Раздаточный материал по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц» (5 класс)

Раздаточный материал по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц» (5 класс)               Данные карточки могут служить хорошим дополнением к уроку. С их помощью проверяются  знания учащихся по предлагаемой теме, закрепляются знания по правописанию гласных после шипящих и «Ц»,  увеличивается доля самостоятельной работы детей на уроке, даётся возможность обнаружить пробелы в знаниях, успешно развивается грамотная письменная речь, формируется умение выбрать и объяснить буквы после шипящих и «Ц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правильность восприятия метафоры при обычном чтении или прослушивании текста художественного произведения требует определённого навыка, который может быть выработан путём систематического лингвистического анализа метафорических образований в ходе комментирования текста на уроках русского языка и литературы. А навыки определения метафор необходимы учащимся для развития речи и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О

Т Е К С Т А.

Метафора в художественном, особенно в стихотворном, тексте является важным средством формирования образно-смыслового и эмоционального содержания произведения. От понимания исходного значения метафоры, её смысловой первоосновы зависит глубина и верность оценки её идейно-художественной функции в составе текста.

. Встречающиеся в художественной речи индивидуально-авторские метафоры в зависимости от характера отношений между прямым и метафорическим значением делятся на четыре типа, каждый из которых требует особого приёма объяснения.

  1. С о б с т в е н н о м е т а ф о р а. Механизм её образования состоит в том, что под влиянием контекста некоторые признаки прямого значения формируют переносное метафорическое значение или порождают ассоциации, мотивирующие его содержание:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака

(И.Никитин)

Слово о г о н ь означает «раскалённые светящиеся газы вокруг горящего предмета». Из нескольких признаков прямого значения в приведённом примере актуализируется, составляя содержание метафорического значения, один признак - цвет огня.

Это наиболее распространённый тип метафоры. г о р Не случайно в общенародном языке реализуется чаще всего эта разновидность метафоры (ср. , о к н о в р а с п и с а н и и, о с т р а я б о л ь,

ч ё р н ы е м ы с л и и т. п.)

Истолкование собственно метафор заключается в извлечении «семантического корня», т. е. в нахождении тех признаков прямого значения, которые актуализируются в данном контексте и составляют содержание метафорического значения.

Сливеют губы с холода…

(В. Маяковский)

С л и в е ю т - неологизм, образованный от слова с л и в а : в контексте актуализируется лишь один признак - цвет, и глагол означает «становиться иссиня-чёрным», что создаёт впечатляющую образность и экспрессивность, лаконично, одним штрихом подчёркивая трудности, которые пришлось преодолевать рабочим Кузнецк-строя.

В ней чувства не вспыхнут пожаром

(М. Лермонтов)

В с п ы х н у т ь - «сильно и внезапно загореться» - в сочетании со словом ч у в с т в а означает «сильно и внезапно проявиться», причём сам характер переноса конкретного действия (вспыхивает обычно какой-то материал) на абстрактный предмет - чувства - создаёт гиперболу и придаёт чувствам необычайную силу.

Глазами

доброго дядю выев…

берут,

как будто берут чаевые,

паспорт

американца

(В. Маяковский)

В ы е в - собственно метафора и означает здесь (посмотрев пристально-заискивающе) однако это значение формируется не непосредственно на основе отдельных признаков значения глагола в ы е с т ь, а на основе ассоциаций

(с м о т р е т ь, б у д т о в г р ы з а т ь с я ), что создаёт экспрессивность и служит средством сатирического изображения.

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч

(Н. Гоголь)

Д е р е в я н н о е обозначает здесь «бесчувственное, ничего не выражающее»; это значение возникает на основе ассоциаций: д е р е в я н н ы й - т в ё р д ы й - н е п о д в и ж н ы й - н и ч е г н е в ы р а ж а ю щ и й, б е с ч у в

с т в е н н ы й и т. д.

2. М е т а ф о р а - с р а в н е н и е образуется, когда тот или иной признак прямого значения становится основанием для сближения и сравнения двух предметов, каждый из которых назван в тексте:

Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло

(С. Есенин)

Признак - цвет - в слове м а к , уточняемый прилагательным р д я н ы й , является основанием для сравнения мака и заката. Сама метафора приближается к сравнению и легко преобразуется в него: м а к з а к а т а - з а к а т, как мак.

Для толкования этого типа метафор нужно выделить признак-основание для сопоставления и сделать преобразование:

Над зеленью озими рдяное пламя рябины

(Н. Рыленков)

Метафору р д я н о е п л а м я р я б и н ы можно заменить сравнением - р я б и н а, к а к р д я н о е п л а м я

Я прохожу по строчечному фронту

(В. Маяковский)

С т р о ч е ч н ы й ф р о н т - строки, как фронт.

3.М е т а ф о р а - п е р и ф р а з представляет собой переименование, основанное на общности некоторых признаков значения слова или словосочетания и предмета, исходное название которого в тексте отсутствует:

В колокол синий

Я месяцем бью

( С . Есенин)

К о ло к о л с и н и й - небосвод, причём основанием для переименования является общий для прямого и метафорического названия признак - форма.

Процесс переименования может иметь разную направленность : слово заменяется словосочетанием, словосочетание - словом, словосочетание - словосочетанием. Объяснение метафор этого типа сводится к нахождению исходного наименования предмета: происходит как бы отгадывание своего рода загадки на основе общих для обоих наименований признаков:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя вёсла по озёрам

( С. Есенин)

В е с л о - лунная дорожка (общий признак - продолговатая форма).

Кругом поглядеть нету мочи,

Равнина в алмазах блестит

( Н. Некрасов)

А л м а з ы - росинки ( общий признак - блеск)

4. М е т а ф о р а - с и м в о л формируется путём закрепления за определённым словом или словосочетанием содержания отвлечённого характера, благодаря ассоциациям между ним и некоторыми признаками прямого значения слова или словосочетания.

Издавна в русской поэзии бытуют метафоры - символы н о ч ь, т ь м а, м р а к, д е н ь, с в е т, с о л н ц е, воплощающие противоположные начала: зло, хаос, дисгармонию - добро, величие, гармонию.

Какой утехи общий луч

В Российские светит к нам пределы,

Которой свет прогнал тьму туч?

( М. Ломоносов)

С в е т и т ь м а в приведённом тексте отчётливо обнаруживают отмеченные выше контрастные значения.

Названные метафоры-символы встречаются также у русских поэтов последующих поколений, например, у Блока, который частично переосмысляет их, несколько конкретизируя их содержание:

Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла…

М г л а - не физическое понятие, а символ негативных начал жизни - всего тёмного, злого, враждебного человеку.

Раскрыть содержание таких образований можно путём восстановления ассоциативных связей между исходным значением и отвлечённым, метафорическим, опираясь при этом на узкий и широкий контекст:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль

( А. Блок)

Н о ч ь , переомысленный Блоком традиционный смысл, означает здесь не тёмную часть суток, а силы зла, сковавшие Россию .

О з а р и м к о с т р а м и - вариант метафоры - символа с в е т, означающий в данном случае «посеять добро, утвердить гармонию».

Прояснилась омуть в сердце мглистом

( С. Есенин)

О м у т ь - глубокое место в реке (диал.) , отсюда ассоциации: мрак, холод и далее - тяжёлое душевное состояние.

души сиреневая цветь

( С. Есенин)

С и р е н е в а я ц в е т ь - цветение сирени, символизирует душевный подъём, расцвет чувств в юности.

Метафора - символ позволяет поэту выявить, материализовать многообразные внутренние душевные состояния, сделать явление природы носителем духовного содержания.

Метафора может реализоваться и в узком контексте, как в приведённых выше случаях, и в широком, становясь основой образной системы..Всё это приводит к тому, что разные образы перестают быть простыми атрибутами природы, становятся образами -символами - носителями духовного содержания, свойственного человеку.



© 2010-2022