии, образы героев. Уметь создавать сообщения с применением презентации, анализировать драматическое произведение, составлять сравнительную характеристику.

Вычленение главной информации из текста, работа с презентацией, сравнительная характеристика, пересказ, ответы на вопросы.

Сообщение о писателе, краткий пересказ, ответы на вопросы.

Семейно-бытовая коллизия.

Презентация «А.Н. Островский»

18

Большое, Подхалюзин и Тишка - три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

1

Знать содержание комедии, образы героев. Уметь давать сравнительную характеристику героям.

Отбор информации, сообщение с использованием цитат, пересказ, работа с презентацией.

Сообщение с использованием цитат, ответы на вопросы, выборочный пересказ.

Речевой жест.

Презентация «Система образов пьесы»

19

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза».

1

Знать идейно-художественное своеобразие драмы, средства создания образов. Уметь анализировать драматическое произведение, создавать устные сообщения с опорой на текст.

Анализ текста, формулировка высказывания, сообщение, составление плана.

Викторина.

Формулировка высказывания.

Викторина по пьесе

20

Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни.

1

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы.

Сравнительная характеристика героинь, работа с таблицей, выборочный пересказ.

Сравнительная характеристика героинь, таблица, выразительное чтение наизусть монолога (по выбору).

Сопоставительная характеристика героинь.

Таблица для заполнения

21

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

1

Знать роль второстепенных и внесценических персонажей. Уметь определять роль второстепенных и внесценических персонажей.

Определение главной и второстепенной информации, сообщение, конспектирование, работа с презентацией.

Сообщение, составление презентации, ответы на вопросы.

Литературная реминисценция.

Презентация «Система образов пьесы»

22

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра.

1

Знать средства создания образа в драматическом произведении. Уметь анализировать образ.

Анализ, структурирование информации, тестирование.

Тест.

Традиции отечественной драматургии

Тест по пьесе

23-24

РР «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Сила и слабость Катерины Кабановой».

2

Знать различные оценки драмы в русской критике. Уметь создавать устные сообщения, находить информацию в различных источниках; создавать письменные монологические высказывания.

Структурирование знаний, создание собственного текста, составление плана текста и устного высказывания.

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение.

Составление сочинения по плану (с использованием критики).

Выдержки из критических статей, план сочинения.

25

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.).

1

Знать судьбу и личность писателя, идейно-художественное своеобразие романа. Уметь находить нужную информацию в различных источниках, характеризовать героя.

Определение основной и второстепенной информации, структурирование, пересказ, ответы на вопросы с аргументацией.

Сообщение о писателе, краткий пересказ, ответы на вопросы.

Образная типизация

Презентация «И.А. Гончаров»

26

Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения главного героя романа «Обломов».

1

Знать женские образы. Уметь давать характеристику женских образов.

Характеристика образа, пересказ, работа со словарем, тест.

Пересказ статьи, тест.

Литературная реминисценция

Тест на знание содержания романа

27

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

1

Знать определение «обломовщины», роль Захара в ее характеристике. Уметь создавать монологическое высказывание с опорой на текст.

Работа со словарем, характеристика по плану, структурирование информации, цитирование.

Ответы на вопросы с использованием цитат.

Формулировка высказывания, символика детали

Иллюстрации страниц романа

28

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль дета­ли в раскрытии психологии персонажей романа.

1

Знать композицию роману, идею. Уметь анализировать главу (эпизод), определять роль детали в раскрытии образа героя.

Анализ текста, пересказ, работа по плану, характеристика образа.

Анализ эпизода, пересказ, составление плана.

Символика детали

План анализа эпизода

29

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

1

Знать художественное мастерство романа. Уметь определять художественное мастерство романа.

Структурирование информации, составление кластера.

Викторина.

Литературные предшественники Обломова

Викторина на знание автора строк

30

РР Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писа­рев, А.В. Дружинин). Подготовка к сочинению-рассуждению по роману И.А. Гончарова «Обломов» на тему «Обломов и «обломовщина»».

1

Знать различные оценки романа в русской критике, содержание романа. Уметь правильно и обоснованно выбрать нужный ответ, создать письменное высказывание.

Структурирование знаний, пересказ, создание собственного текста с опорой на план.

Пересказ критических статей, сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение.

И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе; составление сочинения по плану с упоминанием других произведений.

к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков)

31

И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

1

Знать творчество и судьбу писателя. Уметь анализировать рассказы.

Определение основной и второстепенной информации, работа с презентацией, ответы на вопросы, сообщение, конспект.

Сообщение о «Записках охотника», ответы на вопросы

Социально-психологический роман

Презентация «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»

32

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

1

Знать творческую историю создания и своеобразие романа, отношения между героями. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа, определять взаимоотношения героев.

Работа с текстом (анализ), аргументация мнения, работа со словарем.

Письменные ответы на проблемные вопросы

Принцип «тайной психологии»

Презентация «Проблематика романа».

33

Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий.

1

Знать характеристику нигилизма и его последствия. Уметь сопоставлять взгляды героя нигилистическим воззрениям.

Работа со словарем, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ.

Выборочный пересказ, сравнительная характеристика героев

нигилизм

Выдержки из словарей и критических статей о нигилизме

34

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

1

Знать отношения между героями. Уметь определять взаимоотношения героев.

Характеристика героев, работа с планом, цитирование, пересказ.

Характеристика героев по плану с использованием цитат

Сравнительная характеристика поколений

Иллюстрации к произведению

35

Любовная линия в романе И.С. Тургенева и ее место в общей проблематике произведения.

1

Знать отношения между героями. Уметь давать характеристику героев.

Пересказ, работа с презентацией, характеристика героев, ответы на вопросы.

Выборочный пересказ, выразительное чтение наизусть отрывка (по выбору).

Литературная реминисценция

Презентация «Тема любви в романе Тургенева»

36

Философские итоги рома­на И.С. Тургенева, смысл его названия.

1

Знать философские итоги, смысл названия. Уметь определять философские итоги, смысл названия, правильно и обоснованно выбрать нужный ответ.

Ответы на проблемные вопросы, формулировка высказывания, аргументация мнения.

Ответы на проблемные вопросы, кроссворд

Формулировка высказывания, аргументация мнения.

Кроссворд по роману

37-38

РР Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Подготовка к сочинению-рассуждению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» на тему «Почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?»

2

Знать содержание романа, мнение критиков о романе. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Структурирование знаний, создание собственного текста на основе плана.

План, сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение

Критика о романе; формулировка аргументированного ответа на проблемный вопрос.

План сочинения, отрывки критических статей

39

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма ».

1

Знать жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Определение основной и второстепенной информации, пересказ, анализ текста, работа с презентацией.

Пересказ статьи учебника, участие в диалоге.

Полемика, литературная реминисценция, роль традиционных сюжетов

Презентация «Роман Чернышевского»

40

Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения.

1

Знать сюжет и образы героев. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Анализ текста, работа с планом, пересказ, ответы на вопросы.

Анализ эпизода в группах

Сон, анализ эпизода

План анализа эпизода.

41

Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

1

Знать сюжет и образы героев. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Анализ текста, тестирование, структурирование информации.

тест

Идеологический роман, литературная утопия

тест

42

Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «В дороге» и др.

1

Знать жизненный и творческий путь писателя. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Структурирование знаний, поиск информации в различных источниках, выразительное чтение.

Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.

Народность литературного творчества

Презентация «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова».

43

Гражданские мотивы в некрасовской лирике. «Поэт и гражданин», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.

1

Знать темы и идеи лирики. Уметь определять темы и идеи лирики, выразительно читать (в том числе наизусть).

Анализ текста, сообщение, аргументация мнения, выразительное чтение наизусть.

Выразительное чтение наизусть (по выбору), анализ стихотворения, сообщение.

Народность литературного творчества; образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова

Отрывки стихотворений.

44

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Приемы построения сюжета.

1

Знать образ народа русского. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Анализ текста, пересказ, ответы на вопросы, поиск информации в различных источниках, работа с презентацией.

Различные виды пересказа, выразительное чтение, ответы на вопросы с использованием цитат.

Народность литературного творчества

Презентация «Кому на Руси жить хорошо».

45

Стихия народной жизни и ее яркие представители в поэме Н.А. Некрасова.

1

Знать жанровое своеобразие, основные темы. Уметь анализировать поэтическое произведение.

Анализ текста, тестирование, работа с презентацией.

Тест, выразительное чтение

Народность творчества

Презентация «Кому на Руси жить хорошо».

46

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме Н.А. Некрасова.

1

Знать образ героини. Уметь давать характеристику героине.

Сопоставление, сообщение, работа с планом статьи, пересказ, работа с презентацией.

Сообщение, пересказ статьи

Литературная реминисценция

Презентация «Женская доля»

47

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.

1

Знать проблему нравственного идеала счастья. Уметь составлять письменное высказывание, выбирать главное и второстепенное.

Аргументация высказывания, ответы на проблемные вопросы, поиск информации в тексте, структурирование информации.

Формулировка собственного мнения с аргументацией

Литературная реминисценция

Презентация «Проблема счастья в поэме».

48

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

1

Знать образ героя. Уметь давать характеристику героя.

Анализ образа героя, работа со словарем, характеристика, ответы на проблемные вопросы.

Тест, ответы на вопросы с использованием цитат

Идея, тема, проблема

Тест на знание текста

49-50

РР Подготовка к сочинению-рассуждению по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» на тему «Проблема счастья в поэме».

2

Знать содержание произведения, мнение критиков о нем. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Структурирование знаний, составление плана высказывания, создание текста.

План, сочинение.

Сочинение-рассуждение.

Литературная реминисценция; аргументирование мнения.

План написания сочинения

51

Ф.И. Тютчев. «Silentiuml». «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность.

1

Знать основные темы и идеи лирики. Уметь определять темы и идеи лирики.

Анализ текста, работа с презентацией, словарем, конспектирование, выразительное чтение.

Выразительное чтение, ответы на проблемные вопросы.

Философская проблематика

Презентация «Основные темы и проблемы лирики Тютчева Ф.И.».

52

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории в творчестве Тютчева.

1

Знать философскую лирику. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Анализ текста, работа с аудио-источником, структурирование информации, пересказ.

Анализ стихотворения

Лирическая миниатюра

Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).

53

Драматизм зву­чания любовной лирики поэта Ф.И. Тютчева.

1

Знать любовную лирику. Уметь воспринимать и анализировать текст.

Выразительное чтение, анализ текста, работа с аудио-источником.

Выразительное чтение наизусть

Интеллектуальная лирика

54

А.А. Фет. «Культ мгновенья» в творчестве поэта.

1

Знать жизненный и творческий путь писателя, философскую лирику. Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать.

Сообщение, работа с презентацией, выразительное чтение, анализ текста, работа со словарем.

Выразительное чтение, сообщение

Лирическая исповедальность

Презентация «Жизнь и творчество Фета»

55

Человек и природа в творчестве А.А. Фета.

1

Знать особенности природы в лирике. Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать.

Анализ текста, выразительное чтение, ответы на вопросы, конспектирование.

Анализ произведения в группах

Мелодика стиха

Отрывки стихотворений

56

Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.

1

Знать любовную лирику. Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать.

Анализ текста, поиск информации в различных источниках, выразительное чтение, ответы на вопросы с цитированием.

Анализ стихотворений с использованием различных источников, выразительное чтение наизусть (по выбору).

Лирика Фета в зеркале литературной пародии

Отрывки стихотворений

57-58

Сочинение - рассуждение по творчеству А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

2

Знать особенности сопоставительного анализа. Уметь делать сопоставительный анализ.

Структурирование знаний, ответы на вопросы.

сочинение

сочинение-рассуждение

Литературная реминисценция, аргументированный ответ на проблемный вопрос.

59

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.

1

Знать художественный мир писателя, образ праведников и злодеев. Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества.

Работа с презентацией, структурирование информации, характеристика героя, пересказ, сообщение, анализ текста.

Сообщение, краткий пересказ, характеристика героя.

Былинные мотивы повести

Презентация «Жизнь и творчество Н.С. Лескова»

60

Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

1

Знать художественный мир писателя, образ праведников и злодеев. Уметь анализировать характер героя, делать сообщение о праведниках.

Поиск информации в различных источниках, работа со словарем, пересказ статьи, ответы на вопросы, работа с презентацией.

Пересказ статьи учебника, ответы на вопросы

Жанр путешествия

Презентация «Иван Флягин»

61

РР Сочинение-эссе на тему «Русский характер и судьба народа» по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

1

Знать творчество, теоретико-литературные понятия, особенности написания эссе. Уметь выражать свое мнение о прочитанном в форме эссе.

Структурирование знаний, составление плана высказывания, аргументация мнения.

План, сочинение-эссе.

Сочинение-эссе.

Литературная реминисценция; аргументация мнения.

План написания сочинения-эссе.

62

М.Е. Салтыков- Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

Знать художественный мир, смысл сказок, сатирические приемы. Уметь раскрывать смысл сказок, находить анализировать сатирические приемы.

Структурирование знаний, пересказ, анализ текста.

Сообщения по группам

Сарказм, ирония, гротеск

Презентация «Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина»

63-64

«История одного города». Сатирическая летопись истории государства Российского. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия, покорности народа.

2

Знать содержание произведения, сатирические приемы. Уметь находить и анализировать сатирические приемы.

Анализ текста, тестирование, сравнительная характеристика

тест

Позиция автора

Тест на знание произведений

65

РР Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Обличение пороков общества Салтыковым- Щедриным».

1

Знать особенности сопоставительного анализа. Уметь делать сопоставительный анализ, выражать свое мнение в форме сочинения-рассуждения.

Структурирование знаний, составление плана высказывания, создание собственного текста.

План, сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение.

Литературная реминисценция; аргументация мнения.

План сочинения

66

А.К. Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Интимная лирика поэта. «Средь шумного бала, случайно...».

1

Знать жанровое и тематическое богатство, особенности изображения России в лирике. Уметь определять жанры и тематику.

Анализ текста, работа с презентацией, выразительное чтение, структурирование информации.

Выразительное чтение, анализ стихотворения

Лирика позднего романтизма

Презентация «Жизнь и творчество А.К. Толстого»

67

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. «Пейзажная» лирика. «Когда природа вся трепещет и сияет...».

1

Знать особенности изображения природы в лирике. Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать, определять жанр и тематику.

Структурирование информации, конспект, составление плана статьи, сообщение, работа с презентацией.

Сообщение, выразительное чтение

Тематическое разнообразие, историческая песня

Презентация «Тематика произведений А.К. Толстого»

68-69

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи.

2

Знать основные этапы жизни и творчества, историю создания и смысл названия. Уметь делать сообщения с применением презентации, видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета.

Структурирование знаний, пересказ, работа со словарем, сообщение.

Сообщение, выборочный пересказ.

Роман-эпопея

Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

70

Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе Л.Н. Толстого.

1

Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей. Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей.

Определение основной и второстепенной информации, анализ текста, тест, работа с презентацией.

Тест на знание героев романа

Историософская концепция

Презентация «Тема войны в романе»

71

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней» в романе «Война и мир».

1

Знать нравственные ценности людей. Уметь анализировать эпизоды.

Анализ текста, пересказ, работа со словарем, сравнительная характеристика, ответы на вопросы.

Выборочный пересказ, работа с текстом, сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика; тема «бонапартизма» в русской классике

Презентация «Патриотизм и псевдопатриотизм»

72-73

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора.

2

Знать нормы жизни представителей высшего света, отношение к ним. Уметь сопоставлять нормы жизни людей, анализировать эпизод.

Работа с презентацией, пересказ статьи, работа с различными источниками информации, анализ текста.

Составление презентации, пересказ статьи учебника и критических статей

«Диалектика души»

Презентация «Диалектика души»

74-75

Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

2

Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать характеристику героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев.

Пересказ, сравнение героев, работа с презентацией, анализ текста, формулировка вопросов в главе.

Выборочный пересказ, сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика

Презентация «Этапы становления героев»

76

«Мысль семейная» и ее развитие в романе «Война и мир».

1

Знать идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь анализировать эпизод.

Анализ текста, пересказ, работа с презентацией, поиск информации в различных источниках.

Выборочный пересказ, анализ эпизода.

Литературная реминисценция

Презентация «Мысль семейная в романе», отрывки из фильма

77

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

1

Знать нравственные ценности людей, черты идеала автора в женских образах. Уметь анализировать эпизоды.

Анализ текста, сравнительная характеристика, работа с презентацией, пересказ, структурирование информации.

Сравнительная характеристика, выборочный пересказ, работа с текстом

Литературная реминисценция

План сравнительной характеристики

78

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

1

Знать особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями. Уметь раскрыть особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями.

Ответы на проблемные вопросы, анализ текста, работа с презентацией, пересказ.

Письменные ответы на вопросы

Идея, эпос, жанр, литературная реминисценция

Презентация «Мысль народная» в романе»

79

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

1

Знать образы героев. Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода.

Работа с текстом, таблицей, презентацией, словарем.

Заполнение таблицы

Тема «бонапартизма» в русской классике

Презентация «Кутузов и Наполеон», отрывки кинофильма

80

Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не Л.Н. Толстого.

1

Знать особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями. Уметь раскрыть особенности изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями.

Работа с текстом, пересказ, работа с видео-источником.

Анализ текста, выборочный пересказ

Роман-эпопея, тема войны

Отрывки кинофильма

81

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

1

Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев. Уметь раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Сравнительная характеристика, работа с презентацией, анализ текста, выборочный пересказ, работа с планом.

Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика героев

Презентация «Платон Каратаев»

82

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

1

Знать содержание романа, его значение для русской литературы. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть.

Работа с критической литературой, словарем, аргументация высказывания.

Пересказ критических статей

Роман-эпопея, реализм

Отрывки критических статей

83-84

РР Подготовка и написание сочинения - анализа эпизода «Прием в салоне Анны Павловны Шерер» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

2

Знать содержание романа, его значение для русской литературы. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение.

Структурирование знаний, составление плана высказывания, создание собственного текста на основе плана.

План, анализ эпизода

Сочинение-анализ эпизода.

Анализ эпизода

План анализа эпизода

85

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе.

1

Знать особенности мировоззрения, творчества, особенности изображения Петербурга. Уметь определять тематику, проблематику произведения.

Структурирование знаний, сообщение, работа с различными источниками информации, пересказ.

Сообщение о писателе, выборочный и краткий пересказ

Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского

Презентация «Жизнь и творчество Достоевского»

86

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

Знать особенности мира «униженных и оскорбленных». Уметь раскрыть особенности «униженных и оскорбленных».

Структурирование информации, сообщение, пересказ, работа с видео-источником, анализ текста.

Сообщение, пересказ статьи учебника

Литературная реминисценция

Отрывки из кинофильма

87-88

Образ Раскольникова. Сон. Теория Раскольникова и идейные «двойники».

2

Знать суть теории героя, «двойников». Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Характеристика героев, работа с планом, словарем, презентацией, выборочный пересказ, анализ текста.

Характеристика героев плану

Герой-идея, тема «двойничества», полифония (многоголосие)

Презентация «Теория Раскольникова»

89-90

Философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

Знать содержание романа, особенности проблематики. Уметь определять проблематику, аргументировать мнение, используя текст.

Анализ текста, конспектирование, работа с презентацией, аргументация высказывания.

Сообщение, конспект

Философская проблематика, литературная реминисценция

Презентация «Философская проблематика»

91

Раскольников и «вечная Сонечка».

1

Знать характеристику семьи, средства создания образа, отношение автора. Уметь давать характеристику, выявить протест писателя против бесчеловечности общества.

Работа с планом, ответы на вопросы, работа с видео-источником, аргументация мнения.

План статьи, пересказ, ответы на проблемные вопросы

Сквозные мотивы и образы русской классики

Отрывки из кинофильма

92

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1

Знать, как происходит возрождение человека, содержание романа. Уметь осмыслить последние страницы романа.

Анализ текста, работа с презентацией, пересказ, ответы на вопросы, работа с планом статьи.

Анализ эпизода в группах по плану

Роль эпилога, композиция произведения, полифония (многоголосие)

Презентация «Роль эпилога в романе»

93-94

РР Подготовка и написание сочинения - рассуждения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Герои-двойники», «Как сложится судьба Раскольникова после каторги?», «Каждый человек должен быть порядочным» (по выбору).

2

Знать содержание романа, критических статей. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение.

Структурирование знаний, составление плана и сочинения, пересказ, ответы на вопросы, работа со словарем.

План, сочинение

Сочинение -рассуждение.

Литературная реминисценция; аргументация мнения.

План сочинения-рассуждения

95-96

А.П. Чехов. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой». Отличительные черты прозы Чехова. Проблематика.

2

Знать идейно-художественное своеобразие рассказов. Уметь раскрыть образы «футлярных» людей.

Структурирование знаний, пересказ, конспектирование.

Сообщение о писателе, краткий пересказ

Символическая деталь, подтекст

Презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

97

Новаторство Чехова-драматурга.

1

Знать особенности драматургии писателя. Уметь определять проблемы и решение их в произведениях.

Составление конспекта, работа с таблицей.

Работа с таблицей

Литературная реминисценция

Таблица для заполнения

98

Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

1

Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы. Уметь анализировать пьесу.

Работа со словарем, пересказ, тест, работа с различными источниками информации, анализ текста.

Ответы на вопросы, тест на знание текста

Лирическая комедия

Отрывки спектакля

99

Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1

Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы. Уметь анализировать пьесу.

Работа со словарем, анализ текста, работа с таблицей, пересказ.

Работа с таблицей, выборочный пересказ

Бессюжетное действие

Таблица для заполнения

100-101

Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении «Вишневый сад». Смысл финала.

2

Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы. Уметь анализировать пьесу.

Формулировка высказывания, аргументация мнения, тестирование, анализ текста.

тест

Позиция автора

Тест на знание текста

102-103

РР Подготовка и написание сочинения-миниатюры «Чехов и я».

2

Знать содержание пьесы. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение.

Структурирование знаний, составление плана и текста, работа со словарем, аргументация мнения.

План, сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра

Литературная реминисценция; аргументация мнения.

План сочинения-миниатюры

104-105

Резерв




© 2010-2022