Планирование по курсу литературы в 7 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

уро-ка

Тема урока

Количество часов часо часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Вввв

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть. 17 часов + 2 часа на развитие речи.

1.

Введение. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

1

Комбинирован-ный урок.

Знакомство с учебником. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Расширять знания о взаимосвязи развития русской литературы и истории народа. Овладевать культурой межнационального общения.

Коллективная работа

Индивид. задания-упражнения по сборнику КИМ под редакцией Н. Селиной.

2.

Устное народное творчество. Народные песни, легенды и предания.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Проследить отражение жизни в народных песнях, преданиях, легендах.

Уметь определять, к какому виду, роду и жанру относится произведение, раскрывать особенности художественной формы произведения устного народного творчества.

Индивидуальная работа по КИМ Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2010.

Ответить на вопросы учебника стр. 14-15.



3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Раскрытие особенностей содержания и художественной формы былин. Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление труда.

Уметь раскрывать особенности содержания художественной формы былин. Уметь анализировать образ литературного героя.

Групповая работа

Чтение и пересказ былины «Садко».

4.

Внеклассное чтение. Киевский, Новгородский циклы былин. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

«Илья Муромец». «Садко». Особенности былинного стиха, роль гиперболы, поэтичность языка былин. Понятие об эпическом герое.

Уметь отображать идейно-художественные особенности произведений жанра былины.

Индивидуальнаяработа по тексту «Садко».

Мини-сочинение-рассуждение «Личность, достойная описания в жанре былины».

5.

Пословицы и поговорки.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Пословицы и поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. Образность поговорок.

Уметь сопоставлять различные жанровые произведения, посвященные общей тематике.

Групповая работа.

Подготовить историчес-кую справку о Владимире Мономаха.


6.

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «О пользе книг».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие о жанре поучения. Идейно-художественное своеобразие нравственных заветов: что есть правда, справедливость.

Знать основные особенности древнерусской литературы, уметь определять идейно-художественное своеобразие произведения и его основную мысль.

Групповая работа.

Читать повесть «О Петре и Февронии Муромских», подготовить сжатый пересказ, устно ответить на вопросы учебника на стр. 31.

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обсудить высокий моральный облик главной героини. Осветить прославление любви и верности.

Уметь проводить анализ образа героев, понимать тему и идею произведения.

Коллективная работа.

Составление цитатного плана.

8.

Гимн любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

Урок закрепления изученного материала.

Анализ отдельных фрагментов повести. Понимание идейного замысла произведения.

Уметь приводить характерные признаки произведения. Знать аспекты проведения литературного анализа: нахождение метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и других средств художественного изображения.

Индивидуальная работа по КИМ Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2010.

Выполнить

тестовые

задания

9.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»

1

Комбиниро-ванный урок.

Расширение имеющихся сведений о биографии и творчестве М.В. Ломоносов, знакомство с новыми сведениями.

Уметь использовать ранее полученные данные при групповой работе: семинар на тему «Гражданский долг Михайло Ломоносова».

Групповая работа.

Подготовить выразитель-ное чтение од М.В. Ломоносова на выбор по предложенному списку.

10.

Г.Р. Державин. Лирика.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Освещение философских размышлений о смысле жизни и свободе творчества в лирике.

Уметь проводить сравнительный анализ реальных исторических событий и событий, отраженных в литературном произведении.

Коллективная работа

Письменно ответить на вопросы 1-6 на странице 79 учебника, выучить хронологи-ческую таблицу по биографии поэта.

11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фрагменты биографии поэта. Ознакомление с понятием лиро-эпического жанра.

Уметь изобразить в пересказе текста мастерство изображения Полтавской битвы. Уметь проводить частичный литературоведческий анализ.

Индивидуальная работа.

Индивиду-альная работа по тексту «Песни первой» и «Песни второй» поэмы А.С. Пушкина «Полтава».

12.

А.С. Пушкин. «Медный всадник».

2

Комбиниро-ванный урок.

Повторение основных сведений об А.С. Пушкина. Словарная работа по историзмам и архаизмам произведенеия.

Знать биографические данные А.С. Пушкина, основные моменты работы над созданием текстом «Медного всадника», историческая подоплека.

Коллективная работа.

Подготовить выразитель-ное чтение наизусть фрагментов поизведения.

13.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Определение жанровых особенностей баллады. Смысл сопоставления образов Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Уметь проводить сопоставительный анализ образов героев, понимать отличие между историческими реалиями и художественным вымыслом.

Индивидуальная работа.

Подготовить сопостави-тельный анализ образа Олега по историчес-кой справке (исследова-тельские материалы историка М.Семено-вой) и балладе А.С. Пушкина..

14.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов» Сцена в Чудовом монастыре.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Проверочная работа по ключевым моментам сцены в Чудовом монастыре. Аналитическая беседа об образе Григория Отрепьева.

Уметь работать с фрагментами литературного текста. Знать теоретический материал: портрет, интерьер.

Индивидуальная работа. Коллективная работа.

Составить в тетради план письменной работы на тему: «История России в произведе-ниях А.С. Пушкина».

15.

А.С. Пушкин, «Станционный смотритель».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Изображение маленького человека. Отображение идей гуманизма и сострадания.

Знать способы литературоведческого анализа. Уметь применять их в устной и письменной речи.

Групповая, работа.

Подготовить развернутый ответ на вопрос «В чем сила и слабость Самсона Вырина?».

16-17.

Развитие речи. Сочинение по изученным произведениям А.С. Пушкина.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализ образов Дуни и Минского. Композиция сцены, начало сцены, ее кульминация и развязка.

Знать способы литературоведческого анализа. Уметь применять их в устной и письменной речи. Уметь провести сравнительный анализ образов героев: понятие антагонизма.

Коллективная работа.

Подготовиться по конспектам в тетради, выполнить предварительный план выбранной темы сочинения.

18.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича …»

1

Комбинирован-ный урок.

Повторение основных сведений о М.Ю. Лермонтове. Словарная работа по историзмам и архаизмам произведения.

Уметь самостоятель-но формулировать проблему произведения с дальнейшим ее раскрытием. Уметь составлять план сочинения.

Групповая работа.

Подготовить план развернутого ответа на вопросы в учебнике, стр. 98-101.

19.

Характеры главных героев поэмы

1

Урок - практикум.

Показать силу характера героев поэмы. Нравственный поединок героев. Тема защиты чести и достоинства.

Уметь находить в тексте характерные эпизоды и анализировать их.

Индивидуальная работа.

Подготовить на выбор для чтения наизусть одного из стихотворе-ний М.Ю. Лермонтова.

2 четверть. 14 часов + 1 час развитие речи.


20.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1

Урок закрепления знаний.

Мастерство поэта в создании художественных образов. Проблема достижения гармонии с собой и окружающим миром.

Уметь проводить сопоставительный анализ произведений двух авторов на примере анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова и И.А. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!».

Групповая работа.

Читать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

21.

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ознакомление с основными моментами биографии писателя, сопряженными со временем создания повести.

Знать историческую и фольклорную основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Групповая и индивидуальная работа.

Найти в повести эпизоды, где проявляются товарищест-во, патриотизм, казацкая вольность.

22.

Тема товарищества и братства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Характеристика главных героев, сопоставительный анализ художественных образов запорожских казаков.

Уметь проводить частичный литературоведческий анализ лирического текста.

Коллективная работа, индивидуальная работа.

Индивид. задания-упр. по пособию Н.В. Селиной «Нестандартные уроки литературы».

23.

Образы Остапа и Андрия. Художественные особенности повести.

1

Урок закрепления знаний.

Получить представление о лирическом герое. Рассмотреть тему внешней и внутренней свободы в повести.

Уметь находить основную тему произведения, рассматривать композиционный особенности, проводить анализ образа эпического героя.

Индивидуальная работа по тестам КИМ.

Повторить теоретичес- кий материал учебника по теории литературы: эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола.



24.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Урок комплексного применения знаний и умений.

Составление планов сочинений по темам. Обсуждение тем сочинения. Работа над эпиграфом.

Уметь находить замысел автора, понимать лексическое значение литературных терминов.

Коллективная работа.

Написать сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

25.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Определение жанра очерка.

Уметь отличать жанры в пределах одного рода литературы. Общие черты и различия между очерком, рассказом, путевыми заметками, дневниками.

Коллективная работаю




26.


И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Раскрытие нравственных проблем рассказа. Мастерство писателя в изображении картин природы. Теория литературы: анализ пейзажа.

Уметь составлять портретную и психологическую характеристику литературного героя.

Коллективная работа.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Составить цитатный план рассказа.

27.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Жанр стихотворения в прозе. Анализ выборочных стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Уметь освещать авторские критерии в стихотворениях в прозе: нравственность, гражданственность, любовь к природе.

Групповая работа, индивидуальная работа.

Ответы на вопросы по статье учебника, выучить хронологи-ческую таблицу.

28.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Сюжет и композиция поэмы «Русские женщины».

1

Урок закрепления знаний.

Рассуждение о боли поэта за судьбу Родины. Образ Родины в лирическом произведении.

Уметь определять тему лирического произведения: понятие гражданской лирики.

Коллективная работа.

Письменные ответы на вопросы в тетради. Подготовка к пересказу наизусть стихотворе-ния Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

29.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» и другие произведения гражданской лирики.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Совершенствова-ние навыков и умений учащихся при лирического произведения.

Знать особенности текста, детали произведения.

Индивидуальная работа.

Подготовить реферат по биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.

30.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Комбинированный урок.

Ознакомление с жанром литературной сказки. Понятие иносказания, эзопов язык.

Уметь проводить анализ литературной сатирической .

Индивидуальная работа

Выписать тезисы из критических работ Белинского и Добролю-бова.

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическая сказка «Дикий помещик».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализ главного героя. Теория литературы: гипербола, гротеск.

Уметь классифицировать литературные средства художественной изобразительности.

Групповая работа.

Подготовить реферат по биографии А.К. Толстого. Читать поэму А.К. Толстого «Василий Шибанов».

32.

А. К. Толстой. «Василий Шибанов».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Самостоятель- ная работа по тексту поэмы.

Уметь применять на практике теоретические знания.

Индивидуальная работа.

Устно ответить на вопросы в учебнике, стр. 253-257.

33-34.

Резерв. Обобще-ние по темам, изученным в 1-ом полугодии.

2

Комбинирован-ные уроки.

Обобщение тем, изученных в 1-ом полугодии.

Уметь работать тестами сборников КИМ по пособию Н. Селиной «Нестандартные уроки литературы».

Индивидуальная работа.





3 четверть. 19 часов+2 часа на развитие речи.

уро-ка

Тема урока

Количество часов часо часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Вввв

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

35.

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Взаимоотноше- ния взрослых и детей.

1

Комбинирован-ный урок.

Ознакомить с моментами биографии писателя. Проанализиро-вать главы повести «Maman», «Классы».

Уметь анализировать текст. Развивать навыки комментированного чтения. Уметь составлять сравнительную характеристику героев

Коллективная работа

Выучить хронологи-ческую таблицу в тетради.

36.

Нравственный смысл поступков героев повести «Детство»

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Проанализиро-вать мысли и поступки главного героя. Понять связь между реальным миром героя и детскими фантазиями. Теория литературы: портрет, деталь, пейзаж.

Уметь определять, к какому виду, роду и жанру относится произведение. Раскрывать особенности композиции произведения.

Индивидуальная работа. Работа по группам.

Устно ответить на вопросы учебника на стр. 274.

37.

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Средства юмористической характеристики.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Разобрать композицию произведения. Составить характеристики героев. Теория литературы: портрет, манера речи, деталь интерьера. Юмор как литературный прием.

Уметь сопоставлять различные элементы произведения. Показывать особенности авторских приемов. Уметь различать такие приемы как юмора и сатира.

Коллективная работа.

Подготовить презентацию по выбранным произведениям А.П. Чехова.

38.

Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Совершенство навыков и умений учащихся.

Уметь отображать идейно-художественные особенности произведений жанра рассказа.

Индивидуальная работа.

Чтение рассказа И.А. Бунина «Цифры».

39.

И.А. Бунин. Рассказы «Цифры», «Лапти».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Проанализиро-вать и сопоставить характеристики героев. Теория литературы: внутренний монолог, прием антитезы.

Научиться проводить выборочный анализ текста произведения. Уметь находить и анализировать внутренний монолог, прием антитезы.

Коллективная работа.

Выучить стихотворение Бунина «Листопад».

40.

И.А. Бунин. Лирика. Стихи о природе. Анализ стихотворения «Листопад».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Обучить навыкам комплексного анализ лирического текста. Уметь выделять из текста различные виды средств художественной выразительности. Теория литературы: виды метафор.

Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы по анализу лирического текста. Разбор тропов: языковая и художественная метафора, метонимия, синекдоха, эпитет.

Индивидуальная работа. Коллективная работа.

Подготовить работу по группам по творчеству русских поэтов 19 века: устное выступление, реферат или презентация, защита проекта.

41.

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

1

Урок-проект.

Совершенство навыков и умений учащихся.

Работу по группам по творчеству русских поэтов 19 века: устное выступление, реферат или презентация, защита проекта.

Групповая работа.

Прочитать повесть М. Горького «Детство».

42.

М. Горький. Биография писателя, его детские годы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Познакомить с жанром автобиографии. Раскрытие нравственных проблем повести. Мастерство писателя в изображении картин быта. Теория литературы: прием антитезы в изображении характеров.

Уметь отличать жанры в пределах одного рода литературы. Общие черты и различия между автобиографией, рассказом, очерком, эссе.

Индивидуальная работа.

Подготовить пересказ глав «Пожар», «Ссора в доме», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки».

43.

М. Горький Повесть «Детство».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Проанализиро-вать главы «Пожар», «Ссора в доме», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки».

Проводить комменти-рование чтение. Уметь находить проблему. Развивать навыки комплексного анализа текста. Уметь различать тип характер различных сцен текста: драматический, юмористический, трагический.

Коллективная работа.

Ответы на вопросы в тетради.

44.

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения «Золотая пора детства» по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Выбрать одну из предложенных тем. Составить план сочинения. Выписать цитатный материал.

Уметь обобщать впечатления от произведений, посвященных теме детства.

Групповая работа.

Составить план сочинения.

45.

Развитие речи. Написание сочинения «Золотая пора детства» по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Написать сочинение, применяя заранее выбранный материал.

Научиться применять в качестве аргументации материалы текста произведения и критических статей. Развивать письменную речь.

Индивидуальная работа.

Подготовить пересказ рассказа М.Горького «Данко».

46.

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Раскрытие нравственных проблем рассказа. Роль пейзажа. Теория литературы: романтизм, романтический герой.

Уметь раскрывать основные проблемы произведения. Различать жанровую принадлежность и направленность. Находить черты романтического героя.

Коллективная работа.

Подготовить дополнительный материал к биографической статье о Л. Андрееве.

47.

Л. Андреев. Рассказ «Кусака»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Показать своеобразие личности писателя. Раскрыть понятие «дворянской интеллигентности». Теория литературы: эпиграф.

Уметь сопоставлять значимость проблем, поднятых автором. Уметь определять элементы композиции художественного текста.

Коллективная работа.

Устно ответить на вопросы учебника на стр. 119.

48.

Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Мастерство поэта в создании художественных образов. Тема вызова и достижения гармонии с окружающим миром. Теория литературы: прием аллитерации.

Уметь проводить сопоставительный анализ произведений двух авторов на примере анализа стихотворения В. Маяковского и И.А. Бунина «Листопад».

Групповая работа.

Подготовиться к выразительному чтению.

49.

Внеклассное чтение. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенность композиции лирического произведения. Тема милосердия. Теория литературы: прием ассонанса.

Знать основные приемы литературоведческого анализа.

Индивидуальная работа.

Прочитать рассказ А. Платонова «Юшка».

50.

А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…» Своеобразие лирики Блока.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Познакомиться с биографией поэта. Тема славы и подвига.

Начать знакомство с личностью Блока, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о символизме.

Коллективная работа.

Подготовиться к пересказу наизусть стихотворение Блока на выбор из предложенного списка.

51.

А.Ахматова. «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике А.Ахматовой.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Начать знакомство с личностью Ахматовой, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэтессы; дать предварительное понятие об акмеизме. Роль художественной детали.

Групповая работа.

Прочитать рассказ Платонова «Юшка».

52.

А.Платонов. Рассказы «Юшка», «В прекрасном и яростном мире».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Познакомиться с биографией писателя. Узнать особенности языка А. Платонова. Провести аналогию с произведениями других русских авторов и месте человека в социуме. Показать систему героев писателя как людей чести и бескорыстной дружбы.

Уметь проводить комментированное чтение. Уметь конспектировать критические статьи.

Индивидуальная и коллективная работа.

Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

53.

Б.Л.Пастернак. Картина природы, преображенная поэтическим зрением поэта. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Комментированное чтение; беседа по вопросам; умение различать автора и лирического героя.

Знать основные элементы системы образов. Уметь составлять сопоставительные характеристики.

Групповая работа.

Подготовить реферат по биографии Бориса Пастернака, посвященную 125-летия поэта.

54.

А.Т. Твардовский. «Братья».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Изучить литературные средства и приемы, использованные при создании лирического произведения.

Уметь применять навыки литературоведческого анализа.

Индивидуальная и коллективная работа.

Подготовить презентацию по биографии и творчеству А.Т. Твардовского

4 четверть (16 часов): 15часов + 2 часа на развитие речи.

55.

Р/р Стихотворения А.Т.Твардовского. Анализ лирического текста (самостоятельная работа).

1

Урок контроля.

Умение анализировать текст лирического произведения.

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста и самостоятельной работы.

Индивидуальная работа.

Прочитать статью «Час мужества».

56.

«Час мужества». Стихотворения о ВОВ.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выразительное чтение, работа над планом интервью, элементы анализа текста.

Расширить представление учеников о поэзии, посвященной ВОВ, развитие творческих способностей учеников.

Групповая работа.

Прочитать рассказ Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади».

57.

Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство с краткой биографией и творчеством Ф.Абрамова, развитие навыков анализа текста.

Уметь составлять кластеры по ключевым вопросам заданного произведения, проводить словарную работу.

Групповая работа.

Подготовиться к обсуждению рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

58.

Из биографии Е.И. Носова. Рассказ «Кукла». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Живое пламя».

1

Урок-практикум

Знакомство с моментами биографии Е.Носова; обсуждение текста рассказа, беседа по вопросам.

Уметь разбираться в психологизме художественного произведения. Развитие навыков анализа художественного текста.

Индивидуальная и коллективная работа.

Прочитать рассказ Ю.П. Казакова «Тихое утро».

59.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Краткое знакомство с творчеством Ю. Казакова, совершенствование навыков анализа текста.

Уметь выполнять разные виды пересказа: по микротемам; по заданному плану; фрагментарный пересказ.

Работа по группам.

Подготовиться к тесту.

60.

Тест по произведениям Ф. Абрамова, Е. Носова, Ю. Казакова.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Контроль и коррекция знаний учащихся.

Уметь выполнять поставленную задачу при решении тестовых заданий.

Индивидуальная работа.

Прочитать статью Д.С. Лихачева «Земля родная».

61.

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» Главы из книги.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Пояснения учителя, беседа, пересказ, устное сочинение, чтение и обсуждение текста.

Углубить представления о публицистическом жанре в литературе; показать значение публицистики Лихачева; развить навыки монологической речи и навыки анализа текста.

Коллективная работ.

Выполнить конспект статьи Д.С.Лихачева «Земля родная».

62.

«Тихая моя родина». Стихотворения о родной природе. Н.Заболоцкий.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста.

Развить эстетический вкус, умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения; навыки анализа текста.

Индивидуальная работа.

Прочитать рассказы М.Зощенко «Беда», «На живца».

63.

Сатира и юмор в рассказах М.Зощенко. Рассказы «Беда», «На живца».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Сопоставительный анализ текста; определение традиций сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Понимать своеобразие личности писателя и уметь видеть значимость и актуальность поставленных им проблем.

Коллективная работа.

Подготовиться к уроку-практикуму по биографии и творчеству Р. Гамзатова.

Литература народов России - 1 час

64.

Расул Гамзатов. Жизнь и судьба. «Земля как будто стала шире…»

1

Урок-практикум.

Знакомство с биографией и творчеством поэта; выразительное чтение, элементы анализа текста.

Усилить интерес учащихся к литературе малых народов России; воспринимать поэтические произведения; развивать навыки анализа текста.

Групповая и индивидуальная работа.

Стр. 227, ответить на вопросы - устно.

65.

Образ странного героя в литературе. Роберт Бёрнс. «Честная бедность» и другие произведения.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Словарная работа; элементы анализа текста лирического произведения; традиции европейской литературы и новаторство шотландского поэта.

Познакомить учащихся с моментами биографии и основными этапами творчества поэта; дать понятие художественного перевода; развивать навыки выразительного чтения.

Индивидуальная работа.

Подобрать для выразительного прочтения стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, посвященные Байрону.

66.

Д. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Сообщения учеников, прочтение стихотворений наизусть, беседа с учащимися.

Познакомить учащихся с биографией творчеством поэта; введение русской поэзии в контекст мировой поэзии; развивать навыки выразительного чтения.

Групповая и индивидуальная работа.

Подготовить доклады об основных тенденциях развития японской литературы.

67.

Японские трёхстишия хокку.

1

Урок-практикум

Составление хокку по выбранной тематике; связь японской поэзии с другими видами искусства: каллиграфия, живопись, музыка, театр.

Познакомить учащихся с системой японского стихосложения; рассмотреть метапредметные связи на примере взаимодействия японской лирики и различных видов искусства.

Коллективная работа.

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов». Подготовиться к написанию эссе «Лучший подарок в моей жизни».

68.

О. Генри «Дары волхвов».

1

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Характеристика главных героев, сопоставительный анализ художественных образов и деталей.

Развить навыки вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста и художественного пересказа.

Индивидуальная работа.

Подготовиться к защите проекта «Книга эпохи».

69.

Проектная работа по теме книга эпохи».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Создание проекта на тему: «Книга эпохи» по программным произведениям ,изученным в 7 классе.

Уметь выполнять поставленную задачу при решении проектных заданий.

Индивидуальная работа.

Прочитать рассказ Р. Бредбери «Каникулы».

70.

Рэй Бредбери «Каникулы».

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Беседа, выделение основных проблем произведения. Комментарий учителя, запись в тетрадях.

Ознакомить учащихся с краткими сведениями о биографии писателя, учиться вдумчиво читать, уметь выявлять основные проблемы рассказа.

Коллективная работа.

Изучить список произведений, рекомендованных для летнего чтения.

71.

Резерв. Обобще-ние по темам, изученным в 7 классе.

1

Комбинированный урок.

Обобщение тем, изученных в 1-ом полугодии.

Обсуждение произведений, изученных в 7 классе; беседа по вопросам, связанным с произведениями, рекомендованными для летнего прочтения.

Коллективная работа.

Читать литературу из заданного списка.

Практическая часть:

Перечень практических работ

1 четверть

Наизусть - отрывок из баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (1 час);

Сочинение-миниатюра по пословицам и поговоркам (1 час).

2 четверть

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1 час);

Наизусть - стихотворение Н.А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» (1 час).

3 четверть

Сочинение «Золотая пора детства» по творчеству Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького (1 час);

Наизусть - стихи о родной природе (1 час).

4 четверть

Самостоятельная работа по анализу стихотворений А.Т.Твардовского (1час);

Наизусть - стихотворения о ВОВ (1 час);

Тест по произведениям Ф. Абрамова, Е. Носова, Ю. Казакова.

«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено»

Руководитель МБОУ «Лицей №145» Заместитель руководителя по УВР Руководитель МО

___________/Идиятов Д.Г./ МБОУ «Лицей №145» __________ /Большакова Е.В./

ФИО ФИО

_________/Валиуллина Н.В./ Протокол №___ от _________

Приказ №______ от ФИО

«___» ___________2015 г. «____»__________ 2015г. «____» __________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Гарифуллина Эльвира Ильшатовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по курсу литературы в 7 классе



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___ от

«___» _________ 2015 г.



2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 и Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Литература. 7 класс», 2013 г. под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник В.Я. Коровиной входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 уч. год.

Программа общеобразовательных учреждений рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих основной фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами

художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели образования по литературе для 7 класса

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитать духовно-развитую личность, осознающую свою принадлежность к родной культуре, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитать любовь к русской литературе и культуре, уважение к литературам и культурам других народов; обогатить духовный мир школьников;

  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную речь учащихся; формировать читательскую культуру, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребность в самостоятельном чтении художественной литературы;

  • освоить знания о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; грамотно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

• Выражать свое отношение к прочитанному;

• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Устное народное творчество

3

1

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

31

2

2

1

Из русской литературы 20 века

21

1

2

3

Из зарубежной литературы

5

ИТОГО

68

4

4

4

Литература основная и дополнительная для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2010.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2009.

3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008.

4. Литература. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ-2014 6 учебно-методическое пособие / Е.В. Секачева, Т.В. Скрипка, Н.В. Логунова ; под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д : Легион, 2013.

5. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2011.

8. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2010.


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2013. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2013 г.

3. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2011.

4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2010.

7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 2011.

Медиаресурсы:

1. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

2. Мультимедиа-энциклопедия.

3. Аудиокнига. Школьная программа. aubooks.ru/sect/1098207.html

Аудиодиски:

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  11. А.Грин "Алые паруса".

  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  14. А.П.Чехов. Рассказы.

  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  16. prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации

  17. Коровиной В.Я.

Фильмотека:

  1. «Садко» («Союзмультфильм», 1961 г.)

  2. «Тарас Бульба" (В. Бортко, 2009)

  3. «Белый Бим - черное ухо» (С. Ростоцкий, 1976)

  4. «Звезда пленительного счастья» (В.Мотыль, 1975)

  5. «Отец и сын» (Т.Вульфович, 1958)

  6. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» («Союзмультфильм», 1968)

Оборудование:

1. Моноблок

2. Принтер

3. Проектор

4. Экран

5. Ноутбук

6. Интернет-модем

7. Аудиоколонки

Программное обеспечение:

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. 7 класс. Электронное образование.

Дидактические материалы:

1. Ресурсы Интернет-портала «ФИПИ».

2.Таблицы по литературе.

3. Портреты писателей и поэтов.

4. Презентационные материалы.

5. Раздаточные материалы.

  1. Ресурсы Интернет-портала «Инфоурок».


© 2010-2022