Конспект по литературе на тему

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. Задачи:  1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;  2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;  3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.     Наше время полно ярких больших дел. Но и сегодня, когда выросло и стало зрелым поколение, не знавшее ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя похоронок, священна память о войне. Память эта – дань уважения, безграничная благодарность героям, поклонение перед подвигом миллионов. Она ежедневная наша потребность в ощущении своей личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и к свершениям своего народа. Память делает место, где родился, отчим краем, окружающих тебя людей соотечественниками, государ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок памяти!
Урок мужества!
Урок скорби!


Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедев - Кумач.

Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг - германские фашисты. Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:

- Вставай страна огромная

- Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой.

II. Введение в тему.

- Чтение стихотворения ученицей.

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо -

Ты помнишь Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -

Родина.

Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг.

- Чтение стихотворения ученицей.

Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надёжный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

В минуты затишья на привалах, в землянках солдатское сердце согревала хорошая песня. И пусть сейчас она прозвучит, как воспоминание.

Звучит песня военных лет «В землянке».

- Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

До 9 мая 1945 года было ещё далеко. Но мы уже видели Победу. Почему же мы победили? (в этой войне мы сражались за мир, за освобождение от фашистского ига, за всё доброе, что есть у человечества, а добро, как вы знаете, всегда побеждает зло)

«Кто они?»

Ученик: Наши сверстники шли по дорогам
войны вместе со своими отцами и старшими
братьями. Они смело принимали смерть ради защиты
своего Отечества!
- Кто они?

Каждый ученик встаёт и называет героя Вов.
или сразу несколько, которых он запомнил,
примерно их:

- Зоя Космодемьянская
- Лёня Голиков
- Александр Матросов
- Олег Кошевой
- Володя Дубинин
и многих других

Герой Советского Союза Павел Зайцев.

Конспект по литературе на тему

В истории Великой Отечественной войны рядом с именем Александра Матросова стоит имя брянского комсомольца Павла Зайцева.
...Шел январь 1945 года. Советские войска громили врага на его же собственной территории. Озверевший враг цеплялся за каждый клочок земли, оказывал налим частям упорное сопротивление. Подразделение, в котором Павел Зайцев командовал отделением и был комсоргом, вышло к Одеру. Форсировав реку, с боями продвигались бойцы вдоль берега. Еще немного, и они / цели. Но вдруг путь им преградил вражеский дот. Огромный, с тремя амбразурами, он, казалось, весь дышал огнем.
Бойцы залегли, и в этот момент к командиру батальона подполз Зайцев.
- Разрешите мне, товарищ старший лейтенант, я заткну фашистам глотку.
Раздумывать было некогда.
- Действуй, комсорг, - тихо сказал комбат и добавил, - себя береги.
По-пластунски пробирались бойцы отделения Зайцева в обход дота. Но враг заметил их и открыл сильный пулеметный огонь. Несколько человек было ранено. Однако это не остановило бойцов, они продолжали продвигаться вперед. Вот и дот. Приподнявшись, Павел бросает противотанковую гранату. Раздался взрыв, и пулемет замолк. Но стоило Зайцеву подняться, как снова раздалась пулеметная очередь. Пули свистели вокруг, но Павел не обращал на них внимания.
- Вперед, товарищи, - крикнул он, бросился к амбразуре и закрыл своим телом пулемет. Тот замолк. Воодушевленные героизмом своего комсорга, бойцы ринулись в атаку и жестоко отомстили за гибель друга.


Учитель:

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III .

Учитель:

- Итак ребята, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Учащиеся:

- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне. Давайте вспомним об этих войнах.

Ученик 1.:

- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Ученик 2.:

- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР

Через Афганскую войну прошло - более 600.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 - ранено. Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.

Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов - более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 25 года назад, стала уже достоянием истории.

Задорожный Владимир Владимирович- сКонспект по литературе на темутарший лейтенант.

Во время боя, на советский командно-наблюдательный пункт (КНП) полетели вражеские гранаты. Одна из них упала на КНП в двух метрах от старшего лейтенанта Задорожного. Жертвуя собой во имя спасения жизни солдат, отважный офицер накрыл гранату своим телом… Похоронен в городе Каунас (Литва).

Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.

Учитель:

- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Чечня. Боевая точка России сейчас там. Она кровоточит в каждом сердце, если оно не каменное. Страшно и больно, когда умирают люди, но ещё страшнее, когда гибнут молодые, которым , казалось бы, жить да жить. За что мы воюем, ради чего теряем столько жизней, почему убиваем любовь, которая не долюбила, мечты, которые не домечтали, песни, которые не допели, детей, которые не родились?

Конспект по литературе на тему

Аверкиев Александр Александрович

...До последнего патрона, до последнего дыхания рядовой Аверкиев сдерживал нападавших, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями помог сослуживцам выйти из окружения...

Конспект по литературе на тему

Адамишин Виктор Михайлович

...В ходе завязавшегося боя Адамишин с небольшой группой омоновцев оказался окружен бандитами, которые массированным огнем сковывали их действия. В сложной обстановке омоновцы заняли круговую оборону. Правильно оценив ситуацию, Виктор решил организовать прорыв группы из окружения, а сам остался прикрывать действия подчиненных. Выручая своих товарищей, в ходе перестрелки Адамишин был смертельно ранен и умер на поле боя...

Вьетнам и Берлин, Кабул и Чечня -
От слов содрогаются люди.
Но помните, братья, отцы, сыновья,
Мы вас никогда не забудем!


IV. Учитель:

- ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?

(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)

V. Подведение итогов.

Учитель:

Наше время полно ярких больших дел. Но и сегодня, когда выросло и стало зрелым поколение, не знавшее ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя похоронок, священна память о войне. Память эта - дань уважения, безграничная благодарность героям, поклонение перед подвигом миллионов. Она ежедневная наша потребность в ощущении своей личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и к свершениям своего народа. Память делает место, где родился, отчим краем, окружающих тебя людей соотечественниками, государство, в котором живёшь - Родиной. Родина - земля твоего народа, Родина - это прежде всего, её люди. И всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины.

- И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания.

Список литературы:

1.Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2.Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

3.В. С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал «Литература в школе», № 3, 1995 г.

4.Горелова С. В. Медицинские работники на войне: [Сценарий, посвящённый медицинским работникам на Великой Отечественной войне] // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 5. - С. 58 - 61.

5.Михеева И. А., Каныгина Т. Р. Поклонимся великим тем годам…: [Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню Победы] // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 4. - С. 59 - 61.

6.Валуева Р. В. «Я - гражданин» (классный час с учащимися 5-6 классов): [Сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы] // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 31.

7.Дунаева И. А. Учёные - фронту (альманах для старшеклассников, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне) // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 71.

8.«История России для детей и взрослых». Москва, «Белый город», - 2003.

9.Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов. Москва. ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1998.

10.М. Исаковский. Стихи и песни. Издательство: Московский рабочий, 1952.

11.Муса Джалиль. Избранные произведения. - М.: Советский писатель, 1979.

12«История России». Б.Н. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С. Сековец, Н.М.Редькина. Учебник для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2004.


© 2010-2022