Подготовка к ГИА (Комплексный анализ текста)

Разработка урока "Подготовка к ГИА (Комплексный анализ текста)", 9 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.   РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Садчикова Юлия Николаевна

Класс 9

Тема: Подготовка к ГИА (Комплексный анализ текста)

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Эпиграф к уроку:

Перед вами громада - русский язык!

Наслаждение глубокое зовёт вас,

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Н. В. Гоголь.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;

  • презентация учителя;

  • раздаточный материал.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА.

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.

Ключевыми на уроке будут следующие понятия: Слайд 3 .

Текст Тема текста Проблема текста Стиль текста Тип речи



- Ваше домашнее задание к уроку - повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: «Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Слайд 2.

III. Слово учителя об Александре Солженицыне: Слайд 4.

- Работать будем с текстом А. Солженицына. И он будет находиться под «лингвистическим микроскопом».

В 1956 г., после ссылки, А.Солженицын искал место для нового поселения. И выбрал тихую деревню Мильцево во Владимирской области. Квартировал у Матрены Васильевны Захаровой, которая и стала прототипом главной героини рассказа «Матренин двор». О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ "Матренин двор". Его называют "блистательным", "подлинно гениальным произведением". "Рассказ правдив", "рассказ талантлив", отмечалось в критике.

IV. Представление отрывка из рассказа «Матренин двор». Слайд 5.

1.Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно… 2.И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. 3.И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. 4. В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! 5.А у нее не было. 6.Что может быть ле…че - выкармл…вать жадного п…р…сенка, н…чего в мире (не)признающего, кроме еды! 7.Трижды в день в…рить ему, жить для него - и потом з…резать и иметь сало. 8.А она не имела... 9.Не гналась за обзаводом... 10.Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. 11.Не гналась за нарядами. 12.За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. 13.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но на нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. 14.Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... 15.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. 16.Ни город. 17.Ни вся земля наша.

V. Комплексный анализ текста:

  1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

  2. Определите тему текста (Тема текста - это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

- Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем: Слайд 6.

ПРАВЕДНИК I. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.

- Подберите синонимы к слову праведник. (Беспорочник, святой человек, великомученик).

- Найдите в тексте слова-подтверждения праведности жизни Матрены.

4. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Художественный)

5. Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

VI. Работа с текстом: Слайд 7

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Золовка говорила с презрительным сожалением.

б) Скопила имущество к смерти.

в) Она тот самый праведник, без которого не стоит село.

г) Не гналась за обзаводом…

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор. (13).

2). Среди предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение. (15). Слайд 8.

- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных. (Изъяснительное, определительное).

15. І Все мы жили рядом с ней и не поняли І, ﴾ что есть она тот самый праведник﴿, ﴾ без которого, по пословице, не стоит село. ﴿

- Как называется такое подчинение? (Последовательное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, параллельное).

Слайд 9.

3). Среди предложений 1 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (3)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4). Запись текста и работа с ним.

- Выпишите предложения с 6 по 7, вставьте пропущенные орфограммы.

6 Что может быть ле…че - выкармл…вать жадного п…р…сенка, н…чего в мире (не)признающего, кроме еды! 7.Трижды в день в…рить ему, жить для него - и потом з…резать и иметь сало.

Слайд 10.

- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

- Назовите грамматическую основу из 7 предложения. (Варить, жить, зарезать и иметь).

- Определите вид односоставного предложения. (Безличное).

- Объясните пунктуацию выделенного фрагмента 6 предложения (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, дополнение с предлогом "кроме" обособляется в любой позиции).

- Объясните пунктуацию 7 предложения (Однородные члены; второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу).

VII. Работа по вариантам: Слайд 11.

1-в. - Из предложений 10 - 13 выпишите действительные причастия настоящего времени. (Приукрашивающей, работающая)

2-в. - Из предложений 12 - 14 выпишите страдательные причастия прошедшего времени. (Не понятая, брошенная)

1-в. Укажите способ связи в словосочетании жадного поросенка (предложение 6) (Согласование).

2-в. Укажите способ связи в словосочетании выкармливать поросенка (предложение 6), (Управление).

5). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка». Слайд 12.

- А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте.

Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка: « В своём рассуждении А. Солженицын прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: _1__( предложения 1, 13, 14) и___3_____ (предложения 8-9, 16-17). А в предложениях 15-17 _4______.

1. эпитеты 2. олицетворение 3. парцелляция 4. градация 5. метафора

VIII. Подготовка к сочинению-рассуждению С2. Слайд 13.

- Повторим алгоритм написания сочинения-рассуждения.

- Воспользовавшись клише (Слайды 14-16) , напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

- Какие предложения будете использовать для аргументации сочинения.

IX. Итог урока.

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

X. Домашнее задание:

- Дописать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».



© 2010-2022