Викторина по творчеству С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6-7 классов

Викторина по творчеству С.А.Есенина





Литературная викторина,

посвящённая творчеству

С.А.Есенина

Подготовила:

учитель русского языка

и литература

Слайковская О.Н.

Цели:

обучающие:

- знакомство с основными этапами жизни поэта, с особенностями его духовного мира, его поэтического мастерства;

- формирование представлений о важнейших составляющих поэтики С.А.Есенина (национальный образ дома, национального характера, общечеловеческих ценностях);

развивающие:

- развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся;

- формулирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;

воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание культуры чтения, потребности в чтении.

Участники:

Две команды учащихся 6классов (по 6 человек), мудрая бабушка, внучка.

Подготовительный этап:

Заранее участники знакомятся с темой и целью игры. В команды отбираются учащиеся-победители конкурса знатоков поэзии С.А.Есенина.

Оформление:

Старинный сундук, прялка, лавка, на полу - домотканая дорожка, презентация.

Жюри:

Учащиеся 9класса: Камашина Юлия. Никифорова Яна, Катенкоа Алексей

Ход игры.

  1. Приветствие участников и гостей литературной викторины, жюри.

  2. Итак, за столы приглашаются участники команд:

    «Находчивые» (6 класс)

    «Смекалистые» (7 класс_)




  3. Правила игры:

  1. Выберите капитана.

  2. Помните, что игрокам с места выкрикивать нельзя - за это будет присуждена красная карточка!

  3. Отвечать можно только после того, как команде будет дано разрешение.

Сергей Есенин.

Бабушка. Низкий поклон вам, гости званые да желанные! Здравствуйте, добрые молодцы! Рады гостям, как добрым вестям. Пожалуйте к нашему сундучку. А сундучок-то непростой - волшебный. Много тайн и загадок откроется тому, кто заглянет в этот волшебный сундучок.

Внученька, правда, что в нашей школе пройдёт конкурс знатоков на лучшее знание творчества Сергея Есенина?

Внучка. Правда, бабушка. Да вот они, знатоки!

Б. Ай, какие знатные, статные, красивые! Добро пожаловать к нашему волшебному сундучку.

В. Бабушка, посмотри, какой сундучок-то огромный! Наверное, много тайн и загадок хранит он под своей крышкой. Можно, я посмотрю, что там за ним?

Б. Давай я тебе помогу. Ох, и тяжёл сундук!

В. А задам-ка вопросы для наших знатоков! Вот первый! Как называется село, в котором родился С. Есенин? (Константиново)

Б. А вот и второй! В каком году родился поэт, если в 2015 году, ему исполнится 120 лет? (1895 год)

В. Правильно, ребята, Сергей Есенин родился 21 сентября (по старому стилю) 1895 года на холмистом берегу Оки в селе Константинове Рязанской Губернии. Он был первым ребёнком в семье, имеющей крестьянские корни. Поэт пишет:

У меня отец крестьянин,

Ну а я - крестьянский сын.

Б. отец его, Александр Николаевич, на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жизни в Москве работал у замоскворецкого купца. Он даже дослужился до приказчика. Мать, Татьяна Фёдоровна Титова, в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил замечательное стихотворение. Его вам прочтёт Нечаев Тихон.

«Письмо матери» (см. приложение)

В. Молодец, Тихон! Очень проникновенно прочитал! А теперь задам-ка я ещё вопросик для наших знатоков! Назовите любимые цветы С. Есенина! (васильки)

Б. Ой, и мне эти цветы очень нравятся. А кувшин-то какой интересный за сундучком. Ребята, как во времена Есенина этот старинный кувшин назывался? (Дёжка) Пока на экране этот ребус, вам нужно составить из этих букв слово. Что в нём хранили?

В. Сейчас Кочеткова Лика вам прочтёт стихотворение Есенина «В хате». Слушайте внимательно, потому что затем прозвучат вопросы по произведению!

«В хате» (см. приложение)

Б. А теперь, знатоки, напишите и назовите предметы крестьянского быть, блюда и напитки, которые Есенин упоминает в этом стихотворении.

(Дёжка, заслонка, лавка, солонка, ухват, махотка, оглобли, соха, хомут, драчёны, квас, яйца, молоко)

В. Бабушка, я ещё хочу за сундучок заглянуть, можно? Уж очень интересно!

Б. Ах, ты, непоседа моя. Любознательная! Так и быть, давай посмотрим!

(заглядывают, достают оттуда ветку берёзы, яблоко, колокольчик с бантиком)

В. Ой, Бабушка, ничего не понимаю! Эти предметы тоже связаны с творчеством Есенина?

Б. Конечно, ведь у поэта есть стихотворение, связанное с название русских праздников. Интересно, угадают ли наши знатоки по отдельному предмету название праздника? (ветка берёзы - Троица; яблоко - Яблочный Спас; колокольчик с бантиком - Масленица)

В. Вот, ребята, ветка берёзы. Олицетворение какого православного праздника?

Б. А яблоко, какой праздник олицетворяет?

В. А колокольчик?

В. Какие молодцы наши знатоки! А вы знаете, ребята, что родина для Есенина была началом всех начал? Даже слово «Россия», он произносил с восхищением. Россия! Какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то: о, Русь, малиновое поле. И синь, упавшая в реку…

С родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна берёзового ситца». Природу Сергей Александрович воспринимал с чутким сердцем русского человека. А кто из команд может рассказать стихотворение о России?

Б. Молодцы, ребята! Стихи Есенина были близки к русским народным песням. Они очень напевны и мелодичны. Не случайно на музыку положены многие стихотворения Есенина. Например, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая».

В. Вопрос для наших гостей из 5 класса. Как называются такие музыкальные произведения? (романсы)

Б. Романс «Над окошком месяц» исполнит учащаяся 11 «А» Цапина Катя.

В. Хорошо поёт! Так нас растрогала! Спасибо большое! Скажите нам, пожалуйста, а какие писатели были любимыми у С. Есенина? (Пушкин и Гоголь)

Б. А в чём поэт хранил книги любимых писателей? (в сундучке) Всё знают ребята! Молодцы! А сколько сестёр было у Есенина и как их звали? (Катя и Шура)

В. Мало, совсем мало прожил Сергей Александрович Есенин на этом свете. Всего 30 лет. Многие его стихи проникнуты предчувствием скорой смерти. Этот цикл называется «зимним». Есенин осмысливает прожитые годы, говорит о необратимости времени и неизбежности смерти. Одно из таких стихотворений вам прочитает Лебедев Егор. Оно называется «До свидания, друг мой, до свидания» (см. приложение)

Б. Ребята, а где и когда погиб поэт? (27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице «Англетер»)А где он похоронен? (в Москве на Ваганьковском кладбище)

В. Ну вот, все загадки ребята отгадали. Ни одной тайны не оставили. Давайте подведём итоги.

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Оценочный лист

(за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл)

«Находчивые»

«Смекалистые»

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

ИТОГО:

ИТОГО:

МЕСТО:

МЕСТО:

Вопросы командам:

  1. Как называется село, в котором родился С. Есенин? (Константиново)

  2. В каком году родился поэт, если в 2015 году, ему исполнится 120 лет? (1895 год)

  3. Назовите любимые цветы С. Есенина! (васильки)

  4. Как во времена Есенина этот старинный кувшин назывался? (Дёжка)

  5. Что в нём хранили?

  6. Какие предметы быта упоминает Есенин в стихотворении «В хате»? (Дёжка, заслонка, лавка, солонка, ухват, махотка, оглобли, соха, хомут)

  7. А какие продукты и напитки? (драчёны, квас, яйца, молоко)

  8. Угадать по отдельному предмету название праздника.(ветка берёзы - Троица; яблоко - Яблочный Спас; колокольчик с бантиком - Масленица)

  9. Какие писатели были любимыми у С. Есенина? (Пушкин и Гоголь)

  10. В чём поэт хранил книги любимых писателей? (в сундучке)

  11. Сколько сестёр было у Есенина и как их звали? (Катя и Шура)

  12. Где и когда погиб поэт? (27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице «Англетер»)

  13. Где он похоронен? (в Москве на Ваганьковском кладбище)







«В хате»

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низкó,

Старый кот к махóтке крáдется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

«До свиданья, друг мой, до свиданья»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

«Письмо матери»

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

10


© 2010-2022