Статья Педагогические условия развития языковой личности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические условия развития языковой личности

в системе среднего профессионального

образования.


В настоящее время в системе среднего профессионального образования большое внимание уделяется проблемам речевого и личностного развития студента. Современная языковая политика значительную роль отводит воспитанию развитой языковой личности, то есть человека, адекватно воспринимающего услышанное, умеющего выразить правильно и точно любые нюансы мысли, вести беседу, деловые переговоры, выступать и убеждать. Языковая личность - это не всякий говорящий человек, а лишь тот, кто «ответственно относится к своей речи и обладает совокупностью речемыслительных умений» [2, 6].

Без универсального средства взаимодействия - языка - невозможны ни восприятие социального опыта, ни передача его. Умелое владение языком высоко ценится в любом обществе. Эта способность является неотъемлемой частью общей культуры человека, так как «осознание речи - это осознание самого себя» [5, 111].

Развитие языковой личности - процесс длительный, требующий постоянного внимания как к природным данным (языковым способностям), так и приобретенным коммуникативным умениям. Современным студентам предстоит жить в сложном и противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей. С другой стороны, этот мир предполагает минимум общения между людьми, одиночество, лишение системы нравственных ценностей.

Созданию педагогических условий развития языковой личности в сфере среднего профессионального образования уделено большое внимание в процессе изучения дисциплин «Литература», «Русский язык» и «Русский язык и культура речи».

В курсах «Литература», «Русский язык» и «Русский язык и культура речи» ставится задача формирования языковых способностей обучаемых, приобретение ими опыта познавательной и коммуникативной (практической) деятельности. Языковая личность должна уметь адекватно воспринимать устную речь; передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде; работать с различными источниками информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы); принимать, перерабатывать, структурировать информацию; ориентироваться в текстах художественного, публицистического, научного, официально-делового стиля; осознанно читать тексты различных стилей и жанров, проводить смысловой анализ текста; владеть диалогической и монологической речью; создавать устные и письменные высказывания по поводу прочитанного, увиденного, услышанного; выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Процесс развития языковой личности предполагает не столько передачу суммы знаний, сколько обмен впечатлениями, мнениями, чувствами. В связи с этим меняется роль преподавателя в процессе обучения, характер его взаимодействия со студентами и воздействия на них. Преподаватель должен создать благоприятные условия для творческой активности каждого студента. Для этого следует использовать весь арсенал активных способов и форм обучения, предполагающих, в первую очередь, не «научение», а применение знаний и умений в учебном процессе. Преподаватель выступает как инициатор и организатор совместной деятельности, управляющий процессом педагогического общения. Выполняя роль коммуникативного лидера, преподаватель предстает как знающий, умный «помощник»; как речевой образец, имеющий индивидуальный стиль общения и творческий потенциал; как личность, обладающая основными характеристиками речевого поведения: убежденностью, настойчивостью, терпением, доброжелательностью, живостью, эмоциональностью.

Таким образом, если целью обучения становится развитие языковой личности, то коммуникативная компетентность педагога становится основным педагогическим условием.

Формирование языковой личности - задача сложная, требующая длительного целенаправленного вовлечения обучаемых в процесс активной коммуникативной деятельности. Исходным моментом любого речевого действия является речевая (коммуникативная) ситуация, иными словами «стечение обстоятельств, которые побуждают человека к речевому действию (к высказыванию)» [1. 10].

При разработке коммуникативных ситуаций основное внимание должно уделяться не репродуктивным, а эвристическим и исследовательским действиям, заставляющим студентов придумывать, сочинять, проявлять инициативу, то есть творческие способности. Максимальной реализации творческих способностей студентов можно достичь при изучении курса «Литература».

Изучение и анализ художественного произведения - это «способ разбудить и мобилизовать личность человека» [4. 114]. Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература обогащает словарный запас, учит вести беседу, доказывать свою точку зрения, при этом развивается умение претворять мысль в слово, вырабатывается культура общения. Художественный текст, в силу своей метафоричности, полиассоциативности, полисемантичности, стимулирует речетворческую деятельность, развивает личность учащегося.

На уроках литературы устная и письменная речь находятся в тесной взаимосвязи. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспектов, записей отдельных положений устного высказывания. В то же время подготовка письменного сочинения, изложения, миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказ художественного текста. Слово на уроке литературы рассматривается как образотворческая звукосемантическая единица в совокупности ее значений (лексического, перцептивного, ассоциативного, символическго, индивидуально-авторского). Способности, развитые в процессе литературного творчества, могут быть перенесены на любой вид деятельности.

В методических исследованиях последних лет все настойчивее звучит мысль о том, что языковое развитие личности не должно быть оторвано от всей системы преподавания языка и литературы. Е.С. Антонова А.И. Власенков, А.И. Горшков, В.Я. Гурова, А.Д. Дейкина, С.И. Львова выдвигают положение об интеграции русского языка и литературы. Н.А. Ипполитова пишет: «Мы хотим научить ученика излагать мысли, чувства, переживания без опоры на умение осмысливать услышанное или прочитанное высказывание. А ведь давно доказано, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, и нельзя развивать какой-либо один из них, не заботясь о всех остальных» [3, 40].

Основополагающей становится коммуникативная направленность обучения, которая предполагает не только усвоение литературных знаний, знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области основных видов речевой деятельности - говорения, слушания, чтения и понимания, письма. Отличительными показателями развитой языковой личности являются правильное четкое произношение (или написание), коммуникативная целесообразность речи (ее выразительность, точность, целесообразность), структурно-логическое построение текстов, применение невербальных средств, объективное понимание со стороны слушающего, читающего.

Создание единой системы работы, направленной на развитие речетворческих способностей учащихся, позволяет гармонизировать рациональное, чувственное и духовное знание в структуре языковой личности; формировать коммуникативную компетенцию, предполагающую овладение умениями воспринимать и продуцировать тексты различного стиля и жанра; развивать общеучебные умения студентов (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные).

Таким образом, развитие языковой личности становится возможным при условии соблюдения целостности личности в совокупности всех сторон ее развития, включая особенности восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы; учета психологических и речевых механизмов художественной речетворческой деятельности; реализации, наряду с общедидактическими и частнометодическими, методологических принципов: целостности, интегративности, диалогичности, синергетичности; определения слова и текста не только как дидактических единиц, но и как средства самовыражения личности.


  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М., 2004.

  2. Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики / С.Ф. Иванова. - М., 1997.

  3. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкурсу / Н.А. Ипполитова. - М., 1992.

  4. Леонтьев А.А. Искусство как общение / А.А. Леонтьев // Педагогические исследования, посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси. 1973.

  5. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры / О.И. Марченко. - М., 1994.

© 2010-2022