Времена года в лирике магаданских поэтов (внеклассное мероприятие по региональной литературе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Времена года в лирике магаданских поэтов
(литературная гостиная в

6 классе)


Методическая разработка

внеклассного мероприятия

учителя русского языка

и литературы

МБОУ «СО(РК)Ш№2»

Ларионовой М. В.




Магадан

2013

«В ней есть душа, в ней есть свобода…» (слайд 1)


Оформление вечера: репродукция картин известных живописцев -

А.Г. Венецианов «На пашне. Весна», И.И. Левитан «Берёзовая роща», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», «Лунная ночь на Днепре», Ф.А. Васильев «Мокрый луг», И.И. Шишкин «Рожь», «Лесные дали», «Корабельная роща», И. К. Айвазовский «Девятый вал»; музыкальное сопровождение - цикл пьес П. Чайковского «Времена года».

Действующие лица: 1-й ведущий, 2-й ведущий, 11 чтецов.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. (на фоне музыки) Учитель приглашает учеников отправиться в лирическое путешествие под названием «Времена года в лирике магаданских поэтов» и предлагает обратить внимание на эпиграф.

  2. Рассмотрение эпиграфа (весь класс):

Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймёт на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

(Л. Шипахина)

3. 1-й ведущий: «Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства - природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики, не отстали и магаданские поэты. Все времена года пройдут перед нами в стихах наших земляков. А в начале давайте вспомним, как отражали красоты природы на своих полотнах известные живописцы. (слайды с репродукциями). «В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…»

4. 2-й ведущий (читает отрывок из стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»): Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

5. 1 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова):

Коряги. Очёсья соломы.

Безлюдна окрестность, пуста.

Мне словно бы ввек не знакомы

Родные когда-то места.

Нора: не барсучья, так лисья. (слайд 7)

Ни колышка. Вырублен сад.

И только иссохшие листья

Откуда-то сверху летят. (слайд 8)

6. 2 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 9):

Мы сидели в саду, на опушке,

И с тобой наблюдали, мой друг,

Как по небу тянулись лягушки

Растревоженным клином на юг.

7. 3 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 10):

Вон брусничник. Точка в точку -

Будто на картинке:

Вроде россыпью на кочку

Брызнули кровинки.

8. 4 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 11):

Стоит рябина у дороги

За днями дни, за годом год.

Смекни, о чём её тревоги?

Каких ещё ей ждать невзгод?

9. 5 чтец (читает стихотворение С. Лившица на фоне слайда 12):

Побыть на свадебном пиру,

Когда, пружиня спины,

Пойдут на брачную игру

Свинцовые кетины…

И вновь увидеть, как тайга

С крутых высот сосновых

Роняет старые рога

В предвосхищенье новых…

10. 6 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 13):

Сияет…Экая краса!

Ты из дому, наружу,

А там - отверсты небеса

В космическую стужу.

11. 7 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 14):

Закат не просто розов,

А прям-таки багрян:

Назавтра жди морозов

К услугам северян.

Всё спит в оцепененьи.

Вкруг серо и бело

Тем во сто крат ценнее

Душевное тепло.

12. 8 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайдов 15, 16):

Жаль, на март уже мало надежды -

Удостоим апрель похвалы:

Меховые вериги одежды

Станут пуще оков тяжелы.

Время птицам настанет распеться

После снежных заносов и бурь,

И наполнит взыгравшее сердце

Не любовь, а весенняя дурь!

13. 9 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайда 17):

Нету жизни - хоть волком взвой:

Надоело на грядках корчиться,

Да и пахнет уже зимой.

А какая зима - без творчества?

14. 10 чтец (читает стихотворение С. Бахвалова на фоне слайдов 18, 19, 20):

Снова неладно с солнцем.

Дождь отдаёт рассольцем.

Холод…И летом холод.

Нас Магадан не холит,

Редко теплом ласкает.

Только - не отпускает…

15. 1-й ведущий (на фоне музыки и слайда 21 читает отрывок из произведения К. Паустовского «Наедине с осенью»): «Сейчас я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? <…> Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам».

17. Учитель предлагает сочинить несколько строк о любви к родному краю.

Пример одной сочинённой учениками строфы:

Рождением своим повенчан я с тобою

И с нитью небес голубою.

Так пусть окрепнет тот союз,

Не потеряв с годами наших уз.

Ученики читают получившиеся стихи.

18. 2-й ведущий (читает стихотворение Н. Рыленкова «Все богатства русского пейзажа» на фоне музыки и слайда 22):

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей,

Узорочье луговин цветное,

Тёплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

19. Учитель вместе с учениками подводит итог путешествия «Времена года в лирике магаданских поэтов» и повторяет написанное на 23 слайде: «Любите природу родного края!»





Список использованной литературы


  1. Акимова Л.И., Аксёнова Г.В., и др. Русская живопись: Энциклопедия/ Науч. ред. Г.П. Конечна. - М.: АСТ Астрель, 2002.

  2. Бахвалов С.Р. Смута: стихотворения, поэмы. - Магадан: ОАО «МАОБТИ», 2003. - 130 с.

  3. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 352 с.

  4. Скляренко В. 100 знаменитых художников XIX-XX вв. - Харьков: Фолио, 2002.

  5. Цыбулькин П. Литературные пародии. - Магадан: ОАО «МАОБТИ», 2005. - 32 с.






© 2010-2022