План-конспект «Что это за мир такой?»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Что это за мир такой?»

Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Г.Распутина «В ту же землю…»; на примере Пашуты показать духовную красоту и силу русской женщины; воспитать чувство веры в неизбежное торжество добра; научить размышлять над причинами проявления душевной черствости, потребительского отношения к жизни.

Оборудование: портрет В.Г Распутина, выставка книг писателя, иллюстрации учащихся к рассказу.

Эпиграфы к уроку: «Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?.. В.Г.Распутин

«Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» В.Г.Распутин

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Реализация домашнего задания (мини-сообщения учащихся о произведениях В.Г.Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Женский разговор»). Как раз эти произведения у нас на выставке.

  3. Беседа с учащимися.

- Какая главная мысль объединяет эти сообщения?

- Какой мы можем сделать вывод на основе услышанных сообщений? Обобщение учителя.

(Произведения Распутина актуальны, проблемны, художественны. Они находят отклик в читательских сердцах, побуждают осмысливать написанное)

- Действительно, В.Г.Распутин - один из тех писателей, чьи произведения глубоко проникают в душу человека. А еще, ребята, Распутин в 1996 году получил Международную премию «Москва - Пене». При оценке произведения работало не только жюри, состоящее из писателей-профессионалов, для автора очень важно было решение общественного жюри, которое представляли старшеклассники и студенты радов школ и вузов.

IV. Формирование новых понятий.

- Тема сегодняшнего урока: «Что это за мир такой?» На доске записаны эпиграфы. Прочтите их и скажите, как вы понимаете значение этих слов.значит, мы сегодня поговорим о нравственности. Что же такое нравственность? Давайте запишем значение этого слова.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

О нравственности поразмышляем на примере рассказа В.Г.Распутина «В ту же землю…»

- Прежде чем приступить к обсуждению рассказа, обратимся к сюжету произведения.(Пересказ)

V. Беседа по содержанию рассказа.

- Какое впечатление произвел он на вас?

(Рассказ я прочитала с большим интересом. Он созвучен моему пониманию современной жизни. Мне горько и больно оттого, что люди, подобные Пашуте, бесправны. Они унижены, «раздавлены» тем беззаконием, которое царит в нашей стране.)

(Я думаю, что главное желание автора - достучаться до сердец читателей и предупредить их о страшной нравственной катастрофе: «Что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей?..»)

- Чем, по-вашему, интересна жизнь главной героини Пашуты? Расскажите историю ее жизни.

(Сообщение ученицы о жизни героини.)

( Мы узнаем о нелегкой судьбе Пашуты, гордом характере, доброй душе: не забыла же она, не бросила свою мать в деревне, не осталась равнодушной к судьбе внучки.)

- Так почему же решила нарушить общепринятые обряды погребения человека? Почему ее мать, Аксинья Егоровна, должна уйти в мир иной не так, как все?

( Во всем виновата сама Пашута, так как гордость ее не позволила идти с протянутой рукой к людям, властям. И получилось все так, как сказал Стас Николаевич: она решила не похоронить, а просто зарыть свою мать.)

( Я на стороне Пашуты, так как ее поведение объясняется безысходностью: у матери не было городской прописки, а у дочери - денег, чтобы купить и прописку, и справку о смерти. Нечем ей заплатить за место на кладбище и похороны.)

Ученик читает поразившие его строки из текста: «Как в жизни была Аксинья Егоровна незаметной, тихой, все старающейся спрятаться в закуток, так и теперь лежала она сиротинушкой, и в смерти… Не взяла главного места… Морщинистое лицо, еще вчера досуха оттянутое кожей, разгладилось от какого-то последнего посмертного дуновения. Вид матери, торжественный и смиренный, как бы подтверждающий, что ни за что она по лихой године не взыщет, ненадолго успокоил Пашуту: все должно получиться».

- Итак, на лице покойной матери дочь прочитала прощение за свой вызов общепринятому? И что - успокоилась?

(Автор дает ответ на этот вопрос. Свое решение похоронить мать «наособицу» (в стороне) Пашута называет воровством, грехом и размышляет: «Как знать, не держится ли сейчас, в эти минуты, всемогущий и справедливый совет, допустить ли, даже из милосердия, ее готовящееся покушение… На что покушение? Пашута не решалась додумать…»)

- А вы «додумали»?

(Я считаю, что героиня покусилась на христианские обычаи. Не получилось у нее с миром и с Богом проводить покойную в последний путь).

( Она доведена до отчаяния нынешними порядками, и ее решение тайно похоронить мать - это вызов тем, кто такие порядки установил.)

- Конечно, женщина не лишена гордости. Вспомним, как она разговаривает со Стасом, когда приезжает к нему с просьбой сделать гроб для покойной? В этом диалоге и плаче - вся Пашута, одинокая, неприкаянная, не знающая тепла и заботы, привыкшая все решать сама, не умеющая жить на чужой счет, да и приспосабливаться, пожалуй, тоже.

(Она отвечает Сереге на его совет «сопротивляться обстоятельствам» :» А я и сопротивляюсь. Только как :одни сопротивляются - хочу жить, А я не хочу так жить, не умею…»)

(Тем труднее в эти дни Пашуте: она осознает свой грех и вину перед матерью, и не может поступить по-другому. Она заслуживает читательского сочувствия).

- Действительно, автор подчеркивает неприятие героиней тех законов, которые диктует общество. Обилие отрицательных частиц в монологе Пашуты доказывает это. Жизнь, основанная на унижении, не по ней. Даже трагические обстоятельства не могут заставить ее подчиниться этим бесчеловечным законам, произволу со стороны чиновников.

А теперь скажите, что вы прочитали у Распутина о семье Пашуты? Как автор смотрит на проблемы воспитания?

(У Пашуты не было настоящей семьи, да и детей своих не было. («Бог за аборт наказал».) Но желание иметь семью было: дважды выходила замуж, но все неудачно, взяла из детдома девочку. И не ради большей жилплощади. Одной воспитывать девочку было трудно, но выдюжила, выдала замуж, а особого тепла и понимания со стороны приемной дочери не чувствовала, да та и сама в одиночестве жила (муж утонул), жила впроголодь, старшую дочку, 15-летнюю Таньку, отдала на воспитание бабке, т.е. Пашуте.)

- Почему автор приводит свою героиню в финале рассказа в храм?

(Скорее всего потому, что изверившемуся, обманутому, исстрадавшемуся человеку больше некуда пойти.)

(Наверное, автор считает, что в «такое провальное время» нас может спасти только вера. И если потеряна она в друзей, в жизнь, во власть, если некуда больше пойти, чтобы почувствовать поддержку, то осталась дорога в храм, потому что русский человек, как бы ни вытравляли у него веру в Бога где-то в глубине души, как бы про запас, на трудные случаи жизни, все-таки сохранил в себе эту веру и теперь все чаще обращается к Богу: «Спаси и сохрани, Господи!», «Дай Бог»

Зачитывание строк из рассказа « Так и Пашута впервые вошла под образа…»

- Обращаемся к названию рассказа: «В ту же землю…» Вспоминаем слова одного из персонажей у «свежего холмика могилы»: «А что хоронят же при дорогах шоферов, когда погибают… Какая разница - где? В ту же землю…»

- Да, законы природы предопределили человеку жить и умирать в землю… Только рассказ-то В.Распутина, думается, о другом, прежде чем упокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле!

© 2010-2022