Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому  языку для 5-9 классов, авторской программы  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2009.Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта образования , примерной программы по литературе и авторской Программы по литера...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «СОШ №7»

_____________ _____________ _____________

Хрисанова Н.А. Якунина Н.Н. Латыпова Н.М.

Протокол № ___ от Приказ № ___ от

«___»_________2013 г. «___»_________2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 7 а, 7 б класса

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка и литературы

Давыдовой Алины Петровны





Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта образования , примерной программы по литературе и авторской Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина), рассчитанной на 70 часов в год( 2 часа в неделю). Обучение ведется по учебнику «Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В М.: Просвещение, 2013.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  2. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  3. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из русской литературы 18 века

3

5

Из русской литературы 19 века

20

6

Из русской литературы 20 века

13

7

Из зарубежной литературы

5

8

Контрольные уроки

2

9

Уроки развития речи

9

10

Внеклассное чтение

11

ИТОГО

70


















Содержание программы


ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно -нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь». Поэт-переводчик.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman" и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Г.Тукай. Краткий рассказ о поэте. Сказки.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы».

Требования

к знаниям и умениям, формированию компетенций

по литературе за курс 7 класса



Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.

Календарно-тематическое планирование



п/п



Тема урока


Количество

часов

Дата проведения урока



Примечание


План


Факт


ВВЕДЕНИЕ


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Предания как поэтическая автобиография народа

1

09

3

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1

09

4

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

1

09

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


5


ВН ЧТ Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Новгородский цикл былин. «Садко». Особенности былин. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос)

1

09

6

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка

1

09

7

Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

1

09

8


Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

10

9

РР Подготовка к домашнему сочинению по устному народному творчеству и древнерусской литературе

1


10



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

10


М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

1



10

11

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве

1

10

12

В.А.Жуковский. «Лесной царь» Поэт-переводчик

1

10


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


13

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России в поэме «Полтава» (отрывок)

1

10

14

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I

1

10

15


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси

1

10

16

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена

1

10

17

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека»

1

10

18

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

10

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1

10

20


Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

11


21

М.Ю.Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. («Когда волнуется желтеющая нива…», Молитва», «Ангел»)

1

11


22

РР Творческая работа на тему «Какие мысли возникают после прочтения стихов поэта?»

1

11

23

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

11

.

24

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

11

25

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

1

11

26

РР Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» («Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» и др.)

1

12

27

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

1

12

28

РР И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе

1

12

29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской области»)

1

12

30

ВН ЧТ Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1


12

31

Литературный ринг «Герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова»

1

12

32

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки для детей изрядного возраста. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

1


12

33

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

1

12

34

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1


01

35

РР И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

1

01


36

РР Сочинение «Золотая пора детства» (по творчеству Л.Н.Толстого, И.А.Бунина)

1

01

37

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1


01

38

Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

01

39

ВН ЧТ Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1


01

40

Контрольное тестирование по творчеству писателей 20 века


02

41

Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский, А.А.Фет, А.К.Толстой)

1

02


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

42

А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

1


02

43

РР М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни». Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство»

1

02

44

ВН ЧТ «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

1

02

45

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека

1

02

46

ВН ЧТ В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

02

47

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности

1


02

48

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. (Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»)

1

03



49

А.П.Платонов «Неизвестный цветок» Сила, мужество, стойкость упорство закаляют характер, делают душу светлее

1

03

50

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта

1

03

51

ВН ЧТ Интервью с участником Великой Отечественной войны или тружеником тыла

1



03

52

РР Анализ эпизода или одного стихотворения

1

03

53

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной традиции)

1

03

54

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. (Обучение целостному анализу произведения)

1

04

55

Е.Н.Носов. Живое пламя». (Обучение целостному анализу произведения)

1

04

56

ВН ЧТ Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

04

57

ВН ЧТ Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов)

1

04

58

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…» и др.

1

04

59

ВН ЧТ Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная»

1

04

60

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах

1

04

61

ВН ЧТ Песни на слова русских поэтов XX века

1

04

62

Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине»

1

04

63

Габдулла Тукай. Сказки

1

05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


64

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность».

Дж. Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой» как прославление подвига во имя Родины

1

05

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

1

05

66

РР Исполнение собственных хокку

1

05

67

О.Генри. «Дары волхвов»

1

05

68

Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро»

1

05

69

ВН ЧТ Р.Д.Брэдбери. «Каникулы»

1

05

70

Подведение итогов года

1

05








Список литературы

Для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2010.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981

4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009 г.

6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009 г.

7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

8. Мультимедиа-энциклопедия.

9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2012.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2012.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2011.

2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009 г.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2011.

5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2010.

6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2010.

7. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 2012.

Интернет ресурсы:

1. skolakras.narod.ru

2. аудиохрестоматия.рф/pages/about/

3. school-collection.edu.ru

4. likbez.spb.ru

5. openclass.ru/node/55070

6. mp-lit.ru/

7. litera.edu.ru

8. ruslit.ioso.ru

9. km.edu.tatar.ru/



© 2010-2022