Статья Методы работы с учащимися по обогащению, активизации словаря и совершенствованию грамотного письма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 15»

Г. Майкоп

Надюкова Д.Р., учитель русского языка и литературы,

2016 г.

Методы работы с учащимися по обогащению, активизации словаря и совершенствованию грамотного письма.

Одна из задач, которая должна решаться на уроках русского языка и литературы в основной школе - обогащение, активизация словаря учащихся, совершенствование грамотного письма. Остановимся на методике и формах проведения такой работы, особо отметив различного рода словарных диктантов.

Словарный диктант - вид слухового и зрительного диктанта. Его отличительной чертой является запись отдельных слов, а не предложений или текста. Следовательно, выбор слов обусловлен теми, в которых орфограммы могут быть проверены без опоры на контекст. Словарный диктант может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать их словарь.

Основные виды словарных диктантов: традиционный, лексический, синонимический, орфоэпический.

Традиционный словарный диктант допускает, что учащиеся вместе с учителем заранее анализируют написание выбранных для диктанта слов или получают список для запоминания в качестве домашнего задания. Также традиционный словарный диктант допускает проведение его без подготовки , если используется материал нескольких рубрик. При этом можно давать дополнительное задание, например подобрать проверочное слово ( правописание безударных гласных, глухих и непроизносимых согласных и т.п.). Словарные диктанты могут использоваться как контрольный срез знаний по данной теме, а может быть своеобразной разминкой, проведенной в начале урока для настроя учащихся на дальнейшую работу, либо в середине урока для переключения внимания - в зависимости от вида диктанта и целей урока. Слова для этой рубрики отбираются их предыдущей темы, а также включают лингвистическую терминологию.

Можно составлять из этих слов интересные тексты и писать мини-диктанты один раз в две недели. Слова, которые вызывают затруднения у большинства учащихся, необходимо повторять в последующих диктантах, иногда это помогает выстроить сквозные сюжетные линии. Можно предложить учащимся продолжить текст, дописав одно-два предложения.

Для проверки усвоения написания словарных слов можно предложить табличный вариант задания: вставить пропущенные буквы, указать номера строк, в которых пропущена именно та буква, которая указана в колонке.

№ строки



а



о



е



и

1

г.реть

неярк.

н.внятный

Н.чего нет

2

исп.линский

теч.т

не зам.чая

б.злунная ночь

3

одн.составный

т.ржествует

в.сенний

бе.крайний

4

насл.ждаться

орг.низм

вел.чайший

торж.ствует

5

подм.раживать

кан.нада

ум.лчание

в.ковые дубравы

6

бл.женство

ар.мат

ощ.тиниться

с.ноним

7

кан.нада

ум.лчание

в.ковые дубравы

выб.ваешься

8

б.хрома

кр.в.пролитный

гр.чишное поле

п.р.свист

9

к.ричневый

г.родки

разв.вает силу

функц.я

Ключи к заданию: а-4,6,8; О- 1,3,5,6,7,8.9; е - 1,2,3,5,6,7,8; и - 1.5.6,7,9.

Еще один вид диктанта, который мы часто проводим и рекомендуем использовать в работе - лексический словарный диктант, назначение которого - освоение учащимися лексических значений слов, приобретение навыков работы с толковыми словарями. Сегодня нельзя обойти вопроса экологии русского языка, так как интернет прочно вошел в жизнь современного общества, стал его неотъемлемой частью. Развитие русского языка тесно связано с развитием интернета, он пополняется новыми словами, претерпевает изменения. Часто лексика носит иронический характер. Таким образом, мы наблюдаем обновление лексики. Поэтому учитель поможет сберечь слово и позаботиться о его «чистоте». Программа изучения русского языка не включает этого раздела, и только учитель тщательно отбирая материал для урока , включая достаточно реалистические примеры из жизни самих учащихся, подкрепляя их грамматическими правилами и «защитой» в отношении «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка» может направить работу в новое русло.

Форма проведения работы над словом: учащимся предлагается лексическое значение слова, по которому они должны определить само слово и правильно его воспроизвести. Таким образом, учащиеся не только получают орфографические навыки, но и обогащают свой лексический запас.

Предполагаем, что проведение такого диктанта может быть выполнено не только учителем, но и учеником (после того как учитель предварительно проведет такой вид диктанта, чтобы ученики имели представление о данном виде работы). Задание по подготовке такого вида диктанта позволяют совершенствовать навыки работы со словарями.

Советую для проведения лексического словарного диктанта использовать заимствованные слова, использование и написание которых востребовано другими школьными дисциплинами.

Вот как может выглядеть набор слов, которые получают учащиеся в начале учебного года:

ансамбль

аттракцион

аккомпанемент

аплодисменты

астроном

афоризм

аттестат

аккумулятор

авторитет

парламент

параллельный

эффект

драма

миниатюра

деформация

дилемма

дефект

ландшафт

дивиденды

корректный

апелляция

эпиграмма

мобилизовать

эксперимент

оригинальный

комментарий

оппозиция

кандидат

идиллия

импровизация

концентрация

пропаганда

грандиозный

лауреат

идеал

беллетристика

стипендиат

православный

фестиваль

минимум

конспект

диалог

патология

псевдоним

мезонин

компоновать

террор

фаворит

дебаты

диапазон

диссертация

режиссер

колорит

шедевр

лаборатория

дискуссия

пессимизм

коллизия

цензура

церемония

транспарант

миссия

иллюзия

идеология

инициатива

инцидент

компромисс

филология

эгоизм

беспрецедентный

прецедент

декламация

бильярд

элегия

реставрация

шарлатан

тенденция

биография

эпилог

темперамент

Предлагаю вариант лексического диктанта по данным словам.

  1. Прибор для накопления энергии с целью последующего ее использования.

  2. Официальный документ об окончании среднего учебного заведения, о присвоении учёного или специального звания.

  3. Группа музыкантов, певцов, танцоров и т.п., выступающих вместе как единый коллектив.

  4. Краткое выразительное изречение.

  5. Эффектный цирковой или эстрадный номер.

  6. Общепринятое значение, влияние.

  7. Обжалование решения суда в более высокой судебной инстанции с целью пересмотра дела.

  8. Повествовательная художественная литература.

  9. Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднительно.

  10. Прибыль, получаемая акционерами пропорциональной вложенному капиталу.

  11. Вежливый и тактичный, учтивый.

  12. Составлять целое из частей.

  13. Подлинный, неподдельный, не заимствованный.

  14. Исполнение художественного произведения, совпадающее по времени с его созданием.

  15. Рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения.

  16. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно фиксируемых условиях.

В тетрадях учащихся должна появиться следующая запись: аккумулятор, аттестат, ансамбль, афоризм, аттракцион, авторитет, апелляция, беллетристика, дилемма, дивиденды, корректный, компоновать, оригинальный, импровизация, экспертиза, эксперимент.

В конце учебного года учащимся можно выдать подобную таблицу с заданием списать указанную колонку слов и дать их лексическое значение.

а.самбль

ат.р.кцион

аккмп.немент

ап.лодисменты

астр.ном

аф.ризм

ат.естат

ак.умулятор

авт.ритет

п.рламент

параллельный

эф.ект

драм.а

м.н.атюра

д.формация

пара.лельный

д.ф.ект

лан.шафт

д.в.ден.ы

кор.ектный

ап.л.яция

эпиграм.а

м.б.лизовать

эксп.р.мент

ор.г.нальный

ком.ентарий

.п.озиция

канд.дат

идил.ия

импр.визация

к.нцентрация

пр.п.ганда

гр.нд.оз.ный

лаур.ат

ид.ал

б.л..тристика

ст.п.ндиат

пр.в.славный

фест.валь

мин.мум

к.нспект

д.алог

п.т.логия

пс.вдоним

м.зонин

к.мп.новать

тер.ор

ф.в.рит

д.баты

д.апазон

д.с.ертация

режис.ер

к.л.рит

ш.девр

л.б.ратория

ди.с.кус.ия

п.с.имизм

к.л.изия

ц.нзура

ц.р.мония

транспарант

миссия

ил.юзия

ид.ология

иниц.атива

инци.дент

компромисс

ф.лология

эг.изм

бе.пр.цедентный

преце.дент

декламация

б.льярд

эл.егия

рест.врация

ш.рлатан

т.нденция

б.ография

эп.лог

т.мп.рамент

пр.цент

мис.ия

ил.юзия

ид.ология

ин.ц.атива

инц.дент

к.мпр.мис.

эг.изм

д.кл.мация

р.ст.врация

Синонимический словарный диктант позволяет организовать работу по закреплению правописания слова и расширению словарного запаса школьников. Учащимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать как можно больше синонимов.

Орфоэпический словарный диктант является формой контроля за освоением норм произношения. В то же время это интегрированный диктант, который можно использовать и для проведения орфографических знаний учащихся.

Методика проведения:

  1. Устная форма: учитель предлагает два варианта произношения слова, ученики записывают слово ( при этом учитывается правильность написания) и ставят ударение в слове.

  2. Письменная форма: учитель на доске (или на карточках, или проектирует на

  3. экран, или использую интерактивную доску) записывает слова с пропуском орфограмм, задача учеников - вставить пропущенные орфограммы и проставить ударение в словах (оцениваются оба задания).

Таким образом, с одной стороны, это традиционный словарный диктант, с другой - орфоэпический, проверяющий в данном случае сформированность умения правильной постановки ударения в слове.

Работу по совершенствованию правописных умений предлагается проводить в течение всего года не только с использованием заданий к текстам, но и с помощью приема повторения материала блоками.

Словарные диктанты проводятся для текущей, контрольной проверки знаний, используются для комментированного письма.





© 2010-2022