Статья Система оценивания. Взгляд на проблему

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юдина Светлана Николаевна

Учитель ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.

[email protected] 8-911-965-76-49

Система оценивания. Взгляд на проблему.

Мой педагогический стаж почти 30 лет. За все эти годы я, несмотря на низкую зарплату и пренебрежительное отношение общества к своей профессии, ни разу не пожалела о своем выборе. И все же в этом году меня как раз накануне Дня Учителя стали посещать довольно грустные мысли. Может быть, все, что делаю, бесполезно? Может быть, зря я столько лет «сеяла разумное, доброе, вечное»? И как бы в ответ на мои вопросы я получаю в этот день в подарок огромный букет цветов. 50 белых длинных-предлинных роз мне подарил некто, пожелавший остаться неизвестным. К букету была приложена только открытка с надписью «спасибо». И я поняла, что, если в наше рациональное время люди способны благодарить учителя, значит, все, что мы делаем, не зря. Значит, мы, Учителя, нужны людям!

Что же такое школа? Для тех, кто в ней работает, - это, наверное, вся жизнь. Школа - это и здание, которое становится родным и близким, это и люди, которые учатся и учат.

Школа - основной помощник мамам и и папам в обучении и воспитании. Какой же она должна быть в 21 веке? Конечно, это должно быть современное здание, оборудованное по последнему слову техники, с обязательным бассейном и несколькими спортивными залами.

Но самое главное, новая школа - это прежде всего школа, где должна формироваться личность. Личность, способная сделать выбор. Выбор в широком смысле этого слова, в том числе нравственный выбор. Основной идеей школы должна стать идея нравственности. В сегодняшней школе главным показателем является поступление выпускников в ВУЗы. Главной целью в воспитательно-образовательном процессе ставится последующая успешная адаптация ученика в жизни. Другими словами - ему нужно найти своё место под «солнцем». Только есть здесь одно но ! Для того чтобы устроиться сегодня в жизни, нужно научиться ходить по головам . Вот и получается, что сегодня образовательная концепция сводится к воспитанию хищника-человека с острыми зубами, отточенным интеллектом-логикой и полной бездуховностью. Школа же должна воспитывать Человека! Поэтому главные цели школы должны быть воспитательные и только потом образовательные.

Новая школа - это прежде всего школа, где учитель является не экзаменатором, судьей, цербером, а проводником для ребенка в мир знаний. Из школы должно уйти давление. Давление на всех уровнях: администрация - учитель, учитель - ученик, родитель - учитель. При этом должны совершенно неукоснительно соблюдаться правила, принятые в школе. Пусть их будет не так много, как в современной школе( кстати, кто их соблюдает?). Порядок не там, где много запрещают, а там, где строго соблюдают принятые правила.

В наше время поднимается престиж образования, и родители, заботящиеся о будущем своих детей, а значит, и о своем будущем, отведут ребенка в школу, где преподавание ведется на современном уровне, где даются прочные знания. А кроме того, заботливые родители захотят, чтобы ребенок рос в атмосфере понимания, любви и толерантности.

В идеале учителя - это всесторонне одаренные люди. В жизни любого человека учитель - это либо психологическая травма на всю жизнь, либо теплые воспоминания до седых волос. Все мы вырастаем в школе и из школы. А поэтому эта профессия должна быть и самой высокооплачиваемой. Учитель должен быть примером успешного человека. А для этого ему необходимо модно, красиво одеваться, иметь возможность путешествовать, посещать выставки, концерты. Он не должен производить впечатление «синего чулка», который целыми днями только проверяет тетради и обзванивает родителей нерадивых учеников. Учитель должен являть пример того, насколько образование помогает успешно жить в современном мире. Как я уже писала, главной идеей школы должна быть идея воспитания нравственности, терпимости друг к другу, уважения к учителю. А понимание и взаимоуважение между учителем и учеником очень важно в школе! Если из класса доносятся бесконечные крики, а над головами летают тряпки и мел, то о какой нравственности и о каком взаимоуважении может идти речь?..Поэтому учитель, как бы ему ни было трудно, должен быть эталоном терпимости и воспитанности.

С учетом того, что современная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, направленная на личный рост и развитие. Мы должны вырастить успешного человека. Для этого школа должна создать ситуацию успеха. Ныне существующая система оценивания не в состоянии выполнить эту функцию. Дело в том, что отметка совершенно не отражает истинных знаний. Причин множество(разный уровень подготовки учащихся, различия в требованиях….) Более того, учитель, выставляя за одну и ту же работу учащимся разные отметки, невольно сравнивают их между собой, что совершенно недопустимо в педагогике. Поэтому я считаю, что систему оценивания надо в корне пересмотреть.

В начальном звене можно вообще обходиться без отметок. На этом этапе главное не потерять ту тягу к знаниям, которая отличает младших школьников. Устной оценки результата труда, данной мудрым учителем, на этом этапе обучения вполне достаточно(вспомним «Школу радости» В.М.Сухомлинского).

С 5 класса надо начинать формировать у учащихся адекватную самооценку. Для этого во время контрольных и самостоятельных работ учащимся надо предлагать задания разного уровня сложности. И ученик сам выбирает, какого уровня задание он будет выполнять. Заметьте, сам выбирает. И если он выбрал задание низшего уровня, то это он сам получил «3», а не учитель ее поставил. При такой системе у учащихся в случае успешного выполнения задания( на любом уровне) возникает чувство радости от преодоления трудностей. Он не будет испытывать чувство неловкости, унижения, когда при объявлении отметки он услышит «3» или «2». Если же он переоценил свои силы и выбрал сложное задание, которое не смог выполнить, это будет повод пересмотреть свое решение и либо взять задание проще, либо еще раз проработать материал.

При такой системе оценивания стандарты по каждому предмету должны стать более конкретными, вплоть до создания единого банка контрольных и самостоятельных работ по каждому предмету. Это позволит выставлять отметки, адекватно соответствующие их знаниям.

Кроме того, мне представляется важным ввести оценки за прилежание по каждому предмету. Так, например, ученик может иметь «3» за знания и «5» за прилежание, И учителю не придется повышать старательным учащимся отметку по предмету, тем самым нивелируя ее.

Если школа не погасит в ребенке радость от общения с собой, если он будет мечтать не о том, как бы скорее доучиться, дотерпеть до очередных каникул, а будет бежать, лететь, нестись, мчаться в школу, где его уважают, понимают, ждут, такую школу можно будет назвать школой будущего.


© 2010-2022