Конспект урока по русскому языку на темуСказуемое (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дергачева Юлия Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ № 48 города Нижнеудинска, Иркутской области





Конспект урока русского языка

Сказуемое. (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: развить понятие о сказуемом, о способах выражения сказуемого, навыки синтаксического разбора.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение находить грамматическую основу;

  • формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Вступительное слово учителя:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти.

- Здравствуйте, я рада вас всех видеть, присаживайтесь на свои места. Надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.












Актуализация

знаний









3. Постановка учебной цели.


Синтаксическая пятиминутка. (Слайд)

-Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы.

Кто-то терем прибирал. В л..кированном роял.. семь с..стричек прож..вали. В ж..вом уголке жили три ёжика и четыре ч..репахи. По г..рам две хмурых тучки знойным веч..ром блуждали. Рысь - свирепая л..сная кошка.

- Обозначьте грамматическую основу. Укажите способ выражения подлежащего в них.

Выполнить фонетический разбор слов 1 вариант - «рояль», 2 вариант - «ёжик»

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?

- Правильно, это сказуемое.

Сформулируйте тему урока.

Сказуемое.

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Сказуемое» (слайд)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения сказуемого)

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.







Первичное закрепление знаний.


Физ. минутка



  1. Комментированное письмо (упр.163)

Проводится анализ предложений: выделяется основа, над сказуемыми подписывается, чем они выражены. Обращается внимание на то, что если в роли сказуемого выступает прилагательное, то оно стоит после подлежащего.


  1. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

-На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Чтение правила в учебнике

  1. Упр. 164 (устно)


Физкультминутка для глаз (с использованием мультимедиа)


Коллективная работа.

Записывают предложения из упр. 163, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.

Отвечают на вопросы.

Читают правило, выполняют упр. 164 устно


Выполняют физкультминутку для глаз


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление изученного материала















  1. По мере проведения беседы по теоретическому материалу на с. 77 составляется таблица о способах выражения сказуемого.

  • Сколько способов выражения сказуемого вам известно? (Три.)
    (Лист тетради делится на три части.)

  • Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Глаголом.)

- О каком способе выражения сказуемого вы узнали сегодня?
Запись на доске и в тетрадях.

Способы выражения сказуемого

ГЛАГОЛ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Учитель читает предложения, учащиеся, работая в парах, записывают их основы в соответствии со способом выражения сказуемого.

Проверка в парах.

  1. Жгуч мороз трескучий.

  2. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

  3. Ноябрь - последний месяц осени.

  4. Сегодня выпал первый снег.

  5. Ночь светлая и морозная.

  6. В тишине я услышал лёгкий треск сучьев.

Графический диктант.

- Обозначьте грамматическую основу предложений.

Дождик в лесу.

Поднялась большая туча и накрыла небо. Загромыхал гром. Понесся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой листья. Упали тяжелые капли. Сверкнула молния, ударил гром. Капля за каплей хлынул проливной дождь.


Выписывают грамматические основы предложений.



Работают в парах, проверяют друг друга.



Выполняют графический диктант. Взаимопроверка.


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.




Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа - это….

Сказуемое - это ….

Сказуемое может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Продолжают фразу.







УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.33,упр. 165.

Запись учащимися задания в дневники.


Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2014

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012

4.Н.Г. Потапова. Диктанты по русскому языку 5 класс. М. «Экзамен», 2014

5. Е. А. Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. М. «Экзамен», 2014

2


© 2010-2022