Урок русского языка на тему: Наклонение глагола (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цели: 1) познакомить учащихся с наклонениями глаголов, с изменением глаголов в изъявительном

наклонении;

2) учить детей различать наклонения глаголов;

3) развивать орфографическую зоркость;

4) воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового.

Прочитайте пословицу: Слава к тому приходит, кто впереди ходит.

Это девиз нашего урока. Разберите это предложение синтаксически.

Произведите морфологический разбор глагола ходит.

I Ходит - глагол. Кто (что делает?) ходит.

II Н.ф. - ходить. Пост. - несов. вид, неперех., 2 спр., непост. - ед. ч., н.в., 3 л.,

III Кто (что делает?) ходит.

Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола. Глагол ходит обозначает реальное действие. Но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока - «Наклонения глаголов». Сегодня вы познакомитесь ещё с одним морфологическим признаком глагола - наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях, будете учиться их различать и образовывать от глаголов формы трёх наклонений.

Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовём на помощь сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Всё б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!...


Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

- То возьми! Подай того!


Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!


Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан: Я пошёл бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!...

Тимоня: Эй, Ванюшка, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю -

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!


Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.


Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!


Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным и повелительным.

Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья.

( На доске рисунки братьев, под ними записаны глаголы, употребляемые братьями.)

Какие глаголы обозначают реальные действия? Это глаголы изъявительного наклонения. Кто из братьев употреблял глаголы изъявительного наклонения?

Какие глаголы указывают на действия, которые могут совершиться при каком-то условии? Это глаголы условного наклонения. Кто их употреблял?

Какие глаголы выражают побуждение к действию? Это глаголы повелительного наклонения.

Наклонения глагола

изъявительное условное повелительное

А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку.


Царь-отец рассержен очень.

Братьев он зовёт пред очи:

- Брат Иван пошёл сражаться -

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Поможем, ребята, братьям. Определите, в каком наклонении употреблены глаголы.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.


И опять поближе к ночи

Братьев царь зовёт пред очи:

- Не хотите наказанья?

Вот-ка вам ещё заданье!


Образуйте от глаголов работать, сражаться, победить формы трёх наклонений.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Поставьте глагол писать в формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

А Иван-то где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!

Камень на его дороге.

Обойдётся ль без подмоги?


( На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу - найдёшь удачу».)

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

III. Орфоэпическая минутка.

Газопровод, звонит, щавель, крапива, красивее, положил, средства, прибыл, прибыть, жалюзи.

IV. Самостоятельная работа.

А сейчас, ребята, вы будете корректорами. Корректор - это работник издательства, газеты, который исправляет ошибки. И сейчас вы займётесь корректурой, то есть исправлением ошибок.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

V. Итог. Домашнее задание.

У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомились с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного? А домашнее задание у вас будет № 483.


Урок разработала и провела

Просветова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Апанасовская СОШ






Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка №1: Была бы охота, заладится всякая работа. Меньше говорите, а больше делайте. Правдой мир держится. Что себе не хочешь, того и другому не желай. Если бы Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 2. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить

их время.

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

Карточка № 3. Исправьте ошибки.

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.


© 2010-2022