Урок № 3 по факультативному курсу Художественное слово

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 3

Тема: Особенности чтецкого искусства.

ЦЕЛИ:

  1. образовательная:

  • изучить особенности искусства выразительного чтения;

  • знать тонкости чтения произведений по жанрам;

  • понять, что должен знать и уметь настоящий чтец.

2. развивающая:

  • развивать интерес к театру, литературе, художественному слову в целом;

  • развивать устную речь.

3. воспитательная:

  • воспитать любовь и уважение к литературному искусству;

  • воспитать сознательность, культуру, художественную этику.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод: упражнение.

Средства обучения: тексты для упражнения в чтении, портрет М. Ломоносова, мимика-схема.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация

  • Проверка домашнего задания: (некоторые из учеников рассказывают выученные дома скороговорки)

  • Всесторонняя проверка знаний (учащиеся отвечают на вопросы)

А) Что такое выразительное чтение?

Б) Что такое правильное чтение?

В) Что означает понятие «беглость чтения»?

Г) Чему нам необходимо научиться, что бы читать выразительно?

Д) Как необходимо подготовится к выразительному чтению?

  • Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала:

- Сегодня, ребята, у нас с вами уже третий урок нашего факультатива. За это время мы постигаем теорию выразительного чтения. И осталось совсем немного времени до того, как нам будет предоставлена возможность уже практически тренировать свою речь выразительным, художественным чтением. Сегодня на уроке мы должны с вами разобрать сущность чтецкого искусства. Для того, чтобы стать настоящим чтецом, нам нужно многое узнать и многому научится. Давайте продолжим этому учится.

3. Усвоение новых знаний.

- Для начала давайте составим план нашего сегодняшнего урока:

1. Что значит быть чтецом.

2. Читаем по жанрам.

3. Что должен знать и уметь настоящий чтец.

1.

- Быть чтецом, ребята, это не только уметь читать выразительно - это знать и уметь применять целую систему чтецких приемов и методов. К ним относятся:

  • Тембр голоса

  • Мимика

  • Жесты

А) Голос должен быть ровным и звучным. Текст необходимо произносить правильно, проговаривая все буквы. Интонации в предложениях должны быть расставлены верно.

Чтобы потренировать наш голос, давайте выполним ряд упражнений:

  • Правильно поставим логическое ударение:

Ты идешь на улицу?

Ты идешь на улицу?

Ты идешь на улицу?

Разбираем предложения, отвечаем. (Да, я иду на улицу. Да, иду на улицу. Да, на улицу).

Логическое чтение - один из видов подготовительной работы к выразительному чтению. Суть ее заключается в том, чтобы дети вдумывались в содержание читаемого текста, в значение слов, точно подбирали слова для ответа. Например, читаем стихотворение Агнии Барто "Мы не заметили жука".

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

- Там жук живой!

Раскроем раму!

И проводим такую работу по содержанию: О чем это стихотворение?

Почему закрывают рамы?

Как закрывают?

Почему жук «жив пока»?

Что с ним случится?

Почему ребята раскрыли раму?



  • Слушание речи другого человека - важный момент в развитии выразительного чтения. В процессе слушания укрепляется способность понимать речь, реагировать на нее, действовать в соответствии с ее содержанием. Поэтому подготовка к чтению даже небольшого текста обязательна. Незнакомый текст таит в себе много неожиданностей. Например, стихотворение С.Маршака «Урок родного языка». Сначала я проводим беседу о войне (сколько бед она приносит), мире. После дети переходят к выразительному чтению, используя разметку.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом,

Пишут по белому черным,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна война!»

Б) Продолжаем работу по выразительному чтению. Используем неязыковые средства - жесты и мимика. Они способствуют достижению точности и выразительности речи и чтения. Мимика и речь выражают радость, гнев, горе, печаль и т.д. Практика показывает, что школьники часто, читая или рассказывая, вообще не используют такие средства. А ведь умелое использование жестов и мимики делают нашу речь выразительнее, позволяют ученику точнее передать содержание. Всю работу над жестами я строю из двух этапов. Первый этап - «без слов», второй этап - «жест», «мимика и слово». Берем ситуацию, дети показывают жесты, но «без слов». Например: «Мама отдыхает, маленькие дети шумят. Каким жестом их остановить». (Палец к губам). Конечно, соответствующая мимика.

1 «На другой стороне улицы подруга. Как ты ее позовешь?»

2. «Каким жестом ты попросишь уйти?»

3. «Решаете на уроке задачу, и задача не получается».

4. «Вы пришли домой радостные и сообщаете маме, что получили оценку «5».

Значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя вместо слов жест и мимику.

Мимика - схема помогает понять движения и выражение лица.

Урок № 3 по факультативному курсу Художественное слово



Далее: задаю ситуации, а дети должны с помощью мимики и жестов показать эмоциональный окрас данной ситуации:

  1. На улице дождь.

  2. А дома тепло и уютно.

  3. По телевизору показывают интересный фильм.

  4. Вдруг мама зовет к ужину.

  5. Но я не хочу есть!

  6. А надо!

  7. Молча ем!

  8. Ура! Теперь снова можно смотреть фильм.

  9. Хочется спать!

  10. Всем: спокойной ночи.

При этом, дети могут показывать разные жесты и мимику. Главное, чтобы они выражали их чувства и состояние.

2.

- Разные жанры предполагают разное чтение. Сегодня мы с вами разберем три жанра: ода, былина, частушка.

- Эти жанры совершенно разные, поэтому нам легко будет увидеть их различия при чтении.

Далее учитель прочитывает отрывки из оды Михаила Ломоносова «НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

- из русской былины «Илья Муромец и Калин-царь»

Как Владимир-князь да стольно-киевский
Поразгневался на старого казака Илью Муромца,
Засадил его во погреб во холодный
Да на три года поры-времени.
А у славного у князя у Владимира
Была дочь да одинакая.

Она видит - это дело есть немалое,
А что посадил Владимир-князь да стольно-киевский
Старого казака Илью Муромца
В тот во погреб во холодный,
А он мог бы постоять один за веру, за отечество,
Мог бы постоять один за Киев- град,
Мог бы постоять один за церкви за соборные,
Мог бы поберечь он князя да Владимира,
Мог бы поберечь Апраксу-королевичну.

- читаем русские народные частушки:

Прилетела птичка, села
Прямо на нос петуху.
Петуху обидно стало,
Он запел: ку-ка-ре-ку!

Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок,
Вышел славненький домок.

Чем различается чтение каждого из стихотворений?

Что я пыталась передать вам, читая эти произведения?

Ответы учащихся.

4. Закрепление:

Итак, делаем вывод:

Каждый чтец должен знать (отвечают дети, записываем в тетради):

  1. Сущность выразительного чтения.

  2. Тему и идею произведения.

  3. Чувства, которые необходимо передать слушателям.

  4. Состояние героев произведения и т.д.

Каждый чтец должен уметь:

  1. Читать произведения по жанрам.

  2. Передавать чувства и эмоции через жесты и мимику.


  1. Домашнее задание:

4 ученика находят и читают отрывок из оды, 4 из былины, 4 читают частушки.

ГУ Средняя школа № 1 отдела образования акимата г. Костанай



«Особенности чтецкого искусства»




Выполнила: Франк А.С.











2010

© 2010-2022