Консультация по литературе на тему Пишем сочинение ОГЭ (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГЭ. Литература. Часть 2: задание с развёрнутым ответом (в объёме не менее 200 слов)


В чём трагизм судьбы Акакия Акакиевича? (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

Судьба человека. От чего она зависит? В чём трагизм судьбы Акакия Акакиевича?

Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, рассмотрим внешние и внутренние обстоятельства жизни литературного героя.

Эпоха. Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов 19 века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетённого и бесправного, живущего под гнётом крепостного права. Существовавшая социальная действительность наложила отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Социально-исторические черты присущи и скромному титулярному советнику Башмачкину.

Подумаем, какое образование и воспитание получил Акакий Акакиевич?

В постдекабристкой России в первую очередь была репрессирована идея свободы личности во всех её проявлениях, подавлена духовная жизнь человека. Характерно, что Башмачкин умеет «чистым, ровным почерком выписывать строки», но не способен даже «переменить глаголы из первого лица в третье». Очевидна авторская ирония по поводу «любви» к должности. Ничего от себя! Только переписывать, копировать, следовать бюрократическим инструкциям - таков был государственный образовательный стандарт в эпоху Николая 1, который начал своё царствование с кровавой расправы над вольнодумцами - декабристами. Трагизм целого поколения, который потом назовут «потерянным», заключается во внутренней и внешней несвободе, страхе инакомыслия.

В повести «Шинель» Гоголь развивает пушкинскую тему «маленького человека» и предвосхищает чеховского «человека в футляре». Башмачкин - «маленький человек» прежде всего по своему духовному развитию - ограниченному образованию и «полицейскому» воспитанию. В этом кроется внутренний трагизм его судьбы. От жестокого мира он, как в футляр, пытается укрыться под шинелью - вицмундиром - должностью. У него не хватило смелости даже создать семью. Только скромная должность безликого исполнителя даёт ему призрачную уверенность в завтрашнем дне и возможность проявлять подобие живых чувств…

Появление новой шинели нарушило застой в душе Башмачкина: ему захотелось расширить своё личное пространство, впустить в свою жизнь новые впечатления… Но долгие годы «футлярной» жизни предопределили его трагический конец. И никто не помог «маленькому человеку» в трудную минуту жизни, потому что «милость к падшим» и прочие «чувства добрые» в ту трагическую эпоху были отвергнуты. Бюрократическое общество видит только «чин», а человека - нет.

(300 слов)

Критерии оценки выполнения задания второй части ОГЭ (ФИПИ):

12

1

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.

Понимание проблемы, предложенной в вопросе. Связь её с образом, мироощущением и позицией Автора.

Содержательный аспект - главный критерий. Если эксперт ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырём критериям НЕ оценивается.

3

2

Уровень владения теоретико-литературными понятиями.

Владение теоретико-литературными понятиями, использование специальных терминов, необходимых для анализа литературного произведения.

2

3

Обоснованность привлечения текста.

Целесообразное использование и комментирование текста для развития своей мысли в рамках заявленной проблемы.

2

4

Композиционная цельность и логичность изложения.

Логичность (вступление, заключение), последовательность развития мысли.

2

5

Следование нормам речи.

Свободное владение речью: отсутствие речевых ошибок, разнообразие лексики и синтаксических конструкций.

3



© 2010-2022