Читательская конференция по рассказам А. П. Чехова

Знакомство с рассказами А.П.Чехова. Создание условий для активного и мотивированного знакомства с рассказами А.П.Чехова. Через стратегии «Читательская конференция», «ЗВА» (задавать вопрос автору)обучать вдумчивому чтению, анализу, синтезу; развивать речь (диалогическую, монологическую); воспитывать уважение к своему и чужому мнению, активизировать познавательную деятельность, коммуникативные навыки.  Проблема, которую учащиеся должны решить в ходе конференции сформулирована следующим образом: Пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Читательская конференция по рассказам А.П.Чехова

Учитель русского языка и литературы : Анемгурова Любовь Александровна

ГУ « СШ № 8» г. Кокшетау

Тема: Знакомство с рассказами А.П.Чехова

Цель: Создание условий для активного и мотивированного знакомства с рассказами А.П.Чехова

Задачи: Через стратегии «Читательская конференция», «ЗВА» (задавать вопрос автору)обучать вдумчивому чтению, анализу, синтезу; развивать речь (диалогическую, монологическую); воспитывать уважение к своему и чужому мнению, активизировать познавательную деятельность, коммуникативные навыки.

Проблема: Проблема духовного оскудения - вечная проблема, не связанная с определённым временем. И у Чехова каждый рассказ - это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Так ли это?

Материал : тексты, презентация, выставка книг А.П.Чехова, рисунки к рассказам, портреты, высказывания о писателе, драматизация

Ожидаемый результат: -индивидуальная карта читателя, - работа по алгоритму анализа

Ход:

  1. Вводная часть. Постановка проблемы.

Учитель: Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно вы живёте, господа!»

Антон Павлович Чехов - необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить.

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов - необычный писатель. Бунин так говорил о нём: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумёртвой жизни».

Сегодня, говоря о рассказах Чехова, мы должны будем ответить на многие вопросы. Например, «почему Чехов писал свои произведения», «есть ли у Чехова свои излюбленные мысли, темы».

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему писатель пишет свои произведения? Он делает это не просто потому, что ему нравится сочинять всякие истории, как, например, кому-то нравится рисовать, а кому-то - играть на скрипке или трубе. Писатель пишет потому. Что ему надо сказать людям что-то очень, с его точки зрения, важное. И если это великий писатель, то мысли, которые кажутся важными ему, действительно оказываются важными для многих и многих людей.

Чехов был великим писателем, поэтому то, что ему казалось необходимым рассказать другим людям, действительно необходимо нам, хотя мы живём в другое время. Как и у всех писателей, у Чехова есть свои любимые мысли, излюбленные темы, вопросы, к которым писатель возвращается из рассказа в рассказ. Это мысли о человеческом достоинстве, о свободе человека, о лучших качествах человеческой личности - таланте, уме, доброте. А ещё - о том, как мало иногда дорожат люди тем лучшим, что в них есть.

«Чехов стремился писать так, чтобы читатели и зрители не просто переживали, страдали и плакали вместе с его героями, но чтобы это «сопереживание» наталкивало их на мысль: как же надо жить? что сделать, чтобы жизнь стала иной?» З.Паперный

Проблема: Проблема духовного оскудения - вечная проблема, не связанная с определённым временем. И у Чехова каждый рассказ - это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Так ли это?



  1. Презентация карты читателя (карта заполняется во время подготовки к конференции)

Название, автор

Начало чтения

Завершение чт.

Уровень сложности

Комментарий




  1. Работа по алгоритму анализа

1.Название

2.Общий рассказ о книге

3.Что произошло (коротко)

4.Важные отрывки для представления

5.Чтение отрывка

6.Почему выбрали этот рассказ

IV. Выступления учащихся по прочитанным произведениям

Учитель: Чехов в своих рассказах очень часто говорит о людях, потерявших чувство собственного достоинства. Кто они эти герои и из каких рассказов?

Ученик: Вот мелкий чиновник Невыразимов их рассказа «Мелюзга». Что сохранилось в нём от чувства собственного достоинства? Почти ничего. Ради двухрублёвой прибавки к жалованию он льстит своему начальнику, которого ненавидит, называет его «отец и благодетель».

Ученик: Вот герой рассказа «Кот», тоже мелкий чиновник. Среди котов, орущих по ночам и мешающих спать, оказывается и кот его начальника, генерала, и герой не спит всю ночь, но прогнать котов не смеет, - генерал рассердится!

Ученик: Вот чиновник Червяков, который из страха перед генералом буквально умер - а казалось бы, чего Червякову бояться? Никакого преступления он не совершил, а за случайную нетактичность извинился (рассказ «Смерть чиновника». Но дело в том, что Червяков привык бояться, потому что сам себя не уважает, не чувствует себя человеком, а только чиновником, забыл о своём достоинстве. Да и как ему не забыть, если вся жизнь вокруг складывается так, что люди очень редко вспоминают об уважении друг к другу и к самим себе. Тот, кто готов унижаться перед богатством и властью, сам начинает унижать других, как только получает такую возможность.

Ученик: В рассказе «Суд» у героя пропало 25 рублей; заподозрив в краже сына, он решает немедленно его высечь, не дожидаясь доказательств, не потрудившись даже просто поискать эти деньги, которые в конце концов нашлись в кармане сюртука. В рассказе «Не в духе» отец сечёт сына и вообще ни за что - просто оттого, что дурное настроение.

Ученик: В рассказе «Переполох» у барыни пропала брошка, и она приказывает обыскать вещи гувернантки - девушки, воспитывающей её дочь. И что ей до того, что молодая девушка оскорблена этим до слёз, - главное для барыни брошку найти. А такие вещи, как человеческое уважение, честь, достоинство, - их в руки не возьмёшь, не потрогаешь, значит. Они и ценности-то никакой не имеют.


  1. Вопросы для диалога (обсуждения)

Учитель: На первый взгляд, все эти истории вроде бы о пустяках. Но не заставляет ли Чехов нас, читателей, задуматься о важных вещах?

- О чём пишет Чехов в этих рассказах? Сначала кажется, что о всяких мелочах, о недоразумениях, происшествиях, иногда забавных, а иногда и не очень. Но это только на первый взгляд. Если задуматься, то получается, что эти и многие другие чеховские рассказы - не о случайных происшествиях, а о чём-то гораздо более важном - о смысле жизни, о том, зачем, ради чего живёт человек. Что есть ценного, хорошего в жизни героев, чем они дорожат? Милостью начальства, лишним рублём, брошкой… Вот так и проживут они всю жизнь, а зачем, ради какой цели?


  • И как часто чеховские герои, оглядываясь в старости на своё прошлое, понимают, что жизнь, которая даётся только один раз, они потратили на что-то не то, делали что-то пустое и ненужное. «Жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря…, - думает герой рассказа «Скрипка Ротшильда» Яков Бронза. Горькое понимание приходит к чеховским героям, горькое потому, что уже слишком поздно и ничего не вернёшь.


  • Задумаемся ещё вот над чем: почему так легко и просто оскорбляют многие чеховские герои других людей? Это говорит о привычке не считать человеческое достоинство чем-то важным, ценным, значительным. И, пожалуй, эта привычка - самое страшное, потому что благодаря ей человек, совершающий подлость, не чувствует этого, полагает, что поступает правильно и справедливо. Он убеждён в своей правоте, и начни доказывать ему, что человек не имеет права издеваться над другим человеком, он, пожалуй, ничего не поймёт и даже удивится: а чего, собственно, от него хотят?


ИНСЦЕНИРОВКА «Размазня»

  • Чехов хотел видеть в человеке способность активно сопротивляться бездушию, хамству, угнетению. Вспомним слова Горького о Чехове: «Мне казалось. Что этот скромный, мягкий человек, если он найдёт нужным, может встать против враждебной ему силы крепко, твёрдо и не уступит ей…» Таков был сам Чехов. А вот его героям часто не хватает этой крепости, умения твёрдо встать против «силы и лжи». Как героине из рассказа «Размазня».


  • Какие человеческие пороки ещё высмеивает Чехов в рассказах «Письмо к учёному соседу» и «В ландо»?


  • Другая любимая тема - самодовольство, самоуверенность человека невежественного, но твёрдо убеждённого в том, что он всё знает, а чего не знает, того и знать-то не стоит. Первый же рассказ, который опубликовал Чехов. Был посвящён теме самоуверенной невежественности. Это рассказ «Письмо к учёному соседу». Герой его, кажется, даже не знает, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, но считает себя большим учёным…

  1. Возврат к проблеме

Учитель: Здесь, кстати, есть повод поговорить о нас с вами как о читателях…

  • Да, Чехов требует внимательного прочтения. Ведь Чехов открыл обширную область жизни - «житейских мелочей и случаев, на первый взгляд незначительных и только смешных и странных, а на самом деле характерных и достойных пристального внимания» Б.Эйхенбаум

- Ещё одна чеховская хитрость - он не любит «разжёвывать» читателю главную мысль, идею своих рассказов. Он просто описывает тот или иной случай и хочет, чтобы читатель сам догадался, кто в рассказе хороший, а кто не очень, где добро, а где зло. Чехов доверяет читателям, а раз читатели сегодня - вы, то, значит, Чехов доверяет вам. Только это доверие надо оправдать. А для этого над рассказами Чехова надо думать…

Проблема духовного оскудения - вечная проблема, не связанная с определённым временем. И у Чехова каждый рассказ - это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу.

Об этом говорил и Н.В.Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».



ПРИЛОЖЕНИЕ

Особенности стиля чеховских рассказов

1.Малая форма и глубокое содержание

2.«Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговорённости

3.Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне - смешно, внутренне - грустно

4.Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату

5.В основе рассказа - определённая бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место

6.Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль.

7.Говорящие фамилии

8.Зримость рассказов-сценок

© 2010-2022