- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа в 7 кл Русский язык
Рабочая программа в 7 кл Русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нахушева М.М. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
-
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
-
соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
-
социальным заказом родителей;
-
построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
-
включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
-
обеспечивает условия для реализации практической направленности;
-
учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
-
Закон КБР «Об образовании » №23-Рз от 24.04.2014г.
-
Приказ Минобразовании КБР № 676 от 30.06.2015г. «Об утверждении республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений КБР на 2015-2016 учебный год»
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
-
СанПина 2.4.2. №2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 3.03. 2011 г. № 19993 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
Приказ министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 10.2013г. №144н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог ( педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем , основном общем , среднем общем образовании )( воспитатель , учитель)». Регистрационный номер 30550
-
Концепции филологического образования;
-
Приказа № 253 от 31 03.2014г. «О федеральном перечне учебников , рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014 - 2015 учебный год»;
-
Положения о рабочей программе МОУ СОШ №3 с.п. Атажукино;
-
Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ №3_» с.п.Атажукино на 2015-2016 учебный год;
-
Устава МОУ «СОШ №3_» с.п.Атажукино.
На изучение предмета отводится по программе 4 часа в неделю, 136 часов за учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учеников.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданственности и толерантности в поликультурном обществе.
Русский язык оказывает влияние на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:__
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их
функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях
использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Формы обучения:
Комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
лингвистический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов,
конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по
заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Специфика предмета
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды
чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Компетенции языкового образования
Компетенции
языкового
образования
Содержание образования
Содержание деятельности
учащихся
Коммуникативная
Виды речевой деятельности
Основы культуры речи
Использование языка в
различных сферах и ситуациях
общения
Определение цели
коммуникации
Оценивание речевой ситуации
Учёт намерений и способов
коммуникации
Выбор адекватных стратегий
Коммуникации
Готовность к изменению
собственного речевого
поведения
Языковая
Нормы современного русского
литературного языка
Обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи
учащихся
Владение навыками грамотного
употребления языковых единиц
Владение навыками
правописания
Умение работать со словарями
Лингвистическая
(языковедческая)
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система и
общественное явление
Развитие и функционирование
языка.
Способы и приемы
лингвистического анализа
Способность к анализу
языковых единиц
Способность к оценке языковых
явлений и фактов
Умение пользоваться языковой
теорией (знаний об устройстве
языка, базовыми понятиями
лингвистики) для решения
практических задач
Культуроведческая
Русский язык как форма
выражения национальной
культуры
Национально-культурная
специфика русского языка
Взаимосвязь языка и культуры
Осознание родного языка как
формы выражения
национальной культуры,
взаимосвязи языка и истории
Освоение норм русского
речевого этикета,
межнационального общения
Понимание значения слов с
национально-культурным
компонентом
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты:
1) овладение общими сведениями о языке;
2) усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и
грамматических категорий языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
5) овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование
грамматической и лексической синонимии.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
3) взаимодействие в процессе речевого общения;
4) овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Личностные результаты:
1) понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний
по языку для организации речевого общения.
2) воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-
этических норм
3) достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Тематическое распределение часов
№п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
1.
Русский язык как развивающееся явление
1
2.
Повторение изученного в 5-6 классах
8+2р/р
Морфология. Орфография. Культура речи.
3.1
Причастие.
28+5
3.2
Деепричастие
10+2
3.3
Наречие
19+2
3.4
Категория состояния
3+2
4.
Служебные части речи. Культура речи
1
4.1
Предлог
8+2
4.2
Союз
9+1
4.3
Частица
15+4
5
Междометие. Звукоподражательные слова
3
6
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
9+2
Итого:
136 часов
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля. Измерители
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час)
1
Русский
язык-
на-
циональный язык
русского
народа
1
Урок
усвоения
новых
знаний
Русский язык -
национальный
язык русского на-
рода, основное
средство общения
в национальном
коллективе
Понимать социальную сущность
языка, усвоить, что русский язык -
это прежде всего язык русского на-
рода, русской нации
Анализ тек-
стов, выявле-
ние главного и
существенно-
го. Создать
устное выска-
зывание: дока-
зать, что язык
- обществен-
ное явление.
Как вы пони-
маете слова
К. Д. Ушинско-
го: «Пока жив
язык народный
в устах наро-
да, до тех пор
жив и народ»?
02.09.15.
РАЗДЕЛ П. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ ( 10 часов, Рр-2, Кд-1часов)
2
Синтаксис
и пунктуация. Синтаксиче-
ский и
пунктуаци-
онный
разборы
1
Повтори-
тельно-
обобщаю-
щие уроки
Синтаксис. Пунк-
туация. Отличие
словосочетания от
предложения. Ви-
ды предложений.
Главные и второ-
степенные члены
предложений.
Синтаксический и
пунктуационный
Знать,чем отличаются:
- словосочетания от предложений,
- простые предложения от сложных,
- главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную ин'-тонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила
Графический,
объяснитель-
ный диктанты,
составление
схем,
конструирование
по схемам
03.09.15.
3
Лексикология и фразеология
1
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки
Лексический состав языка. Лексические нормы
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении
Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем
04.09.15
4
Фонетика и орфоэпия
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм
Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи
Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи
08.09.15
5
Словооб
разование и морфемика
1
повторительно-обобщаю-щие уроки
Способы образования слов. Правописание морфем
Знать способы словообразования (.поп Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова
объяснительный диктант, диктант «Проверь себя»
09.09.15
6
Морфология. Морологический разбор слова
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтак-сическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения
Работа по карточкам, предупредительный диктант
Упр. 34 (сгруппировать слова по видам орфограмм, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языковые средства, списать)
10.09.15
7-8
Орфография
2
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки (практикумы)
Правописание окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, правописание корней, правописание наречий
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии
Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание
Составить словарный диктант «Мои ошибки»
11.09.15
15.09.15
9
Контрольная работа
1
Урок контроля
Правописание частей речи. Члены предложения.
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орографическими и пунктуационными правилами
Диктант с грамматическим заданием
16.09.15
10
Р.р.
Текст.
Стили
литературно-
го языка
1
Урок
развития
речи
Текст. Средства
связи предложений в тексте. Стилевые черты
Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения
Работа с текстом: указать
признаки
текста,
сформулировать и
записать тему,
основную
мысль, опре-
делить стиль,
средства связи
предложений в
тексте, соста-
вить план
Упр. 45
17.09.15
11
Р.р.
Публици-
стический
стиль речи
1
Урок
развития
речи
Публицистический
стиль, его жанры,
языковые особен-
ности
Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу
употребления, языковые приметы.
Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и
воспринимать текст публицистического характера на слух, определять
языковые средства, характерные
для этого стиля
Составление
таблицы
«Публицисти-
ческий стиль
и его призна-
ки», чтение
текстов, их
сравнение,
анализ
§ 10. Упр. 58 (подоб-
18.09.15
РАЗДЕЛ Ш. МОРФОЛОГИЯ
Причастие (35 часов, Рр-5, Кд -1)
12-13
Повторение
изученного
о глаголе в
5-6 классах
2
Повтори-
тельно-
обобщаю-
щий урок
Морфологические
признаки глагола.
Правописание
безударных личных окончаний
глагола
Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять морфологический разбор; определять
спряжение; выбирать гласную в безударных личных окончаниях
Выборочный
диктант,
изложение-
миниатюра
22.09.15
23.09.15
14
Причастие как часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Ьоирос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль
Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи
вывод о роли причастий в речи
и § 9. Упр. 5З (определить стиль текста, выписать причастия, указать их род, число, падеж). Упр. 57 (списать, расставить знаки препинания, время причастий)
24.09.15
15
Причастие как часть речи
1
Урок закрепления изученного
Признаки глагола и прилагательного в причастии.
Синтаксическая роль
Уметь опознавать причастия в тексте, отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи, определять постоянные и непостоянные признаки причастий
Выборочный диктант
Подготовить устное сообщение о причастии, доказывая слова М. В. Ломоносова: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
25.09.15
16-17
Склонение причастий
2
Урок усвоения новых знаний
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму
Осложнённое списывание
§11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их
29.09.15
30.09.15
18
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми
1
Урок усвоения новых знаний
Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота
Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом
Объяснительный, распределительный диктанты
§12. Упр. 70 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании
01.10.15
19
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми
1
Урок закрепления изученного
Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия. Правильное построение предложений с причастным оборотом
Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимических конструкций
Работа по карточкам. Редактирование текста
§12. Упр. 73 (списать, обозначить причастный оборот, расставить знаки). Подобрать из художественных произведений предложения с причастными оборотами)
02.10.15
20-21
Р.р.
Описание внешности человека
2
Уроки развития речи
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова)
Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты и др.
Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.
Сочинение-описание «Литературный портрет друга»
06.10.15
07.10.15
22
Действительные и страдательные причастия
1
Урок усвоения новых знаний
Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления
Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания
Распределительный диктант
§ 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания)
08.10.15
23-24
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
2
Урок закрепления изученного
Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить
Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека
§16. Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям
09.10.15
13.10.15
25
Действительные причастия прошедшего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы
Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю
Творческое списывание
§ 17. Упр. 99 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причастными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова;
14.10.15
26-27
Страда-
тельные
причастия
настоящего времени. Гласные в суффиксах
страдательных
причастий
настоящего времени
2
Урок усвоения новых знаний Урок
закрепле-
ния
изученного
Образование
страдательных причастий настоящего
времени.
Правописание гласных в суффиксах страда-
тельных причастий
настоящего времени. Синтаксическая синонимия
Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым
словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом
Работа по
карточкам.
Свободный
диктант. Ре-
дактирование
текста
15.10.15
16.10.15
28
Страдательные причастия прошедшего времени
1
Урок усвоения
Образование страдательных
Знать способы образования страдательных причастий настоящего вре-
Объяснительный дик-
20.10.15
29
Краткие
страда-
тельные
причастия
1
Урок
усвоения
новых
знаний
Краткие
страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении
Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь
образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях,
Выразительно читать текст, определять его стиль
Tecт
Выборочный
диктант
21.10.15
30
Pp
Выборочное изло жение
1
4
Уроки развития речи
Выборочное и.зложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека
Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности
Выборочное изложение
22.10.15
31
Морфологический разбор причастия
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль
Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи
Комплексный анализ текста
§23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи)
23.10.15
.32-33
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
2
Урок усвоения новых знаний
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы
Составление таблицы «НЕ с причастием»
§24. Упр. 136 (озаглавить, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обозначить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице
27.10.15
28.10.15
34
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
1
Урок закрепления изученного
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы, обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы
Работа по карточкам, графический диктант
§24. Упр. 137 (списать, исправляя ошибки), записать 2-3 примера на изученное правило, подготовить связный ответ о правописании НЕ с различными частями речи
29.10.15
35-36
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий
2
Урок усвоения новых знаний
Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола
Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи
Тест. Объяснительный диктант
§21. Упр. 118 (обозначить условия выбора орфограммы)
30.10.15
12.11.15
37
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
1
Урок закрепления изученного
Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола
Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи
Распределительный диктант. Изложение-миниатюра
§22. Упр. 120 (прочитать текст, списать, расставить пропущенные знаки препинания, вставить орфограммы)
13.11.15
38
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных
1
Урок усвоения новых знаний
Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных
Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи
Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
§22. Упр. 124 (при списывании заменить неопределенную форму глагола полными или краткими страдательными причастиями, графически объяснить орфограмму).
17.11.15
39-40
P.p. Сочинение-описание внешности человека по фотографии
2
Уроки развития речи
Описание внешности человека по фотографии
Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи
Сочинение
§21-24, повторить
18.11.15
19.11.15
41-42
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
2
Урок усвоения новых знаний
гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные
Диктант «Проверь себя»
20.11.15
24.11.15
43
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1
Урок усвоения новых знаний
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий
Знать условия выбора Е, Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих
Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант
§25. Упр. 142 (классифицировать слова по орфограммам).
25.10.15
44-45
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
2
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий
Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом
Работа с текстами разных стилей и жанров
Упр. 158 (привести примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. С. Пушкина). Проанализировать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к языку прозы
26.11.15
27.11.15
46
Контрольная работа
1
Урок контроля
Диктант
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные орфограммы и словарные слова
01.12.15
Деепричастие (11 часов, Рр- 2, Кд-1)
47
Понятие о деепричастии
1
Урок усвоения новых знаний
Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и тек-стообразующая роль деепричастий
Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения
Объяснительный диктант
§26. Упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий)
02.12.15
48-49
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
2
Урок усвоения новых знаний
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям
Комментированный диктант
§27. Упр. 166 (заменить глаголы деепричастиями, причастиями, расставить знаки препинания).
03.12.15
04.12.15
50
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
1
Урок усвоения новых знаний
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему
Работа по карточкам
08.12.15
51
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
1
Урок усвоения новых знаний
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование
Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий
Диктант «Проверь себя»
§29. Упр. 175, списать, заменить глаголы деепричастиями несовершенного вида. По упр. 175 составить текст
09.12.15
52
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
1
Урок закрепления изученного
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование
Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом
Анализ текста
§30. Упр. 185 (определить тему, расставить знаки препинания, обозначить деепричастные обороты, выписать специальные слова, относящиеся к спорту).
10.12.15
53-54
P.p. Рассказ с включением описания действий. Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь»
2
Уроки развития речи
Рассказ по картине
Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
Сочинение
§26-31, повторить
11.12.15
15.12.15
55
Морфоло-
гический
разбор
дееприча-
стия. Сис-
тематиза-
ция и
обобщение изученного по
теме
«Деепричастие»
1
Повтори-
тельно-
обобщаю-
щий урок
(игра
«Брейн-
ринг»)
Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном
обороте
Уметь распознавать деепричастия
по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов,
Редактирование текста,
осложнённое
списывание
16.12.15
56
Систематизация изученного по теме «Деепричастие»
1
Повтори-
тельно-
обобщаю-
щий урок
Систематизация изученного по теме «Деепричастие»
отличать деепричастия от других частей речи,
уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно
строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки
препинания, исправлять ошибки в речи
Работа по карточкам Диктант «Проверь себя»
17.12.15
57
Контрольная работа
1
Урок контроля
Диктант
Диктант с грамматическим заданием
Повторить изученные орфограммы и словарные слова
18.12.15
Наречие как часть речи. Слова категории состояния (28 час, Рр -6, Кд-1)
58
Наречие
1
Урок усвоения новых знаний
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов
Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом
Списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, подобрать к ним синонимы, составить предложения, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов
22.12.15
59
Смысловые группы наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Разряды наречий по значению. Употребление наречий
Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли
Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значений
Составить связный рассказ о группах наречий по значению
23.12.15
60-61
Р. р. Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)
2
Уроки развития речи
Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)
Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы
Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста
Сочинение
24.12.15
25.12.15
62
Степени сравнения наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Образование степеней сравнения наречий
Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков
Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения
Разделить текст на абзацы, записать один из них, поставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от которых можно образовать формы степеней сравнения
29.12.15
63
Морфологический разбор наречия
1
Повтори-тельно-обоб-щающий урок
Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи
Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов
Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?
Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи
14.01.16
64
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-Е
1
Урок усвоения новых знании
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правиль- ного написания, безошибочно писать
Подобрать к наречиям синонимы с при- ставкой НЕ, затем антонимы
Сформулировать вывод: чем может быть НЕ в на- речиях? Графически объяснить правописание НЕ с наречием
15.01.16
65
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-Е
1
Урок закрепления изученного
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-Е. Роль синонимичной замены наречия
Уметь соотносить правила написания НЕ с наречиями и другими частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило
Записать по 3 слова разных частей речи, в которых НЕ выступает в качестве частицы, приставки, части корня. Заполнить таблицу своими примерами
Придумать предложения о бережном отношении к природе, употребив наречия на 0-ЕсНЕ
19.01.16
66
Буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Правописание отрицательных наречий
Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях
Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях?
Составить 9 словосочетаний «глагол +отрицательное наречие», обозначить орфограмму
20.01.16
67
Буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий
1
Урок закрепления изученного
Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений
Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия, различать в них приставки НЕ-НИ, использовать в речи
Диктант «Проверяю себя»
Составить лингвистический рассказ «Буквы Е-И в приставках отрицательных наречий и местоимений»
21.01.16
68-69
Р.р. Выборочное изложение
2
Уроки развития речи
Выборочное изложение - описание внешности и действий человека
Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий
Изложение
22.01.16
26.01.16
70
НиННв наречиях на О-Е
1
Урок усвоения новых знании
Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-Е
Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безошибочно писать, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи
27.01.16
71
НиННв наречиях на О-Е
1
Урок закрепления изученного
Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-Е
Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безошибочно писать, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи
Подобрать к наречиям с Н слова, от которых они образованы. Указать части речи на -0, которые не являются наречиями
Придумать и записать 4 предложения с краткими прилагательными и наречиями, образованными от прилагательных, обозначить орфограмму
28.01.16
72
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
1
Урок усвоения новых знаний
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
Знать правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило
Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е
Распределить слова по группам
29.01.16
73-74
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С
2
Урок усвоения новых знаний
Буквы 0-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-
Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах
«Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте
Из толкового словаря выписать по 2 слова с разными приставками, придумать с ними предложения
02.02.16
03.02.16
75
Дефис между частями слова в наречиях
1
Урок усвоения новых знаний
Дефис между частями слова в наречиях
Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием
Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи
Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом
04.02.16
76
Дефис между частями слова в наречиях
1
Урок закрепления изученного
Дефис между частями слова в наречиях
Уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте
Анализ текста-рассуждения, части которого связаны с помощью наречий и вводных слов
Прочитать стихотворение А. Яшина «Лирическое беспокойство»: определить тему, роль в тексте неопределенных местоимений и наречий, сформулировать правило дефисного написания, общего для местоимений и наречий
05.02.16
77
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
1
Урок усвоения новых знаний
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом
Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий»
Заполнить таблицу своими примерами
09.02.16
78
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
1
Урок закрепления изученного
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом; употреблять функциональные омонимы в речи; пользоваться словарем для получения информации
Составить предложения с функциональными омонимами
Составить текст, используя наречия для связи смысловых частей текста
10.02.16
79
Ь после
шипящих на
конце
наречий
1
Урок
усвоения
новых
знаний
Ь после шипящих на
конце наречий
правильно писать, определять
синтаксическую функцию
предложения
сделать вывод о правописании Ь
на конце наре-
чий
Заполнить таблицу
«Ь после шипящих
в разных частях
речи» своими при-
мерами, составить
связный рассказ на
основе таблицы
11.02.16
80
Слова
категории
состояния и
модальные
слова
1
Урок
усвоения
новых
знаний
Вопрос о словах
категории состояния и модальных словах в
системе частей речи
Знать общее значение слов
категории состояния, уметь со-
поставлять наречия и эту групп
слов на основе анализа их
синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть
слова состояния в тексте
Синтаксический
разбор предло-
жений
Составить 3-4
предложения со
словами катего-
рии состояния,
подчеркнуть глав-
ные члены пред-
12.02.16
81
Слова кате-
гории со-
стояния и
модальные
слова
1
Урок
закрепле-
ния
изученного
Вопрос о словах кате-
Уметь сопоставлять наречия и
эту групп слов на основе ана-
лиза их синтаксической роли,
выделять грамматическую ос-
нову безличных предложений,
видеть слова категории состоя-
ния в тексте, использовать их в
текстах различных стилей и
типов
Работа с
текстом. Определение роли
функциональ-
ных омонимов в
тексте
Устное высказывание
16.02.16
82-83
Р. р. Подробное
Изложение с элементами сочинения
2
Урок
развития
речи
Подробное
изложение - описание
состояния человека или природы
Уметь пересказывать исходный
текст, выбирать необходимую
информацию, при пересказе
соблюдать строгую
последовательность изложения,
использовать языковые
средства связи предложений
Контрольные вопросы
17.02.16
18.02.16
84
Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»
1
Повтори-тельно-обоб-щающие уроки
Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий
Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений
Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант
Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М. М. -Пришвина («Опять блистательное утро», «Сирень цветет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употребить наречия
19.02.16
85
Контрольная работа
1
Урок контроля
Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста
Безошибочно писать аудируемый текст, выполнять все виды языкового разбора
Диктант с дополнительными заданиями
24.02.16
86
Самостоятельные и служебные части речи
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи
Знать о различии самое юн юлы 1ых и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи
Работа с текстом
25.02.16
Предлог (10 часов, Рр-2, Кд-1)
87
Предлог как служебная часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении
Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями
Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога
§48. Упр. 288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, составить план; списать, выделить предлоги)
26.02.16
88
Употреб-. ление предлогов
1
Урок усвоения новых знаний
Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями
Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки
Предупредительный диктант. Редактирование текста
§ 49. Упр. 294 (составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги)
01.03.16
•
89
Непроизводные и производные предлоги
1
Урок усвоения новых знаний
Непроизводные и производные предлоги
Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи
Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными
§ 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид)
02.03.16
90
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор
предлога
1
Урок усвоения новых знаний
Простые и составные предлоги
Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор
Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вспух,
§51.
Упр. 304 (выписать
предложные словосочетания с зависимыми словами;
03.03.16
91-92
P.p. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
2
Уроки развития речи
Рассказ на основе увиденного на картине
Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста; использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы языка
Сочинение по картине в форме репортажа по данному началу
04.03.16
09.03.16
93
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
Урок усвоения новых знаний
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под
Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи
Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные»
§ 53. Упр. 308 (выписать словосочетания с производи, предлогами, затем остальные). Составить таблицу «Различайте написания деепричастий и предлогов»
10.03.16
94
Слитное и раздельное написание производных предлогов
1
Урок закрепления изученного
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Употребление предлогов в речи
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами, обнаруживать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах
Диктант «Проверяю себя». Редактирование текста. Анализ текстов разных стилей
§ 53. Упр. 311 (выписать словосочетания, где средством связи является предлог, указать падеж зависимых слов). Индивидуально: составить устное высказывание о слитном и раздельном написании производных предлогов, проиллюстрировать его примерами из пословиц, поговорок, народных примет
11.03.16
95
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок (игра «Что? Где? Когда?»)
Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний
Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме
Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически
§ 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производным предлогом (не) смотря на
15.03.16
96
Контрольная работа «Предлог»
1
Урок контроля
Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании, предложении. Употребление предлогов с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлогов. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний
Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме
Диктант
16.03.16
Союз (16 часов, Рр -4, Кд-1)
97
Союз как часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы
Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении
Объяснительный диктант
§ М. Упр. 314 (тип речи, стиль текста, разделить на абзацы, списать, определить роль союзов)
17.03.16
98
Простые и составные союзы
1
Урок усвоения новых знаний
Простые и составные союзы
Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы
Графический диктант. Составление предложений по схемам
§55. Упр. 318 (списать, расставить знаки препинания, определить роль союзов). Упр. 319 (составить 10 предложений с составными союзами)
18.03.16
99
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов
Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания.
Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор
§56. Упр. 323 (списать, расставить пропущенные запятые, подчеркнуть однородные члены и основы сложных предложений, построить схемы предложений)
22.03.16
100
Сочинительные союзы
1
Урок усвоения новых знаний
Группы сочинительных союзов, их назначение
Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями
Предупредительный диктант
§58. Упр. 331 (составить предложения по схемам, выписать из стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер» четверостишия с повторяющимися союзами, определить, какую роль они выполняют)
23.03.16
101-102
Рр. Сочинение по картине Яновской «Ждут»
2
Урок развития речи
Составить рассказ по картине
Умение составлять рассказ по картине.
01.04.16
05.04.16
103-104
Подчинительные союзы
1
Урок усвоения новых знаний
Группы подчинительных союзов по значению
Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений
Конструирование предложений
§59. Упр. 337 (списать, расставить знаки препинания, определить значения союзов)
06.04.16
07.04.16
105
Морфологический разбор союза.
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению
Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста
Комплексный анализ текста.
08.04.16
106-107
P.p. Сочинение-рассуждение «Книга -наш друг и советчик»
2
Уроки развития речи
Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности
Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение -роскошь (И. А. Гончаров «Обломов»); «Человек перестает мыслить, когда перестает читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов
12.04.16
13.04.16
108-109
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
2
Урок усвоения новых знаний
Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме
Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи»
§ 61. Упр. 345 (списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм)
14.04.16
15.04.16
110
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
1
Урок закрепления изученного
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции
Взаимодиктант
Упр. 352, составить сложный план ответа о предлоге и союзе, подготовить сообщение по плану, определить стиль своего сообщения. Упр. 353 (списать, определить тип и стиль текста, выделить союзы и предлоги)
19.04.16
111
Обобщение и сисематизация изученного по теме «Союз»
1
Повтори-тельно-обобщаю-
Общее и отличное между предлогами и союзами. Пред-
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разны-
Ответы на теоретические вопросы.
§ 54-61. Упр. 355 (прочитать миниатюру вслух, спи-
20.04.16
112
Контрольная работа
1
Урок контроля
Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов
Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме
Диктант с грамматическим заданием
§ 54-61, повторить
21.04.16
Частица (18 часов, Рр-4, Кд-1)
113
Частица как часть речи
1
Урок усвоения новых знаний
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении
Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков
Определить значение частиц в тексте
23.04.16
114
Разряды частиц. Формообразующие частицы
1
Урок усвоения новых знаний
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки
§62. Упр. 359 (переписать, расставить знаки препинания, определить значение частиц). Упр.358 (на основе данного текста составить собственный, используя в тексте частицы)
26.04.16
115-116
P.p. Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель»
2
Уроки развития речи
Рассказ по данному сюжету
Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами
Сочинение
Стр. 160-168. Выучите словарные слова
27.04.16
28.04.16
117
Отрицательные частицы
1
Урок усвоения новых знаний
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ
Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи
Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима-
§67. Упр. 387 (списать, объяснить написание частицы НЕ; составить предложения, которые
29.04.16
118
Отрицательные частицы
1
Урок усвоения новых знаний
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ
Понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи, различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ, безошибочно употреблять с разными частями речи
Объяснительный диктант. Конструирование предложений
§67. Упр. 391 (продолжить устойчивые сочетания; объяснить их значение и сферу употребления)
03.05.16
119-120
Различение на письме частиц НЕ и НИ
2
Уроки закрепления изученного
Различение на письме частиц НЕ и НИ
Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме
Диктант «Проверяю себя»
§67. Упр. 389 (составить и записать предложения, используя слова для справок). Составить предложения или текст, употребив следующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы тон... стало
04.05.16
05.05.16
121
Модальные частицы
1
Урок усвоения новых знаний
Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные
Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства
Объяснительный диктант
§64. Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочитать предложения)
06.05.16
122
Раздельное и дефисное написание частиц
1
Урок усвоения новых знаний
Раздельное и дефисное написание частиц
Знать правила раздельного и дефис-ного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами
Свободный диктант. Работа с текстом
§65. Упр. 378 (списать, определить, где то является частицей, местоимением, суффиксом, союзом)
10.05.16
123
Раздельное и дефисное написание частиц
1
Урок закрепления изученного
Раздельное и дефисное написание частиц
Уметь выделять частицы среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами
Составить устное высказывание «Дефис в словах и между частями слова»
§65. Упр. 381 (классифицировать орфограммы по видам). Написать миниатюру о частицах БЫ, ЛИ, ЖЕ
11.05.16
124
Морфологический разбор частицы. Правописание частиц
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Общее значение, правописание частиц
Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать
Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них
§66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи»)
12.05.16
125
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-
1
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки
Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы
Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных местоимениях
Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки
§68. Упр. 394 (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку НЕ графически обозначить). Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ
13.05.16
126-127
Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету
2
Уроки развития речи
Рассказ по данному сюжету
Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка
Сочинение
§ 62-68, повторить. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ - НИ РАЗ
17.05.16
18.05.16
128
Различение на письме частицы НИ, союза НИ-, приставки НИ
1
Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки
Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ
Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами
Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант
§69. Упр. 406 (списать, расставить знаки препинания, обозначить условия выбора НЕ и НИ). Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с словарному диктанту). Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать III НИ
19.05.16
129
Систематизация изученного по теме «Частица»
1
20.05.16
130
Контрольная работа
1
Урок контроля
Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи
Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТО- БЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма
Диктант с грамматическим заданием
§ 62-69 (повторить)
24.05.16
МЕЖДОМЕТИЕ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 часа, )
131
Междометие как особый разряд слов
1
Урок усвоения новых знаний
Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий
Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи
Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями
§70. Упр. 416 (списать, подчеркнуть междометия, употреблённые в значении других частей речи). Подготовить устное высказывание о группах междометий на основе таблицы
25.05.16
132
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
1
Урок усвоения новых знаний
Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях
Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия
Объяснительный диктант. Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства
Ответить на вопрос: почему междометия относятся к особому разряду слов?
26.05.16
133
Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия
1
Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия
Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова в собственной речи, находить и определять их значение в художественном произведении, уместно ставить знаки препинания при междометиях
Распределить междометия по рубрикам в таблице (эмоциональные, побудительные). Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохраняют их некоторые признаки
От каких звукоподражательных слов образованы глаголы хрюкать, мычать, ржать, квакать и другие? Обозначить в глаголах морфемы
27.05.16
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (3 часа) 31.05.16