Коучинг «Lessоn Study как способ совершенствования практики преподавания и обучения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План коучинг - сессии


Учитель русского языка и литературы

Мустафина Д.А.

КГУ «Средняя школа Бозанбай»


«Lessоn Study как способ совершенствования практики

преподавания и обучения»


Общие цели:

оказать содействие участникам коучинг занятия в понимании подхода «Lesson study» и в применении данного метода в учебном процессе

Ожидаемые результаты:

участники коуч -сессии: узнают о методе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания

Материалы и оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация, флипчарты, маркеры, стикеры, листы А4.

Ход занятия

Этапы проведения коуч-сессии

Время

Действия преподавателя и действия участников коучинга

Приветствие участников коучинг-сессии. Создание благоприятной среды.

5 мин

«Мячик добрых пожелании» (участники коучинг-занятия передают друг другу мячик с добрыми пожеланиями)

Деление на группы

2 мин

Учителя создают группы по сезонам года (весна, лето, осень)

Стадия вызова

7 мин.

Для понимания актуальности темы занятия предлагается проанализировать «+» и « - » школьного методического объединения.

Работа в группах

15 мин

Знакомство с подходом «Lesson study»

I.Метод. « Рассказ по опорным вопросам». Изучение материала и защита по группам
1 группа: Lesson Study - это... (История Lesson Study).

2 группа: С какой целью следует проводить Lesson Study?
Как проводится Lesson Study?

3 группа: Как проходит обсуждение после Lesson Study?

II. Метод. «Авторский стул». Показать свое видение и понимание темы.

Просмотр презентации

5мин

Учителя осознают, что подход «Lesson study» способствует улучшению качества преподавания. Рефлексия: О каком подходе вы сейчас узнали и в чём его суть?

  • Каково отличие данного подхода от наиболее известных вами подходов?

Разминка

3 мин

Работа в группах

7 мин

Заполнить таблицы «Схема планирования, наблюдения и обсуждения урока» и презентовать для других групп.

«Лист наблюдения за учащимися»

Итоговая рефлексия.

5 мин.

Рефлексия «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

Раздаточный материал

Lesson study

Подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход Lesson Study в последнее время получил популярность за пределами Японии, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи названных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований. Йошида утверждает, что данный успех обусловлен широким использованием Lesson Study в японских школах, и потому в настоящее время активно внедряется в качестве подхода для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики в рядес тран Восточной Азии. Можно утверждать, что рефлексия является одной из характерных особенностей Lesson Study. Тем не менее, чтобы назвать деятельность по внедрению Lesson Study профессиональной, необходимо соблюдение определенных принципов и практических составляющих. Lesson Study является, по существу, коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, а также Исследование в действии (Action research), поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Lesson Study является демократичным способом улучшения практики. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, но могут быть привлечены коллеги других школ для совместной работы в целях улучшения практики. Иногда учителя, имеющие опыт работы по использованию определенных подходов или аспектов учебной программы, и прошедшие соответствующую подготовку,

могут быть приглашены в качестве профессионального куратора группы. Тем не менее, все члены группы в полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс.

Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, вся группа принимает на себя ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного учителя. Следующей демократичной особенностью Lesson Study является то, что учитель делится накопленным знанием с широкой педагогической общественностью.

В Японии результаты Lesson Study регулярно публикуются для учителей, чтобы поддержать их практику и содействовать в подготовке ими собственных циклов исследований. Группы по реализации подхода Lesson Study также моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях. В Японии Lesson Study оценивается в аспектах системы ценностей, атрибутов и личностных качеств учащихся, чтобы содействовать гармонизации деятельности всей школы.

Реализация подхода

Первым этапом реализации подхода Lesson Study является совместное детальное его планирование. Далее, один из членов группы проводит исследовательский урок, а остальные члены группы - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы после завершения исследовательского урока и затем, совместная работа подлежит перепланированию с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить использованию Lesson Study большую эффективность.

Подход Lesson Study предполагает ряд характерных этапов, которые формировались и утверждались на протяжении длительного времени, а именно:

• группа, реализующая подход Lesson Study, совместно согласует систему правил, обеспечивающих результативность ее работы и обязывающих всех ее членов относиться друг к другу с уважением;

• группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например: «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение?»;

• члены группы изучают исследовательскую литературу в поисках ответа на ключевой вопрос Lesson Study с целью дальнейшего использования ее в процессе планирования;

• группа определяет конкретный класс и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, которые будут находиться в центре исследовательского урока и представлять категории учеников с высоким, средним и низким уровнем успеваемости данного класса.



© 2010-2022