Конспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияКонспект урока по русскому языку на тему: Знаки препинания при однородных членах предложенияУрок №53 Русский язык 6 класс дата________________

Тема урока: Знаки препинания при однородных членах предложения.

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных

членах предложения;

2) выработать умение находить однородные члены предложения, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, семантическая карта.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.7:

Школьники интересуются природой и защищают её. При школах работают кружки юных натуралистов, экопатрули.

IІІ. Актуализация знаний:

Однородные члены предложения


Отвечают на один и тот же вопрос

Являются одним и тем же членом предложения

Относятся к одному и тому же слову в предложении

Соединяются друг с другом сочинительной связью

Однородными могут быть все члены предложения.

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения

Подлежащее -

Дополнение -


Сказуемое -


Определение -

Обстоятельство -


IV. Новая тема:

Знаки препинания при ОЧП

Запятая между однородными членами предложения

ставится

1. если однородные члены соединены противительными союзами: а, но.

Не пером пишут, а умом.

2. если однородные члены соединены повторяющимися союзами: то...то, не то...не то

В небе летал не то коршун, не то ястреб.

3. если однородные члены соединены бессоюзной связью (запятой)

Запятая между однородными членами предложения

НЕ С Т А В И Т С Я

если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ

Их тревожит настоящее и будущее.

Запятую между однородными членами предложения



О и О

О или О

О, О, О О, а О

то О, то О О, но О



V. Закрепление новой темы:

1.Выполнить упр.1:

1.Работа над текстом «Что значит любить природу?».

2.Словарная работа:

Спокойствия - тыныштық

Разумно - саналы

Уравновешено - теңескен

Защитил - қорғады

Заповедниках - қорықтағы

2.Задание 1. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Перепишите, расставляя знаки препинания.

На смелого собака лает а трусливого кусает. Я поеду теперь либо на Дальний Восток либо на Север.

Второй уровень. Подчеркните однородные члены предложения.

Алёна бегала то в сад, то в дом. Собака, лев да волк с лисой в соседстве как-то жили.

Третий уровень. Спишите, подчеркните однородные члены предложения, составьте схему предложений.

Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве. В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас.

3.Вып. упр.8:

1)Мы слышали о юннатах, но мало знаем. 2)Юннаты выполняют работу быстро, но хорошо. 3)Переход через горы был тяжёлым, но интересным. Зимой солнце светит, но не греет.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Перепишите, расставляя пропущенные запятые.

Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв. Зашумели застонали над головами сосны. Листья на березах рябинах черемухах пожелтели.

Карточка 2.

Спишите, подчеркните однородные члены предложения.

Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза над рекой. Лутатини пробовал заговорить по - итальянски по - французски по - английски.

VІ. Подведение итога.

Тестовые задания.

1.Укажите однородные подлежащие:

А) Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

В) Я положил голову на подушку и закрыл глаза.

С) Максим взял на дорогу бумагу и карандаш.

2. Каким членом предложения являются однородные члены в данном предложении: Дни стояли синеватые и пасмурные.

А) подлежащее В) определение С) сказуемое

3. Укажите однородные дополнения.

А) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.

В) Он коллекционировал марки и открытки.

С) Газ греет, освещает и вырабатывает энергию.

4. Укажите однородные сказуемые:

А) Ночью ветер злится да стучит в окно.

В) Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

С) Она играла хорошо, хотя строго и сухо.

5. Укажите однородные обстоятельства:

А) Задача и примеры были очень интересными.

В) Строители быстро и аккуратно закончили свою работу.

С) Наступили туманные, сизые сумерки.

VII. Домашнее задание:

1.Вып. упр.12, стр.233

2.Оценка учащимся.

Урок №54 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Сложное предложение.

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся о сложном

предложении;

2) выработать умение отличать сложные предложения от простых,

обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, семантическая карта.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упражнение 12:

Многих ребят интересует, чем занимаются юные натуралисты. Они защищают и берегут родную природу.

IІІ. Новая тема:

Объяснение по схеме:

Синтаксис


раздел грамматики


изучает строение СС и предложения

Предложение

Простое

Сложное

1. Состоит из слов и словосочетаний.

1. Состоит из двух или нескольких простых предложений.

2. Имеет одну грамматическую основу.

2. Имеет две и более грамматические основы


Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. На письме простые предложения в составе сложного разделяются запятой.

Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами:

  1. при помощи союзов а, но, и, то…то, что, когда, если и др.;

  2. при помощи интонации (без союзов).

Например: Наступила весна, и прилетели птицы с юга.

ІV. Закрепление новой темы:

1.Выполнить упр.1:

1.Работа над текстом «Тайга».

2.Словарная работа:

Хвойные - қылқанды

Под пологом - жазықтығында

Обдуманно - ойланып алып

Пушнина - аң терісі

Минералами и рудами - минералдарға және рудаларға

Исследователи - зерттеушілер

3. Вып. задание 2 (стр.235)

2.Задание 1. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Найдите и подчеркните союзы:

Прошла весна, и наступило жаркое лето. Вчера шёл дождь, а сегодня светит солнце.

Второй уровень. Подчеркните грамматическую основу предложений, найдите союзы:

Стоит тёплая погода но мы ещё не купались в реке. Погода испортилась и Максим решил остаться дома.

Третий уровень. Сделайте синтаксический разбор предложений, найдите союзы:

Кусты зашевелились и выпорхнула полусонная птичка. Светит на небе яркое солнце а в лесу деревья стоят в белых шубах.

3.Вып. упр.2:

Прошла весна, и наступило жаркое лето.

Вчера шёл дождь, а сегодня светит солнце.

Стоит тёплая погода, но мы ещё не купались в реке.

4. Работа по карточке.

Карточка 1.

В сложных предложениях подчеркните грамматическую основу:

1) Сверкнула молния, и полил сильный дождь. 2) Грачи прилетели, но скворцов ещё нет. 3) Ночью холодно, а днём с крыш каплет. 4) Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался снег. 5) То раздался вдруг вой, то словно кто-то прошёл по коридору.

Карточка 2.

Составьте предложения (простые и сложные) с данными словами:

1) Весна. Природа. 2) Поля. Работа. 3) Дождь. Радуга.

V. Подведение итога.

Тестовые задания.

1. Сложное предложение - это ……..

А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, или вопрос, или вопрос, или побуждение.

В) Предложение, состоящее из двух и более простых предложений, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно союзами и союзными словами.

С) Слова, указывающие на предмет и его признаки или на действия и его признаки.

2. Укажите сложное предложение.

А) Птицы осенью летят на юг, в тёплые страны.

В) Страшен не холод, а голод.

С) На крышах лежал снег, а на земле уже появились тёмные пятна грязи.

3. Укажите сложное предложение.

А) Солнце уж е село, а в поле было ещё светло.

В) Зимний лес словно сказка.

С) Пушкин, Лермонтов, Некрасов - великие русские поэты.

4. Укажите бессоюзное сложное предложение.

А) Человек - кузнец своего счастья.

В) Они вместе вошли в холодную пустую церковь.

С) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

5. Укажите союзное сложное предложение.

А) Прошёл дождь - на полях появилась радуга.

В) Федя никогда не плакал, зато находило на него временами дикое упрямство.

С) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

VI. Домашнее задание:

1.Вып. упр.3, стр.237

2.Оценка учащимся.

Урок №55 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Знаки препинания в СП

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся о сложном

предложении;

2) выработать умение отличать сложные предложения от простых,

обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, семантическая карта.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.3, стр.237

Погода испортилась, и мы решили остаться дома.

Тучи покрыли небо, но дождя не было.

IІІ. Актуализация знаний.

Синтаксис


раздел грамматики


изучает строение СС и предложения

Предложение

Простое

Сложное

1. Состоит из слов и словосочетаний.

1. Состоит из двух или нескольких простых предложений.

2. Имеет одну грамматическую основу.

2. Имеет две и более грамматические основы

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. На письме простые предложения в составе сложного разделяются запятой.


ІV. Новая тема:

Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами:

1.при помощи союзов;

2.при помощи интонации (без союзов).

Простые предложения соединяются сочинительной связью :

  1. соединяются сочинительными союзами: и, а, но, да, или, ни…ни и др.

Простые предложения соединяются подчинительной связью :

  1. соединяются подчинительными союзами: что, когда, потому что, чтобы, если и др.

V. Закрепление новой темы:

1.Выполнить упр.1:

1.Работа над текстом «Знаете ли вы?»

2.Словарная работа:

Выращивали - өсіру

Попала - енгізу, тарату

Вместо сладкого - тәтті тамақ орнына

Использовали - пайдаланды

Как лекарство от болезней - аурудан дәрі орнына

2.Задание 1. Разноуровневое задание.

Первый уровень: Подчеркните грамматическую основу, найдите союзы.

Шофёр включил мотор, и мы выехали за город. Погода хорошая, но её почти не чувствуешь. Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался снег.

Второй уровень. Подчеркните грамматическую основу, найдите союзы:

Листья зеленеют, когда наступает весна. Движение в городе замирало, потому что наступила ночь. День был пасмурный, но настроение у всех было солнечное.

Третий уровень. Сделайте синтаксический разбор предложений, найдите союзы:

Я хорошо запомнил день, когда нас в лесу застала сильная гроза. Мы пойдём в лес, потому что стоит ясная погода. Лампа закрыта бумагой, чтобы свет не разбудил Серёжу.

3.Вып. упр.7:

Птицы вернулись в наши края, когда пришла весна. Листья зеленеют, когда наступает весна. Лес шумит, когда дует ветер. Хорошо в степи, когда цветут маки. Мы пошли домой, когда начался дождь.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Спишите, вставьте нужный союз (и, а, но).

Погода хорошая, … её почти не чувствуешь. Раздался звук фабричного гудка, … работа началась. Радость сменялась разочарованием, … медлить было нельзя. Вода фонтанами обливала спящих, … они ничего не чувствовали. Акын взял в руки домбру, … быстрая мелодия зазвенела в степи

Карточка 2.

Спишите, вставьте нужный союз (что, чтобы, когда, потому что).

1) … отворялась дверь, по полу стремительно мчалась холодная волна. 2) Меня удивило, … этот медведь совсем чёрный. 3) Деревья начали сохнуть, … жуков и гусениц развелось слишком много. 4) Попроси мамашу, … нас взяли на охоту.

Карточка 3.

Спишите, расставьте знаки препинания.

1) Человек набирается ума когда запоминает слова мудрых. 2) Человек живет чтобы научиться отличать хорошее от дурного. 3) Надо было верить что богатая руда будет найдена.

VІ.Подведение итога.

Тестовые задания.

1.Укажите сложное предложение с союзом и.

А) Весь день мы отдыхали и сушили имущество.

В) Взошло солнышко, и всё вокруг ожило.

С) Были это весёлые, сильные и смелые люди.

2. Укажите сложное предложение с союзом а.

А) Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.

В) Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

С) В саду растут яблони, а не груши.

3. Укажите сложное предложение.

А) Весна пришла и растопила снег на полях.

В) Соль горькая, но люди не могут жить без неё.

С) С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.

4.Какой союз пропущен в предложении: Весь день мы простояли на месте, … сушили имущество.

А) что В) когда С) потому что

5. Какой союз пропущен в предложении: …. вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костёр больше дров.

А) чтобы В) что С) потому что

VІІ. Домашнее задание:

1.Вып. упр.6, стр.238

2.Оценка учащимся.










Урок №56 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Синтаксический разбор предложения.

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся о

простом предложении;

2) выработать умение употреблять простые предложения

в речи, научитьучащихся делать синтаксический разбор

простого предложения, обогатить словарный запас;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению

русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, картины, карточки.



Ход урока.

І. Орг. момент

ІІ. Проверка домашнего задания:

Проверка упражнения-6:

Мы знали, что в воскресенье будет экскурсия в крестьянское хозяйство. Ребята беспокоились, что погода испортится. Мы опасались дождя, потому что он мог помешать нам провести экскурсию.

ІІІ. Новая тема:

Синтаксис


раздел грамматики


изучает строение СС и предложения


Синтаксический разбор простого предложения

Порядок синтаксического разбора


  1. Вид предложения по цели высказывания.

  2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).

  3. Грамматическая основа (главные члены) предложения.

  4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

  5. Второстепенные члены (если есть).

  6. Однородные члены (если есть).

  7. Полное, неполное предложение.



Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Вид предложения по цели высказывания.

2.Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).

3. Простые предложения в составе сложного, их основы.

4. Средства связи простых предложений в составе сложного.

5. Знаки препинания.


Образец разбора:

Этот маленький зверёк живёт в лесу.

Устный разбор

Подул сильный ветер, закружилась осенняя листва, зашуршала сухая трава.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений. В первом предложении основа - подул ветер, во втором - закружилась листва, в третьем - зашуршала трава. Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятыми.

Письменный разбор

1) Подул ветер,

2) закружилась листва,

3) зашуршала трава

(повеств., невоскл., сложн., бессоюзное)


ІV. Закрепление темы:

1. Задание № 1.

Сделайте синтаксический разбор предложений:

Звёздная ночь стала суровой. Был прекрасный, июльский день. В буфете стояла чайная посуда. Дежурный врач начал обход больных. Мы любовались могучим дубом. Однажды зимним вечером раздался сигнал тревоги. Маша купила метр голубого шелка.

2.Задание 2.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Найдите грамматическую основу:

Мы пойдём в лес, когда будет хорошая погода.

Второй уровень. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Кедр растёт высоко в горах, и ветры гнут его к земле.

Третий уровень. Вставьте нужный союз ( и, но, чтобы):

Утром светит солнце … любители кедровых орехов идут в тайгу. Ласточка собирает травку … устроить гнездо для своих птенцов. Все любят орешки … они висят очень высоко.

3.Вып. задание 3.

Сделайте синтаксический разбор предложений:

Отсинели июльские ночи, отгремели августовские грозы, проплыла паутинка бабьего лета. На полу в моей детской расстилают ковёр, чтобы не дуло из щелей. Я просыпаюсь рано, а солнце уже гуляет в комнате.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Из двух простых предложений составьте сложные.

1) Взошло солнце. Начались полевые работы. 2) Ночью холодно. Днем с крыш каплет. 3) Полным кругом выкатилось солнце. Другой высокий берег оживился.

Карточка 2.

Составьте с помощью союзов сложные предложения.

1) Небо. Дождь. 2) Молния. Гром. 3) Дождь. Радуга. 4) Весна. Природа.

V.Подведение итога.

Тест.

1.Определите лишнее предложение.

А) Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью.

В) Он не явился на занятия, потому что заболел.

С) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать.

2. Укажите лишний союз.

А) что В) а С) потому что

3. Определите лишнее предложение.

А) С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

В) Когда вышли к заставе, на небе чуть брезжило.

С) Грачи прилетели, но скворцов ещё нет.

4. Какой союз пропущен в предложении: Уже довольно стемнело, … вода была буро-чёрной.

А) что В) когда С) и

5. Какой союз пропущен в предложении: Лес стоял тихий и молчаливый, …. главные певцы улетели.

А) что В) но Е) потому что

VI. Домашнее задание:

1.Выполнить упр.8, стр.238

2.Оценка учащимся.









Урок №57 Русский язык 6 класс дата__________________

Тема урока: Изложение

Цель урока: развитие навыков грамотного и свободного владения

письменной и устной речью учащихся, обогащение словарного

запаса, привитие навыков письменной последовательности

Тип урока: урок развития речи



Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Изложение

Любитель яблок

Роза и Болат шли мимо колхозного сада. Болат увидел на дороге кучу яблок. Что это? Куча ползла.

Болат взял палку и тронул яблоки палкой. Под яблоками был ёж. Ёж наколол себе яблоки на иглы и тащил целый десяток.

Куда он несёт их? Около сада лежала солома. Ёж с яблоками залез под неё, а потом опять побежал в сад.

Болат позвал сторожа. Сторож раскидал солому. Под ней были спрятаны хорошие фрукты. Удивились Роза и Болат. Вот какой хитрый ёж! (78 слов).

1.Чтение учителем текста.

2. Запись плана и отдельных слов:

План:

  1. Куча яблок.

2. Проделки ежа.

3. Хитрый ёж!

Колхозного, ползла, ёж, наколол, тащил, раскидал, спрятаны, фрукты.

3. Вторичное чтение текста учителем.

4. Пересказ текста по плану.

5. Чтение текста в третий раз.

6. Письмо текста начерно.

7. Письмо текста набело.

ІІІ. Сдача работ.

IV. Домашнее задание: Повторение пройденного.




Урок №58 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Знаки препинания в ПП. Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся о простом

предложении, о знаках препинания в пп;

2) выработать умение отличать сложные предложения

от простых, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского

языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, семантическая карта.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.8, стр.238

Снег быстро таял, потому что наступила весна. Мы пошли домой, потому что кончились уроки.

III. Актуализация знаний учащихся:

Синтаксис


раздел грамматики


изучает строение СС и предложения

Предложение

Простое

Сложное

1. Состоит из слов и словосочетаний.

1. Состоит из двух или нескольких простых предложений.

2. Имеет одну грамматическую основу.

2. Имеет две и более грамматические основы

IV. Новая тема:

Между подлежащим и сказуемым ставится тире на месте пропущенного глагола-связки или вспомогательного глагола, если в состав грамматической основы входят существительные, неопределённая форма глагола, числительные.

Грамматическая основа

Примеры

Подлежа

щее

Сказуе

мое

Сущ. в им.п.

Сущ. в им.п.

Слово - полководец человеческой мысли.

Инф.

Инф.

Охранять природу - значит охранять родину.

Числ. в им.п.

Числ. в им.п.

Дважды два - четыре.

Сущ. в им.п.

Инф.

Наша задача - хорошо учиться.

Инф.

Сущ. в им.п.

Ходить босиком по земле - это удовольствие.

Перед именами, используемыми в качестве сказуемых, могут стоять слова это, вот, значит, и в этом случае тире ставится перед ними.


Образец разбора:

Этот маленький зверёк живёт в лесу.

1. По цели высказывания - повествователь-

ное, так как знак препинания ( .) .

2. По интонации - невосклицательное, пото-

му что отсутствует эмоциональная окраска.

3. По наличию главных членов: двусоставное

потому что есть подлежащее (зверёк), выра-

женное сущес-м и сказуемое (живёт)

выраженное глаголом настоящего времени.

4. По наличию второстепенных членов -

распространённое, потому что присутствуют

второстепенные члены предложения.

5.Второстепенные члены предложения (этот,

маленький, в лесу)

5. Это предложение не осложнено однородными

членами предложения.

7. Это полное предложение, потому что при-сутствует грамматическая основа.

V.Закрепление новой темы:

1.Задание 1. Спишите, расставьте знаки препинания.

1)Начальник зимовки - старый лётчик. 2)Пятью шесть - тридцать. 3)Учить - ум точить. 4)Просторы шестой части мира - вот наша Родина. 5)Цена человеку - дело его. 6)Наш долг - защищать крепость. 7)Длина комнатя - одиннадцать метров.

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, подчеркните главные члены предложения:

Девочка бережно относится к книгам. Молодой спортсмен оправдал надежды.

Второй уровень: Подчеркните однородные члены предложения.

Юные туристы летом побывали в Крыму, на Урале , в Сибири. Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей.

Третий уровень: Сделайте синтаксический разбор предложений.

Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат: или залу, или гостиную. Все: и офицеры, и матросы - были наверху и жадно всматривались в глубину залива.

3.Вып. задание 3. Расставьте знаки препинания :

1)Радиоприёмник это аппарат для приёма радиоволн. 2)Предавать выдать врагам. 3)Писать нелёгкая вещь. 4)Зелёные листья над пашней вот преграда суховею. 5) Семью семь - сорок девять. 6)Лес наше богатство.

4.Выполнить задание 4:

Сделайте синтаксический разбор предложения по СКТ.

Я брал в дорогу карандаш и бумагу.

5.Работа по карточке.

Карточка 1.

Сделайте синтаксический разбор предложений.

Он привык к горькой жизни на чужбине. Мы присутствовали на спортивном состязании. Могучие волны сверкают на солнце серебристыми верхушками. Геологи долго вспоминали о нелёгком путешествии.

VI.Подведение итога.

Тест.

1. Какой союз пропущен в предложении: …. поднялось солнце, небо совсем расчистилось.

А) но В) когда С) потому что

2. Укажите сложное предложение с союзом но.

А) Она шьёт хорошо, но медленно.

В) Многое ещё хотелось сделать строителям, но день был по-зимнему короток.

С) Солнце светит, но не греет.

3. Укажите сложное предложение.

А) Море разыгралось не на шутку.

В) Голубой рассвет глядится в тишину.

С) С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро.

4. Определите лишнее предложение.

А) С улицы доносился шум, какой бывает только днём.

В) Солнце скрылось за горизонтом, потому что вдруг стало темно.

С) Наступала ночь, работа останавливалась.

5.Определите простое предложение.

А)На улице стало холодно.

В)На дороге стоит машина, а вокруг неё собрались ребята.

С) Они показывают шофёру на деревце, которое придавило колесом.

VII. Домашнее задание:

1.Вып. упр.10, стр.239

2.Оценка учащимся.





Урок №59 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки

препинания в сложном предложении

Цель урока: 1) систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных

членах предложения, о знаках препинания в очп;

2) выработать умение отличать сложные предложения

от простых, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского

языка.

Тип урока: урок закрепления и обобщения пройденного

Оборудование: таблицы, опорные схемы, семантическая карта.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.10, стр.239

Недавно я взял у одного знакомого мальчика почитать книгу. Раскрыл её, и вдруг из неё посыпались на пол бабочки, как сухие листочки.

III. Обобщение и закрепление пройденного:

Синтаксис


раздел грамматики


изучает строение СС и предложения

Предложение

Простое

Сложное

1. Состоит из слов и словосочетаний.

1. Состоит из двух или нескольких простых предложений.

2. Имеет одну грамматическую основу.

2. Имеет две и более грамматические основы

Запятая между однородными членами предложения

ставится

не ставится

1. если однородные члены соединениы противительными союзами: а, но, зато

1. если однородные члены соединены одиночными союзами: и, да(=и), или, либо

2. если однородные члены соединены повторяющимися союзами: то...то, и...и, или...или, да...да, не то...не то

2. в устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, и стар и млад, и день и ночь, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни холодно ни жарко

IV.Тренировочные упражнения:

1.Задание 1: (сделайте синтаксический разбор предложений)

1) Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. 2)Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. 3)Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. 4)Булочники держались в стороне от нас. 5)Ветер пронёсся и разбудил море. 6)Когда солнышко стало садиться, отец мой выудил огромного леща. 7)Ветер свирепствовал, но рыбаки продолжали свою трудную работу.

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Вставьте пропущенные буквы в словах:

м…лина м…г…зин тр…мвай

м…ш…на р…ссказ пасс…ж…р

р…бота р…ссвет св…тить

Второй уровень. Разберите по членам предложения:

Малыш приблизился к нарядной ёлке. Ранним утром пошёл дождь. Я уловил сырой запах весеннего дождя в лесу.

Третий уровень. Сделайте морфологический разбор существительного: дождь.

3.Вып. задание 3.

Подчеркните однородные члены предложения:

1) На перроне собрались провожающие, встречающие, туристы, отдыхающие. 2)Из-за тумана не было видно ни парохода, ни берега, ни буксира. 3) Газ греет, освещает и вырабатывает энергию. Он повторил свои обвинения слабым, но смелым голосом. 4)Собака, лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. 5)Иней подолгу лежал и на крышах, и у колодца, и на балконе, и на листве. 6)Дробится, и плещет, и брызжет волна мне в очи солёною влагой.

4.Работа по карточке.

Карточка 1.

Подчеркните однородные члены предложения.

1)Теперь газ пылает в кухнях домов, в заводских печах. 2)Мимо магазинов, контор и банков проносятся автомобили. 3)Хотя погода стояла жаркая, но уж не летняя. 4)Вьюги да метели под февраль налетели. 5)С чужими я либо робел, либо важничал. 6)Весело и бодро мчались мы под тёплыми лучами вечернего солнца. 7)На Таймыре росли мох да трава.

V.Подведение итога.

Тест.

1.Укажите простое предложение:

А) Проснулись птицы. В) певчие птицы С) южные края

Д) проснулись рано Е) красивые птицы

2.Укажите подлежащее в предложении:

Я ночью приехал повидать тебя.

А) ночью В) приехал С) тебя Д) я Е) повидать

3.Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Ночь глуха, земля сыра.

А) подлежащее В) обстоятельство С) сказуемое Д) дополнение

Е) определение

4.Укажите предложение с дополнением:

А) Бегут шумные ручьи. С) Асхат пошёл в библиотеку.

В) Вздыхая, ширится волна. Д) Камни загородили дорогу.

Е) В саду мы работали хорошо.

5.Укажите предложение с определением:

А) К концу дня дождь перестал. С) Зимняя ночь окутала землю.

В) С запада надвигалась туча. Д) Бабочки кружились вокруг фонаря.

Е) Тут был и капитан, и поручик, и фельдфебель.

VI. Домашнее задание:

1.Вып. упр.2, стр.241.

2Оценка учащимся.

Урок №60 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Стили речи. Разговорный, научный, художественный стили

Цель урока: 1) дать понятие о стилях речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать стили речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр-2 стр.241.

Какие?

Высокие горы встречают солнце.

III.Новая тема:

Стили речи



Научный

Художествен

ный

Разговор

ный


Официально-деловой

Публицистический


Стили речи

Стили речи

Цель

Где используется

Художественный стиль

Воздействовать на слушателя или читателя

Стихи, романы, рассказы, повести, поэмы и т.д.

Разговорный стиль

Чтобы обменяться сведениями, мыслями

В домашней или другой неофициальной обстановке

Научный стиль

Доказательное изложение научной информации

В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях книгах


IV.Закрепление темы:

1.Задание-1:

Определите стиль текста.

1)Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей. Лебеди отдыхали на маленьком озере возле маленькой деревни. Лебеди плавали, чистили крылья и громко кричали.

2)В 1801 году на землях между Уралом и Волгой было образовано казахское ханство во главе с Букеем. По имени хана оно было названо Букеевским.

3)-Будьте добры. Запишите меня на приём к врачу.

-К какому?

-К терапевту.

2.Задание-2:

Определите стиль текста.

1)И ветер листья кружит

Гудит нал проводами.

И лёд хрустит на лужах

Веет холодами.

2)Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением.

3)Я увлёкся пр…следованием диких каб…нов и заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом ничего не было в…дно. Я несколько раз выстр…лил в в..здух, но не получил никаких ответных сигналов.

3.Задание 3.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите по образцу.

День -дни, лес, буква, лист, путь, схема, мяч, доктор.

Второй уровень. Спишите, образуя от прилагательных существительные.

Боль, тишь, шум, дерево, серебро, хрусталь, золото, луг.

Третий уровень. Просклоняйте словосочетания.

Зимний лес, чистые реки, голубое озеро.

4.Работа по карточке:

Карточка

Примеры

Определите стиль

1.

В далёкой Индонезии растёт королевская примула. Для местных жителей это цветок землетрясения. Этот цветок расцветает накануне опасного извержения вулкана.


2.

Хлопок - это растение с коричневым стеблем, похожее на кустарник. Это растение любит солнце, воду и тепло.


3.

-Вчера я был в кинотеатре, видел фильм «Кочевники». Очень интересный.

-Ну, что в нём такого?

-Представляешь, этот фильм основан на реальных исторических событиях.


V.Подведение итога:

Итог подводится по тестовым заданиям.

1.Сколько стили в русском языке:

А)3 В)2 С)7 Д)6 Е)5

2.Определите стиль текста.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

Что ищет но в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

А)художественный В)разговорный С)публицистический

Д)научный Е)официально-деловой

3.Определите стиль текста.

Позвал хозяин Жилина, сам смеётся и спрашивает:

-Зачем ты к старику ходил?

-Я ему худого не сделал. Я хотел посмотреть, как он живёт.

А)художественный В)разговорный С)публицистический

Д)научный Е)официально-деловой

4.Стиль, в котором слово воздействует на читателя с помощью художественных образов:

А)художественный В)разговорный С)публицистический

Д)научный Е)официально-деловой

5.Определите стиль текста.

Математические выражения можно упрощать, используя переместительные и сочетательные свойства умножения.

А)художественный В)разговорный С)публицистический

Д)научный Е)официально-деловой

VI.Домашнее задание:

1.Вып. упр.3, стр.242

2.Оценка учащимся.







Урок №61 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Особенности разговорного, научного, художественного стилей речи

Цель урока: 1) дать понятие о стилях речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать стили речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр-3

Ранняя весна, раннее утро, ранние цветы.

Красивая местность, красивое село, красивый цветок.

III.Новая тема:

Стили речи



Научный

Художествен

ный

Разговор

ный


Официально-деловой

Публицистический


Стили речи

Стили речи

Цель

Где используется

Художественный стиль

Воздействовать на слушателя или читателя

Стихи, романы, рассказы, повести, поэмы и т.д.

Разговорный стиль

Чтобы обменяться сведениями, мыслями

В домашней или другой неофициальной обстановке

Научный стиль

Доказательное изложение научной информации

В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях книгах

IV.Закрепление темы:

1.Задание-1:

Определите стиль текста.

1)Бунчук и Анна шли несколько минут молча она спросила:

-Вы казак?

-Да.

-Офицер в прошлом?

-Ну, какой я офицер.

-Откуда вы родом?

-Новочеркасский.

2)В не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

3)Анкета - это деловой документ, который содержит краткие сведения о его составителе, включающие данные, необходимые для определения уровня профессиональной подготовки человека.

2.Задание-2:

Определите стиль текста.

1)Правило - формулировка представлений о закономерностях, постоянном соотношении каких-либо явлений. Оно используется как руководство к действию.

2)В темноте железным блеском сверкнули глаза.

-А ты, я думал, подогадливей, Кобылин. Жидковата у тебя память…

-Микшу как ударило.

-Постой, постой… Так это?.. Не может быть…

3)Был самый разгар листопада, и тихое шуршание наполняло воздух. Лист дрожал и летел. Листья берёзы опадали в строгой очерёдности, как-то сами собой, без помощи ветра. Клён заставлял ветер потрудиться, прежде чем дарил ему один-единственный лист. Клён неохотно расставался со своими красивыми, сложного рисунка листьями.

3.Задание 3.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Сделайте фонетический разбор слова: охотник.

Второй уровень. Сделайте морфологический разбор выделенного слова:

Лёгкий ветерок раскачивает её.

Третий уровень. Просклоняйте словосочетания.

Казахская степь, зелёные склоны, сухое лето.

4.Работа по карточке:

Карточка

Примеры

Определите стиль

1.

Суровая зима - бедствие для горных оленей. Они не могут достать корм из-под глубокого снега. Многие животные часто погибают от голода и морозов.


2.

-Ты не ходил в краеведческий музей?

-Нет, не ходил. А что тут особенного? Почему ты удивляешься?

-Да мне кажется, что не сходить в краеведческий музей своего города просто стыдно.

-Вот как?! А что там интересного?


3.

Слово может иметь одно или несколько значений. Например, слово карандаш имеет одно значение (однозначное слово), а слово ручка имеет несколько значений (многозначное слово).


V.Подведение итога:

Тест.

1.Стиль, который используется для написания уставов учреждений, указов руководящих органов.

А) публицистический В) разговорный С) научный

Д) официально-деловой

2. Определите стиль текста:

Хлопок - это растение с коричневым стеблем, похожее на кустарник. Это растение

любит солнце.

А) разговорный В) научный С) публицистический Д) художественный

3. Определите, какая из характеристик соответствует научному стилю:

А) стилевые черты - точность, логичность

В) стилевые черты - призывность, собирательность

С) стилевые черты - непринуждённость, непоследовательность

Д) стилевые черты - стандартизированность, отсутствие экспрессивности

4. Слова: справка, заявление, акт используется в стиле:

А) разговорном В) научном С) художественном Е) официально-деловом

5. Стиль учебников, пособий, диссертаций.

А) разговорный В) научный С) публицистический Е) художественный

IV.Домашнее задание:

1.Вып. упр.5

2.Оценка учащимся.





Урок №62 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Стилистический анализ текста

Цель урока: 1) дать понятие о стилях речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать стили речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.5

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой.

III.Новая тема:

Стили речи



Научный

Художествен

ный

Разговор

ный


Официально-деловой

Публицистический


Стили речи

Стили речи

Цель

Где используется

Художественный стиль

Воздействовать на слушателя или читателя

Стихи, романы, рассказы, повести, поэмы и т.д.

Разговорный стиль

Чтобы обменяться сведениями, мыслями

В домашней или другой неофициальной обстановке

Научный стиль

Доказательное изложение научной информации

В учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях книгах

IV.Закрепление темы:

1.Задание-1:

Определите стиль текста.

1)Локальный - свойственный только определённому месту, не выходящий за определённые пределы.

2)Угрюмы ночи мягкие слова,

Боюсь, что там кончается свобода.

Конечно, есть у ней свои права,

Но ведь не все ж на свете ей в угоду!

3)-Что вы хотите сказать?

-Нужно когда-то проститься с мечтой, которая нереальна…Иначе она может замучить.

-Что вы?! Мы не будем сдаваться.

-Иногда сдаться необходимо. Бессмысленные атаки ведут только к бессмысленным жертвам.

2.Задание-2:

Определите стиль текста.

1)-Наш класс в этом учебном году добился хорошей успеваемости.

-Поздравляю. Как вам удалось?

-Очень просто. Ученики нашего класса всё время учились хорошо.

-А что значит учились хорошо?

-А то, что добились хорошей успеваемости.

2) В современной фауне Казахстана 155 видов млекопитающих, 480 видов птиц, 49 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 150 видов рыб и много беспозвоночных. Из млекопитающих больше всего распространены грызуны: в степях - суслики, в пустынях - песчанки.

3)Но стоял уже май. Голосили жеребцы, сшибаясь в схватке один на один, угоняя молодых кобылиц из чужих косяков. Отчаянно носились табунщики, разгоняя драчунов, ругались между собой, иногда даже схватывались, замахивались плётками.

3.Задание 3.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Сделайте фонетический разбор слова: диалог.

Второй уровень. Сделайте морфологический разбор выделенного слова:

Летом ребята отдыхают в лагере.

Третий уровень. Просклоняйте словосочетания.

Весенние каникулы, яркая звезда, жаркое лето.

4.Работа по карточке:

Карточка

Примеры

Определите стиль

1.

Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.


2.

Мне подарили маленькую корзиночку. Она сделана из тонких молодых веточек ивы. Веточки ярко покрашены в красный, жёлтый, зелёный цвет, а ручка - в розовый цвет.


3.

-Серик, кто изображён на этом снимке?

-Это наша семья. Вот папа и мама. Вот брат..

-А кто твой папа?

-Он строитель. У него интересная профессия. Он строит дома в нашем городе.


V.Подведение итога:

Тест.

1.Какие стили речи вы знаете.

А) Художественный, научный

В) Повествование, заявление.

С) Описание, словарь.

2. Определите стиль текста.

Румяной зарёю покрылся восток,

В селе за рекою потух огонёк.

Росой окропились цветы на полях.

Стада пробудились на мягких лугах.

А) научный

В) художественный

С) разговорный

3. Определите стиль речи данного текста.

Юра заглянул в тетрадь:

-Что же ты пишешь? Надо писать «зуб», а ты написал «зуп».

-А какое тут правило?

-Надо изменить слово так, чтобы согласной, которая слышится неясно, стояла гласная буква. Вот измени слово.

А) научный

В) художественный

С) разговорный

4. Определите стиль речи данного текста.

Поезд прибыл на станцию. Все вдруг оживились, забегали, засуетились. Проводники стали проверять билеты…

А) научный

В) художественный

С) разговорный

5. Исключите лишнее.

А) научный В) описание С) разговорный

VI.Домашнее задание:

1.Вып. упр.5, стр.245

2.Оценка учащимся.



Урок №63 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Типы речи. Текст. Текст-повествование

Цель урока: 1) дать понятие о типах речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать типы речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.5

До обеда мы пошли в горы, купались в реке, читали книги, играли в шашки.

III.Новая тема:

Типы речи


повествование

рассуждение

описание


Повествование


Это текст, в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности


Типы речи

Типы речи

Повествование

Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повествовании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим

Описание

Это тип речи. Основа описания - перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. В описании изображаются предметы, люди, животные, природа.

Рассуждение

Излагаются причины явлений и событий.

Это тип речи, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис(что нужно доказать), 2) доказательства, 3) вывод.


IV.Закрепление темы:

1.Задание-1:

Определите тип речи текста.

Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днём всё меньше и меньше становится на деревьях листьев. Клён стоит весь красный, золотистый. Но ветерок срывает этот наряд. Исчезли цветы. Трава клонится к земле.

2.Задание-2:

Спишите текст.

Кактусы родом из Мексики. Кактусы умеют приспосабливаться к засушливому климату. Листья у них превратились в колючки. Колючки густо покрывают кактусовые стволы. Даже в сильную жару кактусы удерживают в стволах влагу. Колючки нужны кактусам для защиты от крупных животных.

3.Задание 3.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Вставьте пропущенные буквы:

Р…ньше в д…ревне б…льё пол…скали на р…чке . Мал…нькую зв…рушку надо прил…скать.

Второй уровень. Определите тип речи:

Он [экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий арбуз, поставленный на колёса.

Третий уровень. Определите тип речи:

Вечером мы долго сидели у огня. Утром мы встали рано. За день утомились и поэтому как только поужинали тотчас легли спать.

4.Работа по карточке:

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я увлёкся пр…следованием диких каб…нов и заблудился. Пр…ближалась ночь. За лесом н…чего не было видно. Я н…сколько раз выстрелил в в…здух, но не получил н…каких ответных сигналов.

Карточка №2

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Медленный р…ст, быстро р…сти, водное р…стение; б…лить комнату, б…лая скатерть, поб…лить потолок, поб…лка квартиры.

V.Подведение итога:

Тест.

1.Какие типы речи вы знаете.

А) Повествование, описание, рассуждение.

В) Повествование, тезис, заявление.

С) Описание, рассуждение, словарь.

2. В повествовании …

А) Изображаются предметы, люди, животные, природа.

В) Излагаются причины явлений и событий.

С) Говорится о действиях и последовательных событиях.

3. Определите тип речи данного текста.

А) Рябина - дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод, а также ягоды этого дерева.

В) У нас в саду растёт рябина. Рядом с ней бабушка поставила скамейку. Она часто там отдыхает.

С) Весной в прозрачных зонтиках рябины переплетаются светло-зелёные и белые цветы. Если посмотреть на рябину, то в глазах пёстрые, рябые пятна.

4. Определите тип речи данного текста.

Поезд прибыл на станцию. Все вдруг оживились, забегали, засуетились. Проводники стали проверять билеты…

А) описание В) рассуждение С) повествование

5. Исключите лишнее.

А) повествование В) описание С) явление

VI.Домашнее задание:

1.Вып. упр.3, стр.247

2.Оценка учащимся.








Урок №64 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Типы речи. Описание

Цель урока: 1) дать понятие о типах речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать типы речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.5

До обеда мы пошли в горы, купались в реке, читали книги, играли в шашки.

III.Новая тема:

Типы речи


повествование

рассуждение

описание


Описание


Это перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления




Типы речи

Типы речи

Повествование

Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повествовании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим

Описание

Это тип речи. Основа описания - перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. В описании изображаются предметы, люди, животные, природа.

Рассуждение

Излагаются причины явлений и событий.

Это тип речи, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис(что нужно доказать), 2) доказательства, 3) вывод.


IV.Закрепление темы:

1.Вып упр.3: (стр.201)

Как прекрасно весеннее утро! Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над деревьями. Показалась зелёненькая травка. Утром воздух свежий и чистый.

2.Вып. упр.5: (стр.202)

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоса далёкого леса.

3.Вып упр.6:

Солнечный луч разноцветный. Он состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового.

3.Задание 3.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Определите тип речи:

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной чёрной клеёнкой. Кругом стола было несколько некрашеных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

Второй уровень. Определите тип речи:

Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зелёной и по этому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из за горизонта два светло-жёлтых круга.

Третий уровень. Определите тип речи:

Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты.

4.Работа по карточке:

Карточка №1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Жара всё ув…личив…ется. П…лный штиль. Пышет жаром с…лнце, а океан гре…тся и не дрогнет. Редко, когда п…рхнёт в…терок, океан п…морщится, будто щекотно ему.

Карточка №2

Перепишите, раскрывая скобки.

1) Солнечный (лучи) зноен и жгуч. 2) Возьми столовый (ножи), (отрезать) хлеба, (намазать) маслом. 3) Если ты (отправиться) на экскурсию, обязательно (взять) меня с собой.

V.Подведение итога:

Тест.

1.Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Это ….

А) описание Б) рассуждение В) повествование

2. Изображение какого-либо явления, действительности, предмета, лица

путём перечисления и раскрытия его основных признаков - это …

А) описание Б) рассуждение В) повествование

3. По схеме «тезис - доказательства - вывод» строится …

А) описание Б) рассуждение В) повествование

4. Определите тип речи данного текста.

Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер

срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и

падали вниз.

А) повествование Б) рассуждение В) описание

5. Определите тип речи данного текста.

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова.

А) рассуждение Б) описание В) повествование

VI.Домашнее задание:

1.Вып. упр.8, стр.203

2.Оценка учащимся.








Урок №65 Русский язык 6 класс дата__________________

Тема урока: Сочинение-описание

Цель урока: развитие навыков грамотного и свободного владения

письменной и устной речью учащихся, обогащение словарного

запаса, привитие навыков письменной последовательности

Тип урока: урок развития речи



Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Изложение

Любитель яблок

Роза и Болат шли мимо колхозного сада. Болат увидел на дороге кучу яблок. Что это? Куча ползла.

Болат взял палку и тронул яблоки палкой. Под яблоками был ёж. Ёж наколол себе яблоки на иглы и тащил целый десяток.

Куда он несёт их? Около сада лежала солома. Ёж с яблоками залез под неё, а потом опять побежал в сад.

Болат позвал сторожа. Сторож раскидал солому. Под ней были спрятаны хорошие фрукты. Удивились Роза и Болат. Вот какой хитрый ёж! (78 слов).

1.Чтение учителем текста.

2. Запись плана и отдельных слов:

План:

  1. Куча яблок.

2. Проделки ежа.

3. Хитрый ёж!

Колхозного, ползла, ёж, наколол, тащил, раскидал, спрятаны, фрукты.

3. Вторичное чтение текста учителем.

4. Пересказ текста по плану.

5. Чтение текста в третий раз.

6. Письмо текста начерно.

7. Письмо текста набело.

ІІІ. Сдача работ.

IV. Домашнее задание: Повторение пройденного.




Урок №66 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Типы речи. Рассуждение: доказательство, объяснение

Цель урока: 1) дать понятие о типах речи, систематизировать и обобщить знания

учащихся по теме;

2) выработать умение отличать типы речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.8

Не бойся чистого воздуха и свежего ветерка. Не избегай холодной воды и яркого солнца. И тогда не будет у тебя слабого здоровья и бледного лица.

III.Новая тема:

Типы речи


повествование

рассуждение

описание

Рассуждение


это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли


Рассуждение


Вывод

Доказательство

Тезис

Типы речи

Типы речи

Повествование

Это текст (монологическое высказывание), в котором предложения находятся в отношениях временной последовательности. В повествовании события рассматриваются в движении, как следующие одно за другим

Описание

Это тип речи. Основа описания - перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. В описании изображаются предметы, люди, животные, природа.

Рассуждение

Излагаются причины явлений и событий.

Это тип речи, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис(что нужно доказать), 2) доказательства, 3) вывод.

IV.Закрепление темы:

1.Вып упр.2: (стр.249)

Аксу-Жабаглы - известный заповедник, который расположен в горах Алатау. Здесь арчовые леса, прозрачный воздух, бурные реки, огромные водопады, тихие родники. С ранней весны и до конца лета звучат в заповеднике птичьи голоса.

2.Задание 1.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Определите тип речи:

Хлынули потоки весенних звуков и заполнили лес. Под шорох старых листьев появились зелёные росточки. С треском лопаются берёзовые почки. Бесстрашно и громко кричат трусливые зайцы. Бьют в лесные барабаны дятлы. Лес наполняется радостными песнями.

Второй уровень. Определите тип речи:

У перекрёстка движение замирает, когда через дорогу весело шагает детский отряд. И с детьми шествует аист, который важно посматривает по сторонам. Скучным взглядом провожает аист детей, когда вечером они расходятся по домам. Утром же он радостно клокочет и машет крыльями, когда снова видит детей.

Третий уровень. Определите тип речи:

Если вы хотите связать свою жизнь с космосом, могу посоветовать только одно - трудиться. Под этим я подразумеваю: хорошо учиться, заниматься спортом, поддерживать самому железную дисциплину и уметь подчиняться ей.

3.Вып. задание 2.

Спишите, вставляя вместо точек пропущенные окончания.

Я открыл глаза. Белый и ровный снег свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну. За стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел, как большая серая птица сел… на ветку клёна в воду. Ветка качнул….сь, и с неё посыпа…ся снег. Птица медленно поднял….сь и улетел… . А снег всё сыпа…ся. Потом снова стихл… .

4.Работа по карточке:

Карточка №1

Составьте словосочетания из данных слов.

(Громкий) шёпотом, шорох (деревья), сходить за (багаж), поймать (медвежонок), (золотой) кольцо, (горячо) спорить, ягоды (крыжовник), (новый) шоссе.

Карточка №2

Составьте словосочетания из данных слов и запишите.

Беспокоиться (о) (дочь), тревожиться (за) (брат), предупредить (об) (опасность), предостеречь (от) (ошибка), памятник (из) (мрамор).

V.Подведение итога:

Тест.

1.Определите тип речи.

Я очень люблю спорт. Я быстро бегаю, играю в теннис, всегда чётко выполняю упражнения. Утром встаю рано утром, делаю утреннюю зарядку.

А) описание Б) рассуждение В) повествование

2. Определите тип речи. В этом году ребята нашего класса совершили путешествие в Узбекистан. Они побывали в столице Узбекистана Ташкенте. Ташкент - это старинный город, но более 30 лет назад его разрушило сильное землетрясение. Теперь Ташкент снова молодой, красивый, зелёный.

А) описание Б) рассуждение В) повествование

3. По схеме «тезис - доказательства - вывод» строится …

А) описание Б) рассуждение В) повествование

4. Определите тип речи данного текста.

Ярко светит весеннее солнце, тает последний снег. Первая зелёная травка появляется на чёрной земле. На деревьях показались нежные почки.

А) повествование Б) рассуждение В) описание

5. Определите тип речи данного текста.

Заповедник располагается в горах. Здесь растут густые леса. В горах текут быстрые реки. В заповеднике живёт сказочная птица.

А) рассуждение Б) описание В) повествование

VI.Домашнее задание:

1.Вып. упр.4, стр.248

2.Оценка учащимся.






Урок №67 Русский язык 6 класс (ІV четв.) дата_________________

Тема урока: Диктант

Цель урока: развитие навыков грамотного и свободного владения

письменной и устной речью учащихся, обогащение словар-

ного запаса, привитие навыков письменной последователь-

ности, обобщение изученного о грамматической основе, о

сложных предложениях


Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Диктант

Весенняя сказка

Пришёл в Казахстан март и привёл за руку красавицу весну. Но злая зима не пустила весну на север Казахстана.

Март один пошёл туда. Но что он может сделать там без весны?

Весна осталась на юге Казахстана. И сразу побежали ручьи. Стали возвращаться домой перелётные птицы. Зацвели подснежники.

Но ночью появился мороз. Лужи покрылись льдом. На улицах городов скользко. Люди падают, машины скользят. Но солнечных дней всё равно становится больше. Стала весна ждать апреля. Вдвоём они быстро прогонят злую зиму. (68 сл.)

1.Чтение учителем текста.

2. Запись трудных слов и выражений:

Пришёл, красавицу, пошёл, сделать, на юге, ручьи, возвращаться, перелётные птицы, зацвели подснежники, ночью, покрылись, льдом, скользят, вдвоём.

3. Вторичное чтение текста учителем.

4. Письмо текста.

ІІІ. Сдача работ.

IV. Домашнее задание: Повторение пройденного.







Урок №68 Русский язык 6 класс дата_______________

Тема урока: Повторение пройденного

Цель урока: 1) дать понятие о типах речи, о стилях речи, систематизировать и

обобщить знания учащихся по теме;

2) выработать умение отличать типы речи, обогатить словарный запас учащихся;

3) сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Оборудование: таблицы, опорные схемы, карточки


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Вып. упр.8

Не бойся чистого воздуха и свежего ветерка. Не избегай холодной воды и яркого солнца. И тогда не будет у тебя слабого здоровья и бледного лица.

III.Обобщение изученного:

Типы речи


повествование

рассуждение

описание


Стили речи



Научный

Художествен

ный

Разговор

ный


Официально-деловой

Публицистический

IV.Закрепление темы:

1.Вып упр.1: (стр.248)

Вот и лето пришло. На лугах белые ромашки, голубые колокольчики. Порхают бабочки. Звенят прозрачными крылышками быстрые стрекозы. Жарко.

Деревенским ребятам раздолье. Помогают взрослым, а устанут - бегом к реке. Вода тёплая, можно выкупаться. С лугов доносятся весёлые голоса косарей. Сейчас сенокос.

2.Задание 1.Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы:

С…лдат стр…ляет из винт…вки. П…мидоры р…стут на …г…роде. В…село жужж…т пч…ла.

Второй уровень. Спишите предложения, подчеркните главные члены предложения.

Сестра привезла из Китая небольшую пальму. Юные туристы летом побывали на Урале. Вечером завыл в трубах ветер.

Третий уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам предложения.

Тихо спустился сумр…к. Дремл…т над спокойн…м морем полярная ночь. Разметал…сь звёздная ткань. В тёмной пучине колебал…сь яркие звёзды. Мёртвая тиш…на неподвижно п…висла над застывш…м морем.

3.Вып. задание 2.

Спишите, подчеркните главные члены предложения.

Золотом жарким горит небосвод. Наши нивы цветут. Пловцы тренировались в бассейне. До вечера в саду толпится народ. Поднялся ветер. Однажды я шёл по дороге из города. Грачи улетели. Машина трогается. Молодой месяц повис тонким рогом над дальней рощей.

4.Работа по карточке:

Карточка №1

Составьте словосочетания из данных слов и запишите.

Вера (в) (победа), верность (долг), любовь (к) (Родина), забота (о) (товарищ), внимание (к) (люди), достоин (внимание), удостоен (награда).

Карточка №2

Перепишите, обозначив стрелками связь между словами в словосочетаниях.

1)Упорно тренироваться в течен… осен… .

2)Медленно опускаться на параш…те.

3)Мечтать о поездк… в Заполярь….

V.Подведение итога:

Тест.

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение ….

А) морфология В) фонетика С) синтаксис

2.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

А) пунктуация В) орфография С) лексика

3.Найдите нераспространённое предложение.

А) В саду мы работали хорошо.

В) Идёт снег.

Е) Парк давно закрыли.

4.Найдите распространённое предложение.

А) Катятся ядра, свищут пули.

В) Город спал.

С) Я написал много разных книг.

5. Определите тип речи данного текста.

Наступил последний осенний месяц - ноябрь. Всё живое в природе ждёт не дождётся зимы. Ждёт, когда выпадет снег и укроет землю.

А) повествование Б) рассуждение В) описание

6. Определите тип речи данного текста.

Как прекрасно весеннее утро! Утренняя роса блестит на траве. Показалась зелёненькая травка.

А) рассуждение Б) описание В) повествование

VI.Домашнее задание:

1.Повторение пройденного.

2.Оценки учащимся.


© 2010-2022