Конспект урока Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 97 русский язык 5 класс

Тема: Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки имен числительных

Цель: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.


Планируемые результаты:

Предметные: умеет определять грамматические признаки числительных.

Регулятивные: умеет различать способ и результат действия.

Познавательные: умеет осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

Коммуникативные: допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Личностные: Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» ( Б.Спиноза)

СЛАЙД 1

Что нам делать предстоит?

Вот какой вопрос стоит.

Чтоб ответ вам получить,

На уроке внимательным надо быть.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

СЛАЙД-2

Предлагаю прочитать слова.

-По каким грамматическим признакам можно разделить эти слова?

- на части речи (сущ., прилаг., глагол, наречие)

-Я предлагаю каждой группе выполнить задание 1-выпишет имена сущ.

2-имена прилагательные

3-глагол

4- наречие

Проверка

СЛАЙД -3

3. Выявление места и причины затруднения -Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.

-По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Докажите, что эти слова- глаголы? Что вы знаете о глаголе?

-Обоснуйте свой выбор

.Что такое наречие?

-Почему не распределили слова:

-ВТОРОЙ. ДЕВЯТЬ, ШЕСТЬ?

- Мы не знаем, куда их распределить?

-Они не подходят к этим частям речи

-Ни один морфологический признак не подходит к этим словам.

-Может кто-то знает, что это за слова?

-Это числительные.

-А что вы о них можете сказать?

-Мы не знакомы с этой частью речи.

-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

-Нам не хватает знаний.

-Так над чем будем работать сегодня?

-Какая тема урока?

-Имя числительное

В одной из русских летописей XVII века читаем: «…Знай же то, что есть 100 и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть леодр…», «… сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, тма есть десять тысящ…»

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Об имени числительном.

- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.

- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?

- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.

- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (6 класс, 25 человек, 12 лет).

- Задайте к ним вопросы. (Какой? Сколько?).

- Значит числительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?

- А что обозначает?

- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).

- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.

- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?

- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.

Единицы - А - 1, В - 2  Г - 3 и т.д.

Десятки - I - 10, К - 20, Л - 30 и т.д.

Сотни - Р - 100, С - 200, Т - 300.

СЛАЙД- 4

-Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?

- Узнаем, что такое имя числительное, на какие виды делится имя числительное.

-Куда обратимся за помощью?

- Посмотрим в учебнике, спросим у учителя, посмотрим в интернете.

- Чтобы решить наши задачи , я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи

4.Построение проекта выхода из затруднения. -Нас ждёт исследовательская работа

СЛАЙД 5

-Что объединяет эти картинки?

-Дети, мальчики,

-А в чём разница?

-Разное количество.

Давайте запишем слова, обозначающие количество.

-ОДИН, ДВА, ТРИ.

-Что вы можете о них сказать?

-Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос - сколько.

- Как эти имена числительные можно назвать?

-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

Молодцы!

-А теперь давайте сгруппируемся так, как на слайде, оживим нашу картинку.

-Дети выходят и становятся, как на слайде.

-Вспомните, как учитель физкультуры определяет количество детей на уроке?

-Даётся команда: по порядку рассчитайтесь.

- Кто желает стать учителем физкультуры?

(даётся команда: по порядку рассчитайтесь)

-ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый, пятый.

-Какие слова вам помогли выполнить это задание?

-Первый, второй, третий, четвёртый, пятый.

-Запишите их.

-Что объединяет эти слова?

-Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос - какой?

- Как называются такие числительные?

- ПОРЯДКОВЫЕ

СЛАЙД-6

-ВЫВОД

(определение слов: пятое, пять, пятеро, пятёрка)

5. Реализация построения проекта -Давайте обобщим наши знания

-Предлагаю поработать в парах. Заполните карточку. Вставьте недостающие данные.

На партах карточки жёлтого цвета.

Моделирование правила с опорной схемой

-Что у вас получилось?

ПРОВЕРКА (дети читают)

Правильно ли мы действовали? Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника. Теоретический материал на с. 44.План морфологического разбора имени числительного на с. 47.

- Хорошо, мы справились. Проект построен.

СЛАЙД 7

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Давайте ещё проговорим наши правила

- Выполнение упр. 1стр.77

- Устное проговаривание (по одному)

-Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. СЛАЙД -8

1 предложение читают мальчики

2 читают девочки

3 все вместе

-Откуда взяты эти предложения? Кто автор?

Задание: выписать количественные и порядковые числительные по вариантам)

-ПРОВЕРКА

СЛАЙД -9

-Обменяйтесь тетрадями,

поблагодарите своих одноклассников за помощь

-У кого были затруднения при выполнении этого задания?

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Есть очень хорошая пословица - Один за всех и все за одного

-Как вы понимаете её смысл?

а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.

- Запишите их.

- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)

б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.

- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.

Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).

- Какие числительные у нас получились? (порядковые)

- В чем их отличие от количественных?

в) Определение синтаксической роли числительных.

- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.

Два и два - четыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.

г) Грамматические задачи.

Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.

д) Задание на развитие внимания.

- Какие числительные входят в эти слова?

Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.

- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?

ПРОВЕРКА

СЛАЙД -10

9. Рефлексия учебной деятельности -Достигли мы своей цели?

Ответ по плану:

- Я узнала…….

-Я хочу узнать……

- Мне понравилось….

-Мне не понравилось….

Домашнее задание упр.

Придумайте небольшой рассказ с именами числительными. Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное ТРИ.




  1. Объяснение нового материала.

а) Слово учителя.

В одной из русских летописей XVII века читаем: «…Знай же то, что есть 100 и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть леодр…», «… сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, тма есть десять тысящ…»

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Об имени числительном.

- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.

- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?

- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.

- Какие числительные, касающиеся вас, вы можете назвать? (6 класс, 25 человек, 12 лет).

- Задайте к ним вопросы. (Какой? Сколько?).

- Значит числительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?

- А что обозначает?

- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).

- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.

- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?

- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.

Единицы - А - 1, В - 2  Г - 3 и т.д.

Десятки - I - 10, К - 20, Л - 30 и т.д.

Сотни - Р - 100, С - 200, Т - 300.

б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.

- Что же такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает?

- На какие разряды делится?


  1. Закрепление изученного.

а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Все как один, в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.

- Запишите их.

- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)

б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.

- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.

Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).

- Какие числительные у нас получились? (порядковые)

- В чем их отличие от количественных?

в) Определение синтаксической роли числительных.

- Давайте посмотрим, какую роль в предложении могут выполнять числительные.

Два и два - четыре. Байкал лежит на высоте 456 метров. Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.

г) Грамматические задачи.

Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.

д) Задание на развитие внимания.

- Какие числительные входят в эти слова?

Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.

- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?

4. Обобщение изученного.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Что обозначает?

- Какую синтаксическую роль выполняет?

5. Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное ТРИ.



© 2010-2022