- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Защита проекта «Историческое прошлое Руси в творчестве Лермонтова» ( 7 класс)
Защита проекта «Историческое прошлое Руси в творчестве Лермонтова» ( 7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Е.П. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Защита проекта
1слайд
Разрешите представить вашему вниманию проект на тему:
« Историческое прошлое Руси в творчестве Лермонтова»
2 слайд
Цель проекта: Привлечь внимание учащихся к изучению творчества М.Ю. Лермонтова
Задачи проекта:
1. Выяснить, как связано творчество поэта с историей Руси;
2. Узнать, в каких произведениях отражается история России;
3. Воспитать через творчество Лермонтова уважение к великому прошлому России.
3 слайд Проблема: Имеют ли связь происходящие события в России с творчеством поэта?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
На вопрос кто автор этих строк, любой школьник Вам ответит - Михаил Юрьевич Лермонтов. Очень впечатлительный, романтичный поэт. Как глубоко знакомы с творчеством Лермонтова школьники? Все ли его произведения так романтичны?
4 слайд
Семиклассникам была предложена анкета:
-
Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
-
Какие события происходили в России в годы жизни Лермонтова?
-
Как связаны эти события с его творчеством?
-
Принимал ли участие поэт в войне?
5 слайд
Результаты опроса показали: 92 % назвали произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и это не удивительно. Оно изучается в 7 классе, 84% вспомнили про войну на Кавказе. Кавказская война занимает определённую часть в биографии Лермонтова, которую учащиеся изучают на уроках. И 100% уверенно ответили о причастности Лермонтова к войне. Но что самое интересное, 78% считают Лермонтова участником Бородинского сражения, поэтому он так ярко описал ход битвы.
6 слайд
Чтобы разобраться в этой проблеме иду в библиотеку и беру учебник истории. Лермонтов родился в 1814 году и был убит в 1841 году. В период жизни в России происходили следующие события, которые вы видите на слайде.
-
1817 г. - Начало Кавказкой войны ( до 1864);
2. Восшествие на престол Николая I, восстание декабристов;
3. 1826 г. русско - персидская война. Присоединение Нахичевани и Эривани;
4. 1828 г. русско- турецкая война;
5. 1830 г. - Польское восстание.
7слайд
Как мы видим, Бородинское сражение не входит в исторические даты, касающиеся периода жизни Лермонтова. Героическое сражение под Бородино произошло в 1812 году, когда поэт ещё не родился. Первое своё стихотворение он написал в 15 лет « Поле Бородина», а вот « Бородино» написал через 25 лет после сражения. И описание хода сражения не входило в его планы. Лермонтов описывал чувства и мысли простых солдат и слитые с ними собственные чувства и мысли. Он восхищался людьми той эпохи, сравнивая их со своими современниками:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
8слайд
Постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения, можно сказать, и привели Лермонтова к исторической теме. Как раз то самое произведение, которое учащиеся указали в анкете тесно связано с историческим прошлым России. Описание сложного и кровавого времени правления Ивана Грозного позволяет нам в наше время представить о том периоде жизни русских людей. Лермонтов и здесь не уходит от темы описания наиболее сильных и важных черт русского характера.
9слайд
Пользуясь источниками интернета, я нашла ещё произведения связанные с историей:
« Боярин Орша» - передача исторического характера - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести;
« Узник», « Пленный рыцарь» - тюремная лирика, связанная с арестом, политическими делами;
« Атаман» - образ взят из русской истории;
« Баллада» относится ко времени татарского нашествия.
10слайд
«Валерик» написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню.
Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени. Отсюда делаем вывод, что поэт был участником сражений и имел награду.
В этом произведении поэт опять, показывая весь трагизм ситуации, приводит нас к мысли, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.
11 слайд
Вывод: Историческая тема Руси прослеживается в произведениях Лермонтова, творчество поэта тесно связано с историческими событиями, которые происходили до его рождения и во время его жизни. В своих произведениях поэт пытался найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Историческое прошлое России дало Лермонтову богатый художественный материал.
12 слайд
Интересный факт
В ходе исследования я узнала, что за свои 26 лет Лермонтов успел поучаствовать в 3 дуэлях, ещё несколько удалось отменить в последний момент.
Мои наблюдения и выводы:
-
Творчество Лермонтова воспитывает уважение к великому прошлому России.
-
Очень многого о творчестве Лермонтова мы не знаем, надо чаще читать произведения русских поэтов, знакомится с их мыслями и чувствами.
Спасибо за внимание!