Элективный курс по литературе (10-11 кл.)

  Электив по литературному краеведению "Поэтическая кладовая поселка Мирный" был разработан мною для обучающихся 10-11 классов и представлен на III региональный конкурс программ элективных курсов в программе профильного обучения в Самаре. Данная работа заняла 2 место в номинации "Углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору" и по решению экспертной комиссии рекомендована для размещения в региональном банке программ элективных курсов. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский

Самарской области

Программа элективного курса

по литературному краеведению

для обучающихся 10 - 11 классов

«Поэтическая кладовая поселка Мирный»

Номинация: углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору

Автор программы Соколова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

п.г.т. Мирный

2014

Поэтическая кладовая поселка Мирный

Направленность элективного курса: углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости программы. Данный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся, важным аспектом которого выступает литературное краеведение. За основу изучения литературного краеведения в данной программе взята местная литература, что позволит расширить, углубить знания обучающихся по теме «Основные направления и тенденции развития современной литературы конца ХХ - начала ХХI века», на изучение которой отводится 2 часа в программе литературы 11 класса базового уровня предметной линии под редакцией В.Я. Коровиной.

Значимость курса. Программа курса представляет собой изучение биографического и литературного материала, знакомство с поэтами-земляками, практическое обучение анализу поэтического произведения. Изучение творчества мирновских поэтов, живущих в наши дни, является весьма интересным. Исследование лексики, выявление характерных черт стиля каждого из поэтов способствуют развитию интереса к краеведческой работе, умению сопоставлять факты и делать выводы, стилистически правильно излагать результаты собственных наблюдений. Таким образом, программа нацелена на формирование краеведческой, языковой и исследовательской компетенции учащихся.

Характеристика курса в контексте самоопределения старшеклассника

Данный элективный курс дает старшекласснику возможность реализовать личностные потребности, связанные с профессиональным самоопределением. Учащиеся вовлекаются в деятельность, способствующую становлению и развитию в области литературоведения, журналистики, языкознания, истории, психологии, аналитики, актерского мастерства, литературного творчества. Школьники смогут применить полученные знания и умения при создании творческих работ, в живом общении с поэтами на творческих встречах, на литературных концертах.

Основанием для разработки элективного курса явилось исследование запроса, полученного от обучающихся, например:

- хочу узнать о творческих людях нашего поселка;

- хочу приобрести представление о профессии журналиста и писателя;

- хочу научиться анализу стихотворного текста.

Наиболее наглядно результаты обработки запроса представлены в диаграмме

Элективный курс по литературе (10-11 кл.)

Таким образом, выявленный запрос показал, что 54% обучающихся желает познакомиться с литературным сообществом родного поселка, приобщиться к «соборному» объединению этого направления и усовершенствовать навыки литературоведческого анализа.

Цели элективного курса:

- дать представление о поэтическом наследии поселка Мирный;

- научить анализу поэтического текста.

Планируемые образовательные результаты

Планируемые знаниевые образовательные результаты:

Обучающийся знает:

- личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою

жизнь с нашим поселком);

- изданные поэтические сборники и их авторов;

- основные факты жизни и творчества поэтов и прозаиков поселка

Мирный.

Обучающийся умеет:

- составлять конспект;

- работать с реальными объектами (поэтами на творческих встречах) как источниками информации;

- создавать рецензию на поэтическое произведение местного поэта;

- выделять основную тематику произведений поэтов-земляков;

- сопоставлять литературные произведения разных авторов, относящиеся к единой тематике;

- выявлять авторскую позицию, особенности стиля местного писателя;

- демонстрировать понимание своеобразия творчества поэтов (имеющих более 2 сборников);

- декламировать наизусть 2-3 стихотворения мирновских поэтов.

Планируемые компетентностные образовательные результаты:

Обучающийся умеет:

- использовать информацию для планирования и осуществления

деятельности по выполнению проектой работы;

- осуществлять информационный поиск и извлекать информацию с

различных источников при составлении рецензии, в литературоведческом анализе;

- продуктивно взаимодействовать с другими людьми (при интервьюировании поэтов, при выполнении проектной работы) ;

- строить монологические высказывания, уметь задавать вопросы,

слушать собеседника, планировать общие способы работы;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять рефлексию своих действий, полно отображая в речевом

высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий.

Описание способов оценки планируемых результатов

Количество точек контроля определяется, исходя из значимости изучаемой темы для освоения курса в целом и количества образовательных результатов. В соответствии с целью курса и планируемыми образовательными результатами определены следующие виды и формы контроля.

1. Промежуточный контроль осуществляется по всем разделам курса в форме:

- развернутого ответа на вопрос (устный и письменный);

- чтения поэтического произведения наизусть;

- сочинения-рецензии (анализ поэтического произведения);

- тестирования.

Критерии оценки форм промежуточного контроля, за исключением тестирования, полностью соответствует критериям их оценки в предметной области «Литература».

Тестирование проводится по двум основным разделам курса: «Литературные имена поселка Мирный» и «Характеристика творчества поэтов-земляков»

по дихотомической системе («зачет»/ «незачет»). Контрольно- измерительные материалы представлены в Приложении 1.

2. Итоговый контроль предусматривает создание индивидуального или группового исследовательского проекта на одну из предложенных тем или выбранную самостоятельно и согласованную с учителем. Защита проводится публично, наличие презентации приветствуется. Оценка работы обучающихся проводится по системе «зачет»/ «незачет». Проектная работа считается выполненной, если обучающийся набрал 67% от максимально возможного количества баллов (12 баллов). Максимальное количество баллов - 18, что соответствует 100%.

Инструмент оценивания представлен в Приложении 1.

Описание оснований для отбора содержания образования

Включенные в содержание программы курса информация и способы деятельности обеспечивают знаниевые и компетентностные умения обучающихся: знать поэтов-земляков, их творчество, анализировать их произведения, осуществлять поиск информации, взаимодействовать в социуме, грамотно и корректно высказывать и обосновывать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному;

Формы занятия данного курса как традиционные - это практические занятия, лекции с элементами беседы, эвристическая беседа, так и нетрадиционные: литературная гостиная, творческая встреча, урок-концерт, виртуальная экскурсия, семинар, презентация, защита исследовательского проекта.

Способы реализации содержания

Данный курс предусматривает использование современных образовательных технологий, позволяющих достичь не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, направленных на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В программе находят отражение следующие технологии:

1)Технология развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она предполагает соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, выработку решений о том, что можно принять, что дополнить, что отвергнуть, плюс умение обсуждать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, критическое мышление учит способам активных действий. Данная технология представлена в программе следующими формами работы:

- работа с информацией методом «инсерт»;

- десятиминутное эссе;

- практическая работа с художественными источниками;

- семинар;

- творческие встречи, предусматривающие диалог с автором;

- урок-концерт;

- защита проекта.

2) Технология исследовательской деятельности, позволяющая формировать познавательную активность и исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). Использованы такие формы как:

- проектная деятельность, предусматривающая создание образовательного продукта;

- ученическое исследование, нашедшее отражение в творческой работе - сочинении.

3) Информационно-коммуникационные технологии, призванные повысить эффективность образования, позволяют расширить информационное поле, стимулируют интерес учащихся, предоставляют широкие возможности для самореализации личности. В данном элективном курсе нашли применение такие формы ИКТ:

- виртуальная экскурсия;

- создание презентации;

- использование цифровых образовательных ресурсов (проектные работы «Литературные имена поселка Мирный» и «Архивариус», видеодиски, материалы Головкинских чтений и др.);

- использование Интернет-ресурсов.

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса

Дидактические:

- проектная работа учащихся 11б класса «Литературные имена поселка Мирный» [цифровой ресурс];

- видеодиски с записями творческих встреч с поэтами;

- Интернет-сайт «Литературные имена поселка Мирный» [электронный ресурс] liternamemirn.narod2.ru/;

- исследовательская работа Анкудиновой О. «Литературное наследие нашего поселка», отмеченная дипломом II степени на секции «Региональная культура» XIV областных юношеских краеведческих Головкинских Чтений [цифровой ресурс];

- проектная работа учащихся 5в класса «Архивариус» [цифровой ресурс];

- сборники произведений поэтов поселка Мирный:

1. Елисеев В.А. Поиск истины. Стихи, поэмы. - Самара: Кредо,

2005. 198 с.

2. Елисеев В.А. Ностальгия. Сборник стихов. - Красный Яр, 1999. 84 с.

3. Елисеев В.А. Бунтари. - Красный Яр, 2005. 28 с.

4. Елисеев В.А. На перепутье. Стихи, поэмы, притчи, басни. - Красный

Яр, 2008. 80 с.

5. Елисеев В.А. Корни и ветви. Повесть. - Кинель-Черкассы: МУП

«Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2011. 450 с.

6. Канищев А.Н. Песнь ветров. Стихи, рассказ. - Красный Яр, 2009. 40 с.

7. Канищев А.Н. Через рассветы, сквозь ветра. Сборник стихотворений. -

Красный Яр, 2011. 80 с.

8. Ревякин В.П. Осенняя прохлада. Стихи. - Самара: Самарское

отделение Литературного фонда России, 2003. 103 с.

9. Ревякин В.П. Земля Русколани. Стихи. - Самара: Самарское

отделение Литературного фонда России, 2007. 160 с.

10. Ревякин В.П. Осколок Родины моей. Стихи. - Самара, 2012. 112 с.

Материальные:

- возможность выхода в Интернет;

- компьютер;

- проектор;

- экран.

Организационные:

Курс изучается в течение полугодия, рассчитан на 17 часов, по одному часу в неделю. Длительность занятия - 40 минут.

Тематическое планирование курса


Тема 1. Введение (1 ч).

Предмет курса. Цели и задачи курса. Литературное краеведение.

Тема 2. Литературные имена (3 ч).

Обзорное знакомство с литературным сообществом поселка.

Литературные объединения «Любители поэзии», «Каштан».

Знакомство с биографиями поэтов, имеющих изданные сборники: Елисеевым В.А., Ревякиным В.П., Канищевым А.Н., Габдрахмановым Р.С., Гусевой Е., Дроздовым А.П., Малышевым М.Н.

Тема 3. Поэтическая россыпь (4 ч).

Знакомство с произведениями авторов, имеющих более 2 сборников: Елисеевым В.А., Ревякиным В.П., Канищевым А.Н. Творческий вечер В.Ревякина.

Тема 4. Характеристика творчества поэтов-земляков (3 ч).

Основные темы и проблемы произведений Елисеева В.А., Ревякина В.П., Канищева А.Н. Своеобразие их творчества.

Тема 5. Анализ поэтического текста (4 ч).

Схема анализа.

Обучение анализу на примере стихотворения Ревякина В.П. «Островок на Кондурче».

Анализ стихотворения поэта-земляка.

Тема 6. Подведение итогов (2 ч).

Защита проектов о жизни и творчестве поэта-земляка.

Содержание обучения

№ занятия

тема занятия

форма проведения

практическая деятельность учащихся

организация самостоятельной работы учащихся

1

Введение

лекция учителя

слушают, записывают, задают вопросы

составление конспекта лекции

2

Обзорное знакомство с литературным сообществом поселка

компьютерная презентация с элементами беседы

виртуально знакомятся: смотрят презентацию, слушают учителя; участвуют в беседе

воспроизведение материала в форме кластера

3

Литературные объединения «Любители поэзии», «Каштан»

творческая встреча

интервьюируют авторов, участвуют в диалоге

написание 10-минутного эссе

4

Знакомство с биографиями поэтов, имеющих изданные сборники

виртуальная экскурсия

работают с информацией на ЦОР

выполнение теста

5-6

Знакомство с произведениями авторов, имеющих более 2 сборников

урок-практикум

работают с поэтическими сборниками: читают стихотворения, выявляют основную тематику произведений

написание аннотации к одному из сборников стихов

7

Поэтическая россыпь

урок-концерт

декламируют стихотворения наизусть

написание 10-минутного эссе

8

Творческий вечер В. Ревякина

литературная гостиная

задают вопросы, слушают собеседника

9

Основные темы и проблемы творчества В. П. Ревякина

эвристическая беседа

участвуют в диалоге, работают с поэтическим сборником, выявляют тематику и проблематику произведений

составление развернутого письменного ответа на вопрос

10

Основные темы и проблемы творчества В.А. Елисеева

практическое занятие

работают в группах с материалами на ЦОР, составляют тезисы к ответу на вопрос

подготовка устного сообщения

11


Основные темы и проблемы творчества А.Н. Канищева. Своеобразие творчества авторов.

исследование

строят монологическое высказывание, сопоставляют творчество поэтов

конспектирова-

ние

12

Схема анализа поэтического произведения

компьютерная презентация, лекция учителя с элементами беседы

создают памятку

тестирование

13

Обучение анализу на примере стихотворения Ревякина В.П.

практическое занятие

знакомятся с текстом, слушают учителя, устно отвечают на вопросы

тезисно фиксируют ответы

14


Анализ стихотворения

практическое занятие

работают в группах - составляют анализ поэтического текста

написание сочинения-рецензии

15

Анализ поэтического произведения

семинар

дают оценку изученным произведениям, взаимодействуют с другими людьми

проектная работа

16-17

Подготовка и защита проектов

презентация проектных работ

выступают с сообщением, презентуют работу, участвуют в обсуждении

Учебно-тематический план


тема

всего часов

аудиторных часов

внеаудиторных часов

в т.ч. на практическую деятельность

формы

контроля

1. Введение

1

1



проверка записей в тетради

2. Литературные имена

3

3



тестирование

3. Поэтическая россыпь

4

4


1

устный опрос, урок-концерт

4. Характеристика творчества

3

3


1

тестирование

5. Анализ поэтического текста

4

4


2

сочинение-рецензия

6. Подведение итогов

2

2


2

защита исследовательского проекта


Список используемой литературы

1. Елисеев, В.А. Бунтари. - Красный Яр, 2005.

2. Елисеев, В.А. Корни и ветви. Повесть. - Кинель-Черкассы: МУП

«Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2011.

3. Елисеев, В.А. На перепутье. Стихи, поэмы, притчи, басни. - Красный

Яр, 2008.

4. Елисеев, В.А. Ностальгия. Сборник стихов. - Красный Яр, 1999.

5. Елисеев, В.А. Поиск истины. Стихи, поэмы. - Самара: Кредо,

2005.

6. Канищев, А.Н. Песнь ветров. Стихи, рассказ. - Красный Яр, 2009.

7. Канищев, А.Н. Через рассветы, сквозь ветра. Сборник стихотворений. - Красный Яр, 2011.

8. Ревякин, В.П. Земля Русколани. Стихи. - Самара: Самарское

отделение Литературного фонда России, 2007.

9. Ревякин, В.П. Осенняя прохлада. Стихи. - Самара: Самарское

отделение Литературного фонда России, 2003.

10. Ревякин, В.П. Осколок Родины моей. Стихи. - Самара, 2012.

11. Мирный - мой поселок. 50 лет. Сборник./ Автор-составитель Брыков Ю.В. - Самара: Самарское книжное издательство, 2006.

Электронные ресурсы

«Литературные имена поселка Мирный» [электронный ресурс]. Режим доступа: liternamemirn.narod2.ru/


© 2010-2022