Конспект урока на тему Искусство ведения спора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Искусство ведения спора".

Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний.

Форма проведения: интегрированный урок (логика, риторика, русский язык, литература).

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с правилами эффективного спора, этикетными нормами поведения в ситуации спора;

  • Дать определение понятиям : «спор», «оппонент», «полемика», «дискуссия», «диспут»;

  • Помочь учащимся осознать богатство, точность, выразительность русской речи;

  • Способствовать формированию коммуникативно-речевой компетенции учащихся;

  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Развивать умение вести групповую дискуссию;

  • Развивать культуру общения.

Формы организации работы детей: коллективная, групповая.

Оборудование: учебно-научная и справочная литература, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал, мультимедийная установка.







Ход урока

Эпиграфы к уроку:

  1. Спор - довольно опасная вещь. Он часто ведет к охлаждению отношений.

Вы можете победить в споре, но вместе с тем потерять друга.

Д. Леббок, английский археолог, этнограф.

2. Каковы люди, такова и дискуссия.

Карл Маркс, немецкий философ.

Этапы урока и их содержание



  1. Объявление темы и целей урока.

Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Называется тема урока, определяются его цели, осмысливается эпиграф, объясняется практическая направленность урока.

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре. (слайд 2)

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Неумение нормально общаться, участвовать в диалоге, в дискуссии часто является причиной непонимания друг друга, ссор, раздоров, оскорблений, обид и еще более страшных последствий. Наверное, вам часто приходилось оказываться в ситуации спора, словесного состязания, в котором каждая из сторон пытается отстоять свое мнение. Предполагали ли вы, что есть определенные правила спора? Именно толерантному поведению в споре мы сегодня и будем учиться.

  1. Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал. Во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.

Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание - кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.

Вторая группа («лексикологи») работает со «Словарем иностранных слов», определяя значение и происхождение слов: «дискуссия», «диспут», «аргумент», «абсурд» ,«спор», «оппонент», «полемика».

Третья группа («историки») подготавливает краткое сообщение об истории ораторского искусства, подчеркивая качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре.

Четвертая группа («аналитики») выполняет задание, отвечая на вопрос: какие приёмы помогают оратору добиться преследуемой цели?

Пятая группа («актеры») подготавливает выразительное чтение по ролям фрагментов из десятой главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - спор П.П.Кирсанова и Е.Базарова.

Шестая группа («филологи») анализирует тот же художественный текст, обращая внимание на поведение спорящих, подчеркнутое авторскими ремарками, задумывается над словами Фенечки: «Помните, прежде вы с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так».

Седьмая группа («культурологи») прослеживает национальные традиции ведения спора представителями разных культур.

Восьмая группа («психологи») составляет практические рекомендации для участников дискуссии.

  1. Представление «образовательных продуктов».

Выступление творческих групп.

Выступают один за другим представители каждой группы. «Лексикологи» по ходу работы объясняют значение ключевых слов. (Слайд 2)

«Логики» помогают осмыслить законы логического мышления (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания), нарушение которых ведёт к логическим ошибкам в споре (отступление от предмета обсуждения - потеря или подмена тезиса, противоречивые мысли, непоследовательность речи, отсутствие доказательств к утверждению и др.). Основные положения записываются в тетради.

«Историки» дают краткие сведения из истории ораторского искусства (Древняя Греция, Древний Рим, Средние Века, Россия конца18 - начала 20 века), раскрывая секреты ораторского мастерства, помогающие одержать победу в споре (умение обращаться со словом, остроумие, находчивость, логика речи, краткость, выразительность, владение нормами культуры речи и т. д.). (Слайды 3,4)

В качестве примера «аналитики» приводят текст упражнения об адвокате Ф.Н. Плевако, рассказывают об использованных им приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.

После выразительного чтения эпизода спора Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») «филологи» делятся своими наблюдениями над поведением спорящих, объясняя, почему, по их мнению, победа осталась за Базаровым.

«Культурологи» отмечают, что манера спора зависит от национальных особенностей, культурных традиций того или иного народа. В доказательство они приводят книгу Всеволода Овчинникова «Сакура и дуб», в которой автор делится своими наблюдениями о поведении англичан и японцев в споре, их манере излагать свою точку зрения. (Слайды 5,6)

Проанализировав поведение в споре полемистов, «психологи» подчеркивают: поведение спорящих существенно влияет на успех обсуждения, «поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов…позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре». (Слайды 7-21)

Завершая работу, «психологи» представляют сформулированные ими правила ведения дискуссии и дают практические советы участникам спора. В обсуждении принимает участие весь класс.

Памятка участника дискуссии.

Говори ясно, логично и последовательно.

Говори то, что тебя волнует, в чем ты убеждён.

Не утверждай того, в чем сам не разобрался.

Имей мужество признать свою ошибку.

Не ввязывайся в пустую полемику.

Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

Избегай многословия, пустых фраз, научись свободно произносить трудные слова, проверь в них правильность ударения.

Уважай того, кто с тобой спорит.

Не прибегай к недобросовестным средствам, спорь по-честному: не искажай мыслей того, с чьим мнением ты не согласен.

Не повышай тона, лучшее доказательство - точные фразы, железная логика.

Мимика должна быть спокойной и доброжелательной, а жесты - скупыми.

  1. Домашнее задание. (Слайд 22)

Учащиеся выбирают тему для дискуссии, где есть предмет спора, и готовятся к дискуссии на заданную тему.



  1. Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок. Заключительное слово учителя. (Слайды 23-27)

(Что показалось интересным, нужным, что необязательным, что запомнилось, какие выводы для себя сделали и т.п.).







Бердянская общеобразовательная школа І-ІІІ ст.. №9



Разработка урока

по русскому языку в 10 классе

на тему:

«Искусство ведения спора»



Подготовила учитель

русского языка и литературы

Пиперкова В.Я.













2014 г.

© 2010-2022