М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста

Тип урока: урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)Цель: показать историческое значение события, изображенного в произведении; Задачи: 1. Учебный аспект: - показать историческое значение события, изображенного в произведении;-учить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;-учить сопоставлять историческую и художественную литературу с точки зрения содержания и языковых особенностей;-учить работе со словарями;-учить формулирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста.

Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?

ТИП: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)


ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.


ЦЕЛЬ: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».


ЗАДАЧИ:

Учебный аспект:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- научить сопоставлять историческую и художественную литературу с точки зрения содержания и языковых особенностей

- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

Развивающий аспект:

- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,

познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

Воспитательный аспект:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор,

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

М.Ю. Лермонтов

Ход урока:

  1. Мотивация. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события?

Осенью 2012 года по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно, стихотворение «Бородино».)

  1. Определение цели и задач урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (Запись темы, эпиграфа)

- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?

(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).

- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).

- Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

2. Организация и самоорганизация.

Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена

Россия и русский народ пережили на своем веку множество войн. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе.

Русское государство часто становилось участником великих сражений, известных всему миру, таких как Куликовская битва, битва под Полтавой.

Лермонтов всегда живо интересовался историей России, историей русского народа. С детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне 1812 года, о знаменитом Бородинском сражении, когда на защиту своей Родины встал весь русский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы. Вот почему войну 1812г. называют Отечественной (кстати, дядя поэта, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино".

Может ли битва при Бородино считаться великим событием?

Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»

Какое же историческое событие легло в основу данного произведения?

Ваш одноклассник заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.

Сообщение: Бородино - это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге. Оно стало известным всему миру после того, как 26 августа там произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова разбили французскую армию, которую возглавлял император Наполеон. В этой битве решалась судьба всего русского народа.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 7 сентября 1812 года под деревней Бородино (это в 124 км к западу от Москвы) произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Бородино стало началом поражения великой и до того времени непобедимой армии Наполеона. Потери обеих армий были огромны: с русской стороны они составили 40 000 человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.

Бородинское сражение - генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, закончилось победой русских войск и изгнанием французов с русской земли.

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова, написанного в честь 25-й годовщины Отечественной войны 1812 года.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

  • Первое впечатление: Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Беседа по вопросам:

От чьего лица ведется повествование? (На презентации - репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, "дядя" - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик - артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.

Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.

Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку

- Почему русские войска отступали? (Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)

- Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).

- Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся к бою).

- А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).

-Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?

(Бородинское сражение - генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).

- А имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

(Да, ведь Москва - столица нашей Родины, символ ее свободы, независимости, могущества, сражаясь под Бородино, наши воины защищали Москву - сердце страны.)

Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие - Бородинское сражение отечественной войны 1812 года.

А сейчас пришло время нам с вами выступить в роли исследователей литературного произведения. Для этого мы с вами разделились на 3 группы: (напомнить правила работы в группе, остановить внимание на Листы взаимооценивания и самооценивания, котроые дети должны будут заполнить после выполнения и защиты работы)

1 группа - Лексическое исследование.

Цель: познакомить учащихся с устаревшими словами, понять их роль в тексте. Задание: При прослушивании стихотворения вам встретились малознакомые слова, найдите и зачитайте их, объясните лексическое значение незнакомых или малопонятных устаревших слов (используя информацию из сносок и «Толкового словаря»). Подумать и ответить на вопрос: с какой целью Лермонтов использует эти слова в своем стихотворении? (оформление стенда)

2группа - Историко - литературное исследование

Цель : выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

3 группа - литературоведческое исследование - Анализ художественных средств стихотворения.

Цель: найти в тексте средства художественной выразительности, объяснить их роль. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их

_____________________________________________________________________________

Приложение 1

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

3 строфа:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.

4 строфа:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.

Строфа 6:

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

Строфа 7

Прилег вздремнуть я у лафета…

На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Строфа 8:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты. Лермонтов представил битву глазами простого солдата. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.

Приложение 2

Анализ художественных средств стихотворения.

  • Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Риторическое восклицание

Ну ж был денек!

Вам не видать таких сражений!

Наш рукопашный бой!

Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Инверсия

Носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало,

Подчеркивает смысловую значимость данных глаголов, меняет интонацию стихотворения, которое здесь должно читаться быстрее, динамичнее

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

_______________________________________________________________

Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, баллады, оды, лирического монолога


  • Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

  • Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).

  • Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину).

Проверка полученных результатов - Тест по стихотворению «Бородино» с использованием «Системы оценки и мониторинга качества знаний «Maimio Vote»

4. Рефлексия.

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).

- Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).

Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит" и будет помнить "вся Россия". Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

5. Взаимооценивание и самооценивание.

Видеоролик

1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.

2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали раны.

3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась-как наши груди.



© 2010-2022