Презентация темы «Безличные предложения» в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация темы «Безличные предложения» в действующих школьных учебниках и программах по русскому языку в 8 классе

Мы рассмотрели учебники по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой [45]; М. М. Разумовской, С. И. Львовой [42]; В. В. Бабайцевой [7] с целью определения подходов к изучению безличных предложений и односоставных предложений в целом. Специальными задачами преподавания русского языка в школе, как известно, являются следующие:

- формирование языковой компетенции школьников, включающей

знания из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, кроме того, умение применять эти знания на практике;

- формирование речевой (коммуникативной) компетенции учащихся:

обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся, овладение нормами русского литературного языка, а также развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Это основополагающее предметное содержание учебной дисциплины «Русский язык», естественно, отражено во всех программах, при этом «расширение» предметной сферы (в частности, вопросы функционирования языковых средств в тексте) в действующих программах отражены в различной степени.

Так, авторы программы, основы которой были созданы М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской, И. И. Кулибабой в 1965-1967 годах (она реализуется в стабильных учебниках для 5-9 классов), а также параллельного учебного комплекса под научной редакцией В. В. Бабайцевой, введенного в практику школы с 1992 года, в некоторой степени учитывают необходимость реализации функционального подхода к обучению русскому языку. В программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводятся в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению - в 5, 6, 7 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В конце программы каждого класса указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы. На изучение темы «Односоставные предложения отводится (9+ 2) часов.

Программа М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львова строится с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс - переходный от начального этапа учения к среднему; 5-7 классы - морфолого-орфографическая направленность; 8-9 классы -освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На изучение односоставных предложений отводится 9 часов.

Программа В. В. Бабайцевой, А. П. Еремеевой реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими в устной и письменной речи. «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что повышает культуру общения. На изучение односоставных предложений программа отводит 8 часов.

В учебнике русского языка для 8 класса Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой [45] и др. с § 30 начинается знакомство с односоставными предложениями. В § 35 «Безличные предложения» вводится информация о безличных предложениях, предлагается семь упражнений: при выполнении упражнения № 199 школьники должны выписать безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека, подчеркнуть главный член и определить, чем он выражен; задание упражнения № 200 заключается в том, чтобы школьники составили предложения о ветре, громе, дожде и молнии так, чтобы действие проявлялось само собой, а затем ученикам нужно определить тип односоставных предложений; в упражнении № 201 нужно к каждому двусоставному предложению нужно составить и записать одно односоставное безличное предложение; задание упражнения № 202 аналогично заданию предыдущего упражнения; при выполнении упражнения № 203 так же нужно заменить двусоставные предложения безличными; упражнение № 204 требует от учащихся обращения к учебнику математики, из которого необходимо выписать безличные предложения.

В разделе «Повторение» учащимся предлагаются следующие вопросы по безличным предложениям.

1. Назовите виды односоставных предложений.

2. Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.

3. Чем различаются по значению определённо-личные, неопределенно-личные и безличные упражнения?

4. Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?

В упражнении № 219 ученикам нужно найти в тексте односоставные предложения, в число которых входят безличные и определить их тип. В задании к упражнению № 220 учащимся предлагается понаблюдать за наступлением сумерек и описать свои впечатления, употребив одно составные предложения.

В разделе «Повторение и систематизация изученного в VIII классе» упражнения на повторения односоставных предложений и безличных предложений отсутствуют.

Таким образом, учебный материал об односоставных предложениях, представленный в 8 классе, недостаточно закрепляется в конце учебного года.

В учебнике русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г.А. Богданова, В. В. Львова [42] работа с односоставными предложениями начинается с § 22 «Виды односоставных предложений». После теоретических сведений учащимся предлагается упражнение на различение односоставных предложений с главным членом сказуемым и подлежащим. С § 26 начинается работа над безличными предложениями. Авторы предлагают учащимся теоретическую справку о безличных предложениях и способах выражения в них главного члена. Учебник предлагает 6 упражнений по работе над безличными предложениями, но несмотря на малое число заданий, стоит отметить, что они носят разноплановый характер. Упражнение № 154 предлагает учащимся вернуться к § 26 и внимательно посмотреть на примеры безличных предложений, а затем распределить их на группы в зависимости от тех значений, которые они выражают: внутреннее состояние человека; состояние окружающей среды, природы; отрицание, отсутствие чего-либо. Упражнение № 155 требует от учащихся прочитать примеры безличных односоставных предложений и ответить на ряд вопросов: 1) почему они так называются и чем отличаются от определённо-личных и неопределённо-личных предложений? 2) можно ли в этих предложениях обнаружить действующее лицо или предмет? Задание к упражнению № 157 звучит следующим образом: спишите, восстанавливая пропущенные запятые; подчеркните грамматическую основу безличных предложений; укажите, какими морфологическими способами эта основа выражена. Упражнение № 158 требует от учащихся активизации знаний, полученных по теме «Односоставные предложение», задание звучит следующим образом: сначала выпишите безличные предложения; укажите их грамматическую основу и форму глагола; затем запишите остальные предложения, определите их вид, укажите форму глагола; дайте толкование одной из пословиц. Упражнение № 158 является в некотором роде обобщающим и требует от учащихся ответы на следующие вопросы с иллюстрациями примеров: 1) Какими бывают односоставные предложения по характеру грамматической основы? 2) Какие бывают виды односоставных предложений главным членом сказуемым? 3) Чем отличаются односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения? 4) Какие ещё вопросы вы могли бы предложить по материалам § 22-26? Сформулируйте их. В § «Назывные предложения» предлагаются упражнения на активизацию знаний по теме «Безличные предложения». Среди них можно выделить упражнение № 165, при выполнении которого учащиеся должны списать текст, подчёркивая грамматические основы; определить вид односоставных предложений (среди которых есть безличные). Упражнение № 167 предлагает учащимся рассмотреть картину известного русского художника О. А. Кипренского (1782-1836) «Портрет мальчика Челищева» и ответить на вопросы: каким запечатлел художник лицо портретируемого будущего героя Отечественной войны 1812 года? Обратить внимание на его глаза, губы, пряди волос. Какие краски преобладают в картине и в какой мере они подчёркивают взволнованность мальчика? Опишите своё впечатление от картины, используя разные виды односоставных предложений. В конце учебника авторы предлагают раздел «Повторения», в котором задания на активизацию знаний по теме «Односоставные предложения» отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод, что тема «Безличные предложения» не закрепляется в конце учебного года.

Синтаксис определяет стиль, так как именно данный раздел грамматики таит в себе стилистические возможности, которые заключаются в его способности передавать тончайшие оттенки мысли. И безличные предложения могут служить этому ярчайшим примером. «Безличные предложения» - одна из сложных тем синтаксиса, включенная в школьную программу. Ни один тип предложения не вызывает столько споров у лингвистов и трудностей у учащихся. Трудности прежде всего заключаются в том, что безличные предложения разнообразны как по структуре, так и по значению, что с трудом поддается восприятию и осмыслению обучающихся.

В школьных учебниках используются следующие определения:

«Безличными называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не зависит от деятеля» [7].

«Безличными являются такие односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо» [42].

«Безличное предложение - это односоставное предложение, выражающее действие или состояние (признак), которое возникает и существует независимо от производителя действия или носителя признака.

«Безличные предложения - это такие односоставные предложения, в которых нет и не может быть действующего лица».

Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение М. М. Разумовской, т. к. в нём указывается главная отличительная особенность безличных предложений - морфологический способ выражения сказуемого. Поэтому целесообразно на предыдущем уроке повторить безличные глаголы, слова состояния и их значения. Именно безличные глаголы и слова состояния по своей форме и значению не связаны с действующим лицом.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях и значения предложений данного типа удачно представлены В. В. Бабайцевой в следующей таблице, в которой указаны, где возможно, синонимичные двусоставные предложения:

Таблица 1

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Двусоставные

предложения

Безличные

Предложения

Способ выражения сказуемого в безличном

предложении

Светает (состояние природы).

безличный глагол

Приятно пахнет черёмуха.

Приятно пахнет черёмухой

(состояние среды)

личный глагол в безличном значении

Я не сплю.

Мне не спится (состояние

человека).

возвратный глагол в безличном значении

Будет гроза.

Быть грозе! (неизбежность)

инфинитив

В лесу всё тихо.

В лесу тихо ( состояние природы)

слово состояния

Есть зверь сильнее кошки (наличие чего-либо).

Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо)

неизменяемая глагольная форма нет

Изучение односоставных предложений в целом, и безличных предложений в частности, относится ко второму этапу изучения синтаксиса в школе. Хорошая подготовка на первом этапе (5-7 классы) дает возможность на втором этапе построить систематическое изучение синтаксиса на прочном фундаменте и тем самым добиться лучшего усвоения синтаксического материала.

Так понятие об односоставном предложении впервые дается в 5 классе, при рассмотрении темы «Члены предложения». Работа над односоставными предложениями проводится практическим путем в форме наблюдения над материалом и конструирования предложений по образцу. На данном этапе дается понятие о том, что основа предложения может состоять и из одного главного члена, поясняя при этом, есть односоставные предложения, в которых мыслится деятель (подлежащее), а есть, где нет и не может быть деятеля (подлежащего) - безличные предложения. Эти сведения конкретизируется при изучении темы «Глагол» и «Категория состояния» в 6 классе, и на материале этих тем происходит закрепление знаний о безличных предложениях.

Задачи уроков по изучению безличных предложений многообразны. Обучающимся необходимо усвоить грамматическую и стилистическую специфику данных предложений, их семантику; ученики должны уметь отличать безличные предложения от других видов односоставных и двусоставных предложений; уметь определять способы выражения главного члена - сказуемого. Кроме того, они должны научиться пользоваться безличными предложениями в своей устной и письменной речи.

Список использованных источников


1. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка : учеб. пособие / Г. Н. Акимова. - М. : Высшая школа, 1990. - 152 с.

2. Алмазова, А. В. Работа по русскому языку в 8 классе / А. В. Алмазова. - М. : Просвещение, 1964. - 124 с.

3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е, стереотипное. - М. : Едиториал, 2008. - 156 с.

4. Бабайцева, В. В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 3 / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М. : Просвещение, 1981. - 271 с.

5. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 8 класс / В. В. Бабайцева. - М. : Дрофа, 2008. - 224 с.

6. Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. - М. : Просвещение, 2004. - 236 с.

7. Бабайцева, В. В. Современный русский язык : в 3 т. Т. 3 : Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Д. Максимов. - М. : Дрофа, 2004. - 338 с.

8. Бархударов, С. Г. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. - М. : Просвещение, 2011. - 214 с.

9. Богородицкий, В. А. Некоторые вопросы синтаксиса, морфологии и семасиологии в применении к русскому языку : (Из чтений на учит. курсах в Казани в авг. 1980 г.) / В. А. Богородицкий // Журнал министерства народного просвещения. - 1980. - Ч . 47. - № 12. - Отд. 2. - С. 179-199.

10. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова. - М. : Высш. шк., 2001. - 245 с.

11. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - М. : Советская энциклопедия, 2010. - 836 с.

12. Буслаев, Н. Ф. Опыт исторической грамматики русского языка: в 2 ч. Ч. 2. / Н. Ф. Буслаев. - М. : Академия, 1998. - С. 342-344.

13. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка /
Н. С. Валгина. - М. : Высшая школа, 1991. - 432 с.

14. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Н. С. Валгина. - М. : 2010 [Электронный ресурс] - Режим доступа : hi-edu.ru/abc_courses.html.

15. Валгина, Н. С. Современный русский язык : Синтаксис : Учебник. 4-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 2008. - С. 199-204.

16. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник для вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : Логос, 2001. - 165 с.

17. Виноградов, В. В. Из истории изучения русского синтаксиса / В. В. Виноградов. - М. : Изд-во МГУ, 1958. - C. 356-359.

18. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения / В. В. Виноградов // Избранные труды : исследования по русской грамматике. - М. : Наука, 1975. - С. 254-294.

19. Воинова, Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений / Е. И. Воинова // Русский язык в школе. - 1998. - № 2. - С. 43-45.

20. Вонтелеева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Вонтелеева // Русский язык в школе. - 2010. -№ 1. - С. 101-103.

21. Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. - СПб., 1874. - 116 с.

22. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке / Е. М. Галкина-Федорук. - М. : Изд. МГУ, 1958. - 176 с.

23. Гвоздев, А. Н. Современный русский язык: в 2 ч. Ч 2. Синтаксис. - А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1987. - 235 с.

24. Долин, Ю. Г. Еще раз о грамматическом строе безличных предложений / Ю. Г. Долин// Русский язык в школе. - 2011. - № 2. - С. 76-78.

25. Дручинина, Г. П. К вопросу об односоставном предложении / Г. П. Дручинина, Н. И. Осипенко // Русский язык в школе. - 1999. - № 1. - С. 22-26.

26. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М. : Эдиториал, 2010. - 368 с.

27. Иваненко, В. К. Изучение синтаксиса в школе / В. К. Иваненко. - Кострома. : Авантитул, 1991. - 159 с.

28. Калинин, А. Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения / А. Ф. Калинин // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 23-26.

29. Калинин, А. Ф. Односоставные предложения в современном русском языке : учеб.-метод. пособие / А. Ф. Калинин. - М. : Наука, 2009. - 311 с.

30. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина [и др.] ; под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. - М. : Русский язык, 1989. - 639 с.

31. Купалова, А. Ю. Практическая методика русского языка / А. Ю. Купалова, В. В Никаноров. - М. : Наука, 1974. -160 с.

32. Лебедева, И. В. Современный русский язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения / И. В. Лебедева : методическое пособие для студентов филологического факультета. - Кострома : КГУ, 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : iqlib.ru.

33. Левицкий, Ю. А. Основы теории синтаксиса / Ю. А. Левицкий. - М. : КомКнига, 2012. - 328 с.

34. Лекант, П. А. Современный русский литературный язык / П. А. Лекант. - М. : Просвещение, 2010. - 216 с.

35. Мещанинов, И. И. Члены предложения и части речи / И. И. Мещанинов. - Л. : Наука, 1998. - 132 с.

36. Русский язык. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М. : Мнемозина, 2012. - 75 с.

37. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Д. Н. Овсянико-Куликовский. - СПб. : Наука, 1997. - С. 431-438.

38. Падучева, Е. В. О семантике синтаксиса : Материалы к трансформационной грамматике русского языка / Е. В. Падучева. - М. : КомКнига, 2010. - 296 с.

39. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. - М. : Языки славянской культуры, 2010. - С. 544-549.

40. Пичугов, Ю. С. Русский язык. Практика. 8 кл. : уч. для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова. - М. : Дрофа, 2010. - 268 с.

41. Русский язык. Энциклопедия/ Ю. Н. Караулов. - М. : Просвещение, 1999. - 358 с.

42. Русский язык. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова. - Издание : 12-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2009. - 83 с.

43. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розеналь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М. : Международные отношения, 1998. - 556 с.

44. Руднев, А. Т. Синтаксис современного русского языка / А. Т. Руднев. - М. : Учпедгиз, 1997. - 170 с.

45. Русский язык 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; научн. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011. - 243 с.

46. Русская грамматика : в 2-х т. Т 1 / редкол. : Н. Ю. Шведова [и др.]. - М. : Наука, 1980. - 783 с.

47. Русская грамматика : в 2-х т. Т 2. Синтаксис / редкол. : Н. Ю. Шведова [и др.]. - М. : Наука, 1980. - 709 с.

48. Сиднин, И. Н. изучение типов односоставных предложений / И. Н. Сиднин // Русский язык в школе. - 2010. - № 4. - С. 32-37.

49. Сиротина, О. Б. Лекции по синтаксису русского языка / О. Б. Сиротина. - М. : Просвещение, 2004. - 251 с.

50. Смольянинова, М. И. Лекции по синтаксису современного русского языка / М. И. Смольянинова. - Изд. 2-е, стер. - М. : Едиториал УРСС, 2010. - 144 с.

51. Соколова, Г. П. Изучение односоставных предложений в школе / Г. П. Соколова // Русский язык в школе. - 2004. - № 4. - С. 34-35.

52. Тимофеев, К. А. Инфинитивные предложения в русском языке / К. А. Тимофеев. - М. : Наука, 1951.

53. Текучев, А. В. Методика русского языка в средних школах / А. В. Текучев. - М. : Просвещение, 1997. - 240 с.

54. Уроки русского языка в 8 классе : книга для учителя / Г. А. Богданова. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 175 с.

55. Фортунатов, Ф. Ф. Избранные труды : в 2 т. Т. 2 / Ф. Ф. Фортунатов. - М. : Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1957. - 215 с.

56. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. - М. : ЛКИ, 2007. - 624 с.

57. Шахматов, А. А. Очерк современного русского литературного языка / А. А. Шахматов. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 1998. - С. 132-139.

58. Шведова, Н. Ю. Очерки по синтаксису русского языка / Н. Ю. Шведова. - М. : Высш. шк., 1960. - С. 118-125.

59. Щерба, Л. В. Современный русский литературный язык // Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М. : Высш. шк., 1957. - С. 126-127.


© 2010-2022