Урок русского языка Глагол Урок -путешествие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Путешествие в страну «Глаголию» (урок - игра).

Цель урока: повторение и закрепление темы «Глагол»

Задачи: обобщение знаний учащихся о глаголе, его роли в языке. Формирование навыков правописания и развитие орфографической зоркости. Обогащение культуры речевого общения.

Оборудование урока 2 сказочных героя , карточки ,

Ход урока.

Проверка домашнего задания стр 21 упр 51 списать вставить пропущенные буквы

l. - Здравствуйте, ребята!

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам ГЛАГОЛ.

- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия!

ll. Итак, мы отправляемся. С нами путешествуют наши друзья Речевичок и Слушок.(красочно нарисованы 2 героя и прикреплены к классной доске).

- Вместе с ними мы вспомним все о глаголе и узнаем много нового и интересного.

Станция ГЛАГОЛ (чуть позже звучит песня)

Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! -

Итак, какую часть речи мы называем глаголом?

Контролеры довольны вашими ответами, и мы отправляемся в путь. Интересно, к какой станции мы приближаемся сейчас? О чем же спорят Речевичок и Слушок? Ребята, они не могут разобраться, как пишутся эти слова. Посмотрите и назовите, сколько слов спряталось в этих схемах?

БРА + ТЦА + ТЬСЯ

МОЛОДИ + ЦА + ТСЯ + ТЬСЯ

Слушок говорит, что слова как слышатся, так и пишутся, а Речевичок доказывает ему, что это не так, нужно знать правила и быть очень и очень внимательным.

- Подскажите, кто прав? (ответы учащихся).

- А сейчас запишем слова и обозначим части речи. (Молодица - сущ., молодится - гл., молодиться - гл., братца - сущ.. Р.п., браться - гл.).

Вот это предложение еще раз поможет разобраться в данной ситуации.

Два братца не хотят за дело браться.

Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части речи, поэтому пишутся по - разному.

- А от чего зависит написание - ТСЯ и -ТЬСЯ.

- Ребята, но контролеры нам дадут зеленый свет после того, как убедятся, что вы умеете отличать сущ. На - ЦА от гл. на - ТСЯ и - ТЬСЯ.

- Поиграем в игру «День - ночь» ( «день» - гл., «ночь» - сущ.) Правдой мир держиТСЯ. Честный правды не боиТСЯ. Хороша чистая студеная водиЦА. Хорошо трудиТЬСЯ - хлеб уродиТСЯ. Теперь я учениЦА, чернилами пишу. А за нею каракатиЦА, так и пятиТСЯ, так и пятиТСЯ.

- Вот мы и побывали еще на одной станции.

А называется она - ТСЯ -, - ТЬСЯ - не - ЦА!

- Наше путешествие продолжается, и самое время пообедать, но я снова слышу голоса наших друзей. О чем же они опять спорят? А вот о чем! Они не могут договориться: какую букву Е или И вставить в этом предложении.

Мы ед…м и ед…м.

- Поможем разрешить их спор? Ваши предложения? (ответы учащихся)

- Ребята, вот перед вами отрывок стихотворения Н. Некрасова. Ваша задача: выписать и объяснить правописание гласных в окончании глаголов, выделить окончания и указать спряжение этих слов.

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.

Проверка ГонИт - гнать (искл., 2 спр.); стонЕт - стонать (1 спр.); шепчЕт - шептать(1 спр).

А теперь мы должны доказать контролерам этой станции, что мы знаем правописание личных окончаний глаголов. Поиграем в игру «Эстафета»( от ученика к ученику по вариантам передается карточка, победитель тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание)

1 вар. Дыш…т, дума…т, слыш…т, ед…т, руб…т; 2 вар. Тащ…т, пиш…т, кол…т, терп…т, корм…т.

Мы побывали на станции правописания личных окончаний глаголов

Е - l, И - ll

- Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся?( текст на карточке у каждого ученика).

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок НЕ

дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

драться за обедом!

На уроках больше НЕ

говорить с соседом!

Я согласен даже НЕ

рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

выучу уроков!

(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)

Станция НЕ

Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.

Словарная работа.

ПЕРРОН (фр.) - площадка у железнодорожных путей для посадки и высадки пассажиров.

На перроне мы поиграем (физминутка). Игра «Рубим дрова», но рубить будем по - особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно - вы этого не делаете.

НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить.

- Пора в путь, отправляемся к новой станции. Нам сейчас могут предложить ПОЕСТЬ, а мы уже ПООБЕДАЛИ. Что мы ответим? Я уже покушал(а) или уже поел(а).

- А по нормам литературного языка правильно нужно говорить так. При подлежащем Я нужно использовать формы глагола: ЕМ, ПОЕМ, ЕЛ, БУДУ ЕСТЬ. А с местоимением ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ - КУШАТЬ И ПОКУШАТЬ.

- Вот на какой интересной станции побывали мы. Теперь будем следить за речью и говорить правильно.

А станция носит названия Я - ЕМ, ВСЕ - КУШАЮТ.

- Наше путешествие заканчивается, но прежде мы должны побывать еще на одной станции, и именно на ней подвести итог нашего путешествия. А станция называется КОРРЕКТОР, а вы юные корректоры.

КОРРЕКТОР(лат.). Работник типографии или издательства, занимающийся исправлением ошибок в оттиске типографского набора

- Сейчас вы будете работать в группах. Этот текст пытался корректировать Слушок, но он мог допустить ошибки. Проверьте! Найдите их, исправьте карандашом

ТЕКСТ для работы в группах . (Имеется на парте у каждого ученика).

Глазастые охотники.

Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бАка глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.

Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.

Стрикозы - прожорливые хищники, охотятяться с мая до осени.

Исправленный текст. Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.

Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.

Стрекозы - прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.

- lll. - Итак, путешествие закончилось! Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, дома нарисуйте страну Глаголию со всеми станциями, на которых вы побывали. И по желанию расскажите о новой станции, на перроне которой хотелось бы вам выйти.

- Вы все молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание упражнение 71 стр.28



Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес

Ель, надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес

Глазастые охотники.

Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бАка глобуса.

Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.

Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.

Глазастые охотники.

Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бАка глобуса.

Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.

Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.



© 2010-2022