Программа курса по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № ____

от «___»______________2015 г.

Председатель МО____________

/Кунаева Т.В./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/Прокина Н.И./

«____»___________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ»

_________ /Кулагин И.А./

«____»_______2015 г.






Рабочая программа

курса по русскому языку


7 «Б» класс






Составитель: учитель

русского языка и литературы

Сардаева И.В.







Большие Березники



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся;

углубление содержания основного курса и его практической направленности;

развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку;

формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия при работе над проектами.

Общая характеристика курса. Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку, учит технологии проектной и исследовательской деятельности. На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, программа элективного курса «Знай и люби родной язык»/ Автор-сост. Ядрённикова И.А. - Волгоград: Учитель, 2009.

В программу данного курса добавлены часы на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 6 класса.

Место элективного курса в учебном плане школы. На изучение курса «Знай и люби родной язык» в 6 классе в вариативной части школьного учебного плана отведено 34 часа.

Требования к уровню образованности обучающегося.

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • о праязыке русского языка,

  • кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

  • буквенные и цифровые обозначения в кириллице,

  • определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

  • уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;

При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Практические занятия

Проектная деятельность

1.

История языка

17

13

4

2.

Группы слов русского языка и нормы их употребления.

17

13

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

История языка

Знать: роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян, образование славянской письменности, роль старославянского языка в развитии русского языка, приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-; технологию проектной и исследовательской деятельности.

Уметь: работать с текстами: находить старославянизмы в художественном отрывке, находить признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе, сопоставлять тексты, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования.

Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы.

Темы проектов:

1. «Живой как жизнь». (Изменения в русском языке в начале XXI века).

2. Активные латинские и греческие словообразовательные элементы.



Группы слов русского языка и нормы их употребления.

Знать: понятие омографов и их возникновение, индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов, технологию проектной и исследовательской деятельности.

Уметь: разбирать задачи на нахождение омофонов, омографов, исправлять стилистические ошибки, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования.

Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов. Дать понятие омофонов, их возникновение. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики. Заключительное занятие в форме "круглого стола".

Темы проектов:

1.«Лингвистические сказки»

2. «Как лучше рассказать третьеклассникам о том, что такое фразеологизмы»

3. Работа над дикцией при помощи скороговорок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия

Вид самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

1.

История языка.

17

1.1

Откуда есть пошла славянская письменность.

1

Лекция с

элементами беседы


1.2-1.3

Признаки старославянизмов в художественной литературе

2

Практическая

работа

Работа с текстом


1.4-1.5

Славянские языки и признаки их родства.

2

Беседа

Практическая работа


1.6

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

1

Лекция с

элементами беседы


1.7

Глаголица и кириллица.

1

Беседа

1.8-1.9

Практикум по работе с кириллицей.

2

Практикум

Практическая

работа.


1.10

Лингвистическое конструирование.

1

Урок-размышление

1.11-1.12

Практикум по лингвистическому конструированию.

2

Практическая работа

Работа с текстом

1.13-1.16

Работа над проектами по темам:

1."Живой как жизнь". (Изменения в русском языке в начале XXI века).

2. Активные латинские и греческие словообразовательные элементы

4

Практическая работа

Творческая работа

1.17

Защита проектов

1

Дискуссия

Защита работ

2

Группы слов русского языка и нормы их употребления.

17

2.1-2.2

Лексические омонимы и омоформы. Омографы.

2

Лекция с элементами беседы

2.3

Омофоны.

1

2.4-2.5

Паронимы.

2

Практическая работа

Работа со словарём

2.6

Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

1

Лекция с элементами беседы

2.7

Источники фразеологизмов.

1

Практическая работа

Работа со словарём

2.8

Тест по теме "Фразеологизмы".

1

Тестирование

2.9-2.10

Занимательные задачи по русскому языку.

2

Практическая работа

2.11

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык..."

1

Дискуссия

2.12-2.15

Работа над проектами:

1.«Лингвистические сказки»

2. «Как лучше рассказать третьеклассникам о том, что такое фразеологизмы»

3. Работа над дикцией при помощи скороговорок.

4

Практическая работа

Творческая работа

2.16-2.17

Защита проектов.

2

«Круглый стол»

Защита работ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008.

Презентации

Диалектные и профессиональные слова.

Из жизни слова.

Заимствованные слова.

Фразеологические обороты.

Почему мы так говорим?

Правописание приставок пре- и при-.

Прилагательные. Степени сравнения.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Русский язык 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост.Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  2. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  3. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы/авт.-сост. В.А.Малюгина - М.: ВАКО, 2010.

  4. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. - Москва: Издательский дом "Дрофа", 2001

  5. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО "Новое знание" 2004.

  6. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  7. Газета Русский язык (Издательский дом "Первое сентября") № 6/2007.с.38.

  8. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  9. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО "Новое знание" 2004.

  10. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

  11. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  12. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.


Словари и справочники:

1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова


© 2010-2022