- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» в рамках реализации ФГОС ООО
Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» в рамках реализации ФГОС ООО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евтихова Е.М. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
За основу программы взята программа «Азбука нравственности» Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
-
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
-
Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
-
Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Программа включает в себя 34 занятия по 35 - 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе до 15 человек.
В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:
-
Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
-
Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
-
Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
-
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
-
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
-
Практические (упражнения)
Формы занятий:
-
Беседа
-
Деловая игра
-
Ролевая игра
-
Практические занятия
-
Дискуссия
-
Работа творческой группы
-
Обсуждение литературных произведений
-
КВН
-
Литературный конкурс
-
Конкурс сочинений
-
Конкурс стихотворений
-
Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
Для реализации программы созданы условия:
-
В кабинете имеется телевизионная панель.
-
Рабочее место учителя оснащено компьютером.
-
Есть выход в интернет, имеется медиотека.
-
Разработана рабочая программа.
-
Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».
Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
-
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Теоретических
Практических
Дата по плану
Дата по факту
Раздел №1
Культура общения
9
1.
Культура общения в современной семье.
1
+
2.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
+
3.
Культура спора.
1
+
4.
Как дарить подарки.
1
+
5.
Этикетные ситуации.
1
+
6.
В мире мудрых мыслей.
1
+
7.
Что значит быть вежливым?
1
+
8.
Разговор по телефону.
1
+
9.
Поведение в гостях.
1
+
Раздел №2
Самовоспитание
7
10.
«Познай самого себя».
1
+
11.
О хороших и дурных привычках.
1
+
12.
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
1
+
13.
Мои достоинства и недостатки.
1
+
14.
О терпении.
1
+
15.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
+
16.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
1
+
Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17.
Об источниках наших нравственных знаний.
1
+
18.
Совесть - основа нравственности.
1
+
19.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
+
20.
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
+
21.
Заветы предков.
1
+
22.
Россияне о любви к Родине.
1
+
23.
Твоя малая родина.
1
+
24.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
+
25.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
+
26.
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
1
+
Раздел №4.
Искусство и нравственность
8
27.
Нравственное содержание древних мифов.
1
+
28.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
1
+
29.
Положительные герои в былинах и сказках.
1
+
30.
Отрицательные герои в литературных произведениях.
1
+
31.
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
1
+
32.
Искусство и нравственность.
1
+
33.
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
1
+
34.
Обзор курса этикета.
1
+
1