Методическая статья по теме Проектная деятельность студентов как основа профессионально-личностного становления будущих специалистов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность студентов как основа

профессионально-личностного становления будущих специалистов.

Некрасова С. М.,

преподаватель лингвистических

дисциплин ВКК

ГАПОУ Новосибирской области «Татарский педагогический колледж»»




"Тот, кто не смотрит вперед,

оказывается позади"

Дж. Герберт

Стремление к образованию и познанию мира - одна из самых возвышающих человека потребностей. Чтобы достичь нравственного совершенства и духовной культуры, мировоззренческой зрелости, человеку необходимы не только разносторонние знания, но и постоянное стремление к их пополнению и обновлению, приобретение новых умений и навыков самообразования. Потребность современного общества в учащихся, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нашла отражение в основных нормативных документах. Таким образом, произошло существенное изменение образовательной парадигмы от «знаниевого» (А.М. Новиков), гностического подхода, где основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, к системно-деятельностному, направленному на освоение учащимися умений действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе в интеллектуальном труде. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием.

Контрольный вопрос перед «стартом»: «Может ли научить ребёнка плавать не умеющий плавать взрослый, да ещё стоя на суше?». Уже все знают: проект - это от латинского «projectus», буквально означает - брошенный вперед. Так вот, для педагогов, помимо общеупотребительных значений слова, становится актуальным ещё одно - «метафорическое»: включая детей в проектную работу, мы готовим их к будущему; какая проектная работа - к такой жизни мы и готовим. Практически - модель.

Не зря российские исследователи полагают, что отличительной чертой нашего времени является его «всепронизывающая проектность».

Г.Л.Ильин (Ильин Георгий Леонидович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов при Комитете по науке и высшей школе) выделяет следующие отличия проективного образования от традиционного. Во-первых, в проектном образовании учащийся становится субъектом процесса образования: он сам отбирает нужную информацию, сам определяет её необходимость, исходя из замысла проекта. Учитель может лишь помочь ему в этом.

Во-вторых, в проективном образовании разрушается один из главных признаков традиционно понимаемого образования - наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проективном образовании знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости -дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, своё представление о мире.

В-третьих, особенность проективного образования заключается в том, что основным элементом учебного процесса становится не знание, а информация. Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знания - это проверенный практикой общества результата познания действительности, главная особенность которого - истинность и непротиворечивость; информация - сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения субъектов образовательного процесса.

Считаю, что именно проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. В проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда.

Погружение в проектную деятельность началось сразу же после первого занятия на курсах Intel «Обучение для будущего» (май, 2010 года), где был создан и далее успешно апробирован и реализован проект по дисциплине «Русский язык и культуру речи» под названием «Страницы речевого этикета».

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другими становится психологический климат в учебной аудитории, т. к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящей исследовательский и творческий характер.

Освоение проектной культуры позволяет устранить так называемый «информационный дисбаланс образования». Он состоит в том, что учащиеся в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не преходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность, в процессе которой и происходит воспитание личностных смыслов.

Учебный проект для студентов-исследователей - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для преподавателя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности. Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Обучение видам деятельности учащихся - залог успешного обучения и воспитания на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития.

Подытоживая все сказанное, мы можем констатировать, что фактором профессионального развития будущих учителей становится не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, философия результатов и достижений, ибо, когда вы слушаете, вы забываете, когда вы видите, вы понимаете, когда вы действуете, вы учитесь.



© 2010-2022