Защита проекта «Историческое прошлое Руси в творчестве Лермонтова» ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Защита проекта

1слайд

Разрешите представить вашему вниманию проект на тему:

« Историческое прошлое Руси в творчестве Лермонтова»

2 слайд

Цель проекта: Привлечь внимание учащихся к изучению творчества М.Ю. Лермонтова

Задачи проекта:

1. Выяснить, как связано творчество поэта с историей Руси;

2. Узнать, в каких произведениях отражается история России;

3. Воспитать через творчество Лермонтова уважение к великому прошлому России.

3 слайд Проблема: Имеют ли связь происходящие события в России с творчеством поэта?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

На вопрос кто автор этих строк, любой школьник Вам ответит - Михаил Юрьевич Лермонтов. Очень впечатлительный, романтичный поэт. Как глубоко знакомы с творчеством Лермонтова школьники? Все ли его произведения так романтичны?

4 слайд

Семиклассникам была предложена анкета:

  1. Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы знаете?

  2. Какие события происходили в России в годы жизни Лермонтова?

  3. Как связаны эти события с его творчеством?

  4. Принимал ли участие поэт в войне?

5 слайд

Результаты опроса показали: 92 % назвали произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и это не удивительно. Оно изучается в 7 классе, 84% вспомнили про войну на Кавказе. Кавказская война занимает определённую часть в биографии Лермонтова, которую учащиеся изучают на уроках. И 100% уверенно ответили о причастности Лермонтова к войне. Но что самое интересное, 78% считают Лермонтова участником Бородинского сражения, поэтому он так ярко описал ход битвы.

6 слайд

Чтобы разобраться в этой проблеме иду в библиотеку и беру учебник истории. Лермонтов родился в 1814 году и был убит в 1841 году. В период жизни в России происходили следующие события, которые вы видите на слайде.

  1. 1817 г. - Начало Кавказкой войны ( до 1864);
    2. Восшествие на престол Николая I, восстание декабристов;
    3. 1826 г. русско - персидская война. Присоединение Нахичевани и Эривани;
    4. 1828 г. русско- турецкая война;
    5. 1830 г. - Польское восстание.

7слайд

Как мы видим, Бородинское сражение не входит в исторические даты, касающиеся периода жизни Лермонтова. Героическое сражение под Бородино произошло в 1812 году, когда поэт ещё не родился. Первое своё стихотворение он написал в 15 лет « Поле Бородина», а вот « Бородино» написал через 25 лет после сражения. И описание хода сражения не входило в его планы. Лермонтов описывал чувства и мысли простых солдат и слитые с ними собственные чувства и мысли. Он восхищался людьми той эпохи, сравнивая их со своими современниками:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

8слайд

Постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения, можно сказать, и привели Лермонтова к исторической теме. Как раз то самое произведение, которое учащиеся указали в анкете тесно связано с историческим прошлым России. Описание сложного и кровавого времени правления Ивана Грозного позволяет нам в наше время представить о том периоде жизни русских людей. Лермонтов и здесь не уходит от темы описания наиболее сильных и важных черт русского характера.

9слайд

Пользуясь источниками интернета, я нашла ещё произведения связанные с историей:

« Боярин Орша» - передача исторического характера - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести;

« Узник», « Пленный рыцарь» - тюремная лирика, связанная с арестом, политическими делами;

« Атаман» - образ взят из русской истории;

« Баллада» относится ко времени татарского нашествия.

10слайд

«Валерик» написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню.

Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени. Отсюда делаем вывод, что поэт был участником сражений и имел награду.

В этом произведении поэт опять, показывая весь трагизм ситуации, приводит нас к мысли, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

11 слайд

Вывод: Историческая тема Руси прослеживается в произведениях Лермонтова, творчество поэта тесно связано с историческими событиями, которые происходили до его рождения и во время его жизни. В своих произведениях поэт пытался найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Историческое прошлое России дало Лермонтову богатый художественный материал.
12 слайд

Интересный факт

В ходе исследования я узнала, что за свои 26 лет Лермонтов успел поучаствовать в 3 дуэлях, ещё несколько удалось отменить в последний момент.

Мои наблюдения и выводы:

  1. Творчество Лермонтова воспитывает уважение к великому прошлому России.



  1. Очень многого о творчестве Лермонтова мы не знаем, надо чаще читать произведения русских поэтов, знакомится с их мыслями и чувствами.

Спасибо за внимание!



© 2010-2022