Конспект урока по русскому языку на тему: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Школа 2100»

Предмет: Русский язык

Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.

Класс:2

Тип урока: ОНЗ Урок разработан в технологии деятельностного метода

Учитель: Якимчук Е.В.,учитель начальных классов МБОУ ООШ № 21

Тема урока: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Цель и задачи: наблюдение над словами - признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам - признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

Девиз урока:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

- Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний?

Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.

Составим план (проговариваем с детьми)

  1. Повторение

  2. Пробное действие

  3. Выясним, что мы не знаем

  4. Найдем способ справиться с затруднением

  5. Потренируемся.

  6. Оценим свой труд

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

-умение слушать и понимать речь других (К).

-Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии.

-С чего вы начнёте работать? (повторения знаний, которые нам будут необходимы при открытии нового)

Орфографическая минутка.

Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.

Придумайте задание.( Объяснить и обозначить орфограммы.)

Запись слов в тетрадь

Задание на пробное действие

Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелень, яркое, долгие.

-Задайте вопрос к каждому слову и определите часть речи.

-зеленым цветом подчеркните слова отвечающие на вопрос что?, синим - на вопрос кто?

-У всех ли слов вы смогли определить часть речи? Все ли слова подчеркнули?

-Какие вопросы к оставшимся словам мы можем поставить?

Запишем эти вопросы в таблицу (для начала рассмотреть таблицу)

Часть речи

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Пример

Попробуйте заполнить таблицу дальше (на столах у каждого ребенка таблица)

-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)

-Представлять информацию в виде таблицы. (П)

-Выявлять сущность, особенности объектов. (П)

-На основе анализа объектов делать выводы. (П)

-Обобщать и классифицировать по признакам. (П)

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).

3. Выявление места и причины затруднения

- Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (мы не знаем какая часть речи отвечает на вопросы какая?какой?какое?какие?)

-Где возникло затруднение?

- Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем)

Молодцы, вы смогли определить своё затруднение?

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р)

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)

- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)

- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)

- постановка и формулирование проблемы (П);

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определите тему урока.

- Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

-Какую цель мы поставим на уроке?

Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова)

Выяснить:

Научиться:

Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….)

- Для достижения цели вам поможет план:

Посмотрите на таблицу, на какие вопросы мы должны ответить.

  1. На какие вопросы отвечает?(это мы уже знаем)

  2. Что обозначает?

  3. Какая это часть речи?

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).

- построение речевых высказываний (П);

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- постановка и формулирование проблемы (П);

5. Реализация построенного проекта.














На доске написаны слова

Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.

- прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают.,

ЗАПИСЫВАЕМ

что? лимон

что? хурма

что? яблоко

что? груши

- Что обозначают имена сущ.

ПРЕДМЕТ

что? лимон

что? хурма

что? яблоко

что? груши

Записываем в тетрадь.

Прочитайте оставшиеся слова

жаркие, сладкий, зелёная, большое.

К каждому им.сущ подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.

Мёд сладкий, трава зелёная, поле большое, дни жаркие .

Задайте вопрос от им. сущ к подобранным словам Запись в тетрадь слов

ПРЕДМЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

что? лимон какой? кислый

что? хурма какая? терпкая

что? яблоко какое? сочное

что? груши какие? сладкие

-К какой группе мы отнесём слова подобранные к им.сущ. (описывают вкус предмета)

-Как вы думаете, что обозначают подобранные к им.сущ слова?(признаки)

Работа по учебнику стр52. (текст в рамке)

Заполнение таблицы

- А какие важные признаки предметов вы знаете?

Вкус

Цвет

Запах

Внешний вид

Ширина

Высота

Качество

-Слова, называющие признаки предметов «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, украшают, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Как вы думаете как называется эта часть речи?(имя прилагательное).

Заполнение таблицы

Вернёмся к пробному действию, теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов.(Да ) Выполните эту работу. Подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают признак предмета.

- Вы справились с затруднением? (Да)

Поиграем: (игра с мячом) устно

Я буду называть им. сущ, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные

Лист какой?.......

Солнышко какое?.....

Осень какая ?.... красивая, золотая, дивная

Где в жизни пригодятся нам прилагательные?

-Что вы сейчас будете делать? (Тренироваться)

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).


- Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П).

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- построение логической цепи рассуждений (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- построение речевых высказываний (П);

Физминутка

- установка на здоровый образ жизни (Л);

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах

-Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре? (Эталон на доске)

Эталон «Правила работы в парах»:

  1. Работать должны оба

  2. Один говорит, другой слушает

  3. Если не понял - переспроси

  4. Своё несогласие высказывай вежливо

На доску проектируются текст

Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев.

Перед вами текст. - Прочитайте текст.- Докажите, что это текст.

- Представьте картину, которая нарисована словами этого текста.

- Что особенного в этом тексте? (он «бесцветный»).

- Почему? (нет слов, которые «раскрашивают» текст).

Посмотрите на иллюстрацию, как природа разукрасила парк осенью

- дополните его словами-признаками, чтобы он стал красивым.

Обсудите в паре, какие слова-признаки мы можем вставить.

Наступила ____________осень. Светит _____________солнышко. В парке лежит ___________ковёр из____________ листьев.

- Стал ли текст другим? Благодаря чему текст изменился? (зачитывание текстов)

- Вот мы с вами ещё раз доказали , какова роль слов - признаков в нашей речи? Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)

- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)

- Умение работать в паре.(К)

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- поиск необходимой информации (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.




Используя слова - признаки, распространите предложение (на доске)

____________ветер срывает ______листья с ___________деревьев.

Слова для справок: золотые, холодный, высоких.

- Какую картину себе представили?

- О каком времени года говорится?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- У кого возникло затруднение при выполнении задания?

-Молодцы!

- К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать,)

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- построение логической цепи рассуждений (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- построение речевых высказываний (П);

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах

вы должны разгадать загадку и найти в ней имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией, если сможете составьте свою загадку , используя имена прилагательные.

1 группа

1. Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри.

2 группа

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост - снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос

3 группа

Непоседа пестрая - птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая

4 группа

. Хитрая плутовка - рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её …..

- поиск необходимой информации (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- управление поведением партнера (К);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- умение структурировать знания (П);

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили? (выяснить, научиться)

- Достигли цели?

Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске.

Продолжите мои предложения:

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Оцените свою деятельность на уроке, используя Лесенку успеха и магниты :

зелёный- я молодец,

жёлтый - мне надо постараться..

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

Д.з

Поработаем со сказкой.

Ответьте, на что обиделись существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Запишите их вместе с теми прилагательными, с которыми они чаще всего употребляются. А какие прилагательные можете к ним подобрать вы? Запишите их.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.

- Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно говорила Сказка.

- А я только звонкая, - сказала Песня.

- Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе. Может быть, ребята нам помогут.

По выбору 2 сущ. + как можно больше подобрать прилагательных.

- планирование учебного сотрудничества (К)

-

-построение речевых высказываний (П);



© 2010-2022