Урок русского языка на тему Буквы О и А в корне -КОС-- -КАС-(6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы О и А в корне -КОС- - -КАС-

Организационная информация

Автор урока

Бажукова Любовь Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек

6 класс общеобразовательной школы, 25 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Буквы О и А в корне -КОС- - -КАС-

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т. А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок изучения нового материала (формирования новых знаний).

На изучение темы отводится 1 урок. Предыдущая тема - «Сочинение. Описание помещения». Последующая тема - «Буквы О и А в корне -ГОР- - -ГАР-»

Этот урок, как и предыдущий и последующие - звено в формировании умения грамотно писать и выражать свои мысли в устной речи и на письме.

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

Класс возрастной нормы. Возраст шестиклассников (детей 11-12 лет) является периодом повышенной познавательной активности, значительного роста энергии и стремления к деятельности. «Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия» (П.М.Якобсон). В этот период формируется новый уровень мышления, логической памяти, избирательного устойчивого внимания. В то же время у многих обучающихся отмечается падение успеваемости и появление других проблем в учебе. Традиционно эти трудности связывают с проблемами социальной адаптации при переходе детей на предметное обучение и появлением в жизни ребенка нескольких педагогов вместо одного учителя. Последующее нарастание снижения успеваемости к 6-7 классу объясняется трудностями подросткового кризиса, вызванного половым созреванием. Также следует отметить, что незначительная часть детей, учащихся на «хорошо» и «отлично» в начальном звене, сохраняет и дальше тот же уровень успеваемости.

В это время интересы части учеников связаны с учебными предметами, интересы некоторых обучающихся выходят за рамки школьной программы. Надо отметить, что интересы достаточно неустойчивы и легко меняются.

В познавательной сфере происходят следующие изменения:

1.Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определённой работы требуется больше времени.

2. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.

Урок построен с учётом этих возрастных особенностей и ориентирован на класс, в котором обучаются ребята с разным уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения различна у разных учащихся; у большей части обучающихся недостаточно развиты способности выделять главное, классифицировать и абстрагировать. В связи с этими особенностями обучающихся оптимальный вариант проведения урока - групповая форма работы с применением активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии. Для иллюстрации задания и релаксации используется видеоролик.

Цели урока/ занятия/ мероприятия


  • Создать условия для осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, формирования общеучебных навыков, активизации познавательной активности и самостоятельной деятельности.

  • Развивать познавательную самостоятельность при изучении нового материала.


  • Формировать умение правильно писать слова с чередованием гласной в корне.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


  • Развивать познавательную способность различать слова с проверяемой безударной гласной в корне и с чередованием гласной в корне.

  • Развивать умение обучающихся графически обозначать орфограммы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Актуализируют умение находить корень в словах, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Приобретут умение правописания корня -КОС- - -КАС-

Закрепят умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах;

(метод «Древо головной боли» при ознакомлении с новым материалом и при подведении итогов)

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Оборудование

Учебный материал, подлежащий усвоению: правописания корня -КОС- - -КАС-

Учебный материал, подлежащий актуализации: умение находить корень в словах

Учебный материал, подлежащий закреплению: правописания корня -КОС- - -КАС- ,

правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением

интерактивная доска или персональный компьютер, мультимедийный проектор и раздаточный материал

Ход урока.

Вступительное слово учителя (слайд 1-2).

- Здравствуйте. Тема нашего урока «Буквы о - а в корне кас - кос Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказочному лесу. Перед нами необычное дерево. Оно называется Древо головной боли, оно помогает нам осознать, какие задачи необходимо решить в ходе урока.

АМО «Древо головной боли» (плакат с изображением дерева, на ветви которого ученики будут прикреплять задачи урока, сформулированные ими)

(Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации).

-Чётко сформулируйте стоящую перед вами задачу.

-Определите и составьте список основных препятствий, которые нужно будет преодолеть.

-Расставьте препятствия по степени возрастания сложности

-Запишите на стволе, какова ваша задача.

-Запишите препятствия: более мелкие - на нижних ветвях, самые сложные - на верхних.

-Озвучьте, какие препятствия нам предстоит преодолеть.

-Сформулируйте цель урока.

Цель : узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и научиться распознавать слова с чередующимися гласными о-а в корне кас - кос .

А теперь мы пойдём по тропе Сказок. Но прежде расскажем, чего мы ожидаем от нашего путешествия, а чего опасаемся.

Выявление ожиданий и опасений

АМО «Дерево ожиданий»

Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются.



Знакомство с новым материалом. (слайд 3 - 4).

АМО «Сказочный сундук»

В сундуке подсказка - берестяная грамота. Необходимо правильно «прочитать» её, чтобы преодолеть одно из препятствий. Прочитайте «грамоту» и сделайте вывод,

-кос-

-кос-

-кас-

коса

коснуться

касаться

косить

коснётся

касание

косарь

прикоснулся

касается

- Какой из трёх столбиков в таблице лишний? Почему? (1 столбик, так как в нём даны слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением)

-Сравните два других столбика.

Дети анализируют таблицу и делают вывод:

Правописание букв о или а зависит от наличия или отсутствия суффикса а после корня.

Советы лесовичка

Познакомьтесь с правилом на стр.

(слайд 5) Знакомство с правилом:

В корне - кос-кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс а, и буква о, если этого суффикса нет..

(слайд 6) Узелок на память

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас» пиши всегда.

Тренировочные задания.

АМО «Тропа испытаний»

(слайд 7) Впереди - Тропа испытаний. Чтобы продвинуться дальше, необходимо выполнить задания Бабы Яги. Их, конечно, 3. Каждое труднее предыдущего.

Первое задание комментирует тот, кто понял материал и знает, как нужно выполнять.

1 задание: Запишите под диктовку слова с графическим объяснением выбора о-а в корне -кос - кас -

К саться рукой, нежное прик сновение, к..сательная линия, к сается всех, к снулся руки.

(слайд 8 - 9) 2 задание: Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне , в другой - с О в корне.

К..сательная линия, прик..саться к проводу, неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, что к..сается меня, слегка к..снулся, соприк..сновение рук, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..саться.

(слайд 10) Взаимопроверка

А

К..сательная линия, прик..саться к проводу, что к..сается меня, тебя это не к..сается, неприк..саемый, не прик..саться

О

неприк..сновенный запас, выполнять неук..снительно, прик..снулся к утюгу, неосторожное прик..сновение, к..снулся пальцем, слегка к..снулся, соприк..сновение рук

(слайд 11) 3 задание: Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке. Объясните, почему слово является лишним. (устное выполнение)

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

С испытаниями Бабы Яги мы справились успешно. Впереди - лесная полянка. Теперь можем передохнуть.

(слайд 12) Релаксация «На лесной полянке» (Танцевальные движения под песню «По грибы»)

Закрепление изученного материала

Тренировочные упражнения

АМО « Собери грибы в корзинку»

А сейчас посмотрим, кто больше соберёт грибов в корзинку. Каждое правильно записанное словосочетание приносит 1 гриб. Прежде чем пойти собирать грибы, послушайте советы Лесовичка, чтобы в корзинку попали только нужные грибы.

Советы Лесовичка (слайд 13) Обратите внимание на лексическое значение корня

Основные значения корня с чередованием-кос - кас-:

-Дотрагиваться до чего - нибудь или кого-нибудь

-Затрагивать что - нибудь в разговоре или письме.

-Иметь отношение к чему - нибудь или кому - нибудь.

(слайд 14) Например:

Весло коснулось воды. Крючок касается дна.

(Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь)

Это тебя не касается. Нет ничего, что не касалось бы честных людей.

(Иметь отношение к чему - нибудь или кому - нибудь)

Директор коснулся вопроса о дисциплине. (Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме)

Закрепление изученного материала

Тренировочные упражнения

(слайд 15-16) Выпишите слова с корнем -кос - кас- со значением:



1 вариант

-Дотрагиваться до чего - нибудь или кого-нибудь

2 вариант

-Затрагивать что - нибудь в разговоре или письме.

3 вариант

-Иметь отношение к чему - нибудь или кому - нибудь.

К..саюсь стены рукой, к..снитесь пола пальцами рук, русая к..са, к..сить траву, молодой к..сарь, к..сались новой темы, к..солапый мишка, к..сой угол, тоненькая к..сичка, пок..сившаяся изба, к..саться ногами коврика, тебя не к..сается, нас к..снётся, к..снулся трудного вопроса, лучи солнца к..саются верхушек деревьев, соприк..сается с идеей вечности.

Проверка. Подсчёт правильных ответов. (кладём грибы в корзину по количеству правильных ответов)

- У кого грибов больше?

- Какие словосочетания не относятся к орфограмме «Корень -кос - кас-»?

АМО «По кочкам через болото»

(слайд 18) Собирая грибы, мы сбились с дороги. Перед нами болото. По нему можно перебраться, если ступать с кочки на кочку. Можно будет наступить на столько кочек на болоте, сколько правильных ответов будет дано. Переход осуществляется только в том случае, если можем наступить на 10 кочек и более.

(слайд 19) Распределите слова по орфограммам (дети по очереди устно объясняют написание слов, ученики выполняют эту работу на интерактивной доске):

Гласные в корне не чередуются

Слова для анализа

Гласные в корне чередуются

косой

костяной

коснусь

косичка

касательная

касание

каска

косарь

косолапый

прикосновение

касаться

коснуться

Итак, мы вернулись на сказочную тропу. И испытания продолжаются .

АМО «Загадки Лесовичка»

1 загадка

1.Лесовичок давал нам советы и подсказки, а сейчас он предлагает нам игру «Четвёртое лишнее». Нам предстоит отгадать, какое слово в столбике является лишним, и обосновать свой ответ.

(слайд 20 )

Игра «Четвёртое лишнее»

лёгкое прик..сновение

неприк..сновенный запас

к..сательная линия

точки соприк..сновения

к..сается каждого

к..снуться вопроса

к..сой заяц

к..сить траву

к..сается крылом

прик..снулся к лицу

к..сающийся реформ

осторожно прик..саться

2 загадка

«Найдите самого грамотного»

(слайд 21-22) Проверочная работа (перфокарта)

Вставьте пропущенные буквы

  • Оз..ренный радостью

  • Бл..стеть на солнце

  • Бл..стать в обществе

  • К..саться острых проблем

  • К..снуться вопроса

  • Выр..щенный росток

  • Выр..сли в деревне

  • Предпол..гаемые предметы

  • Предпол..жить худшее

  • Прил…гаемые усилия

  • Легкое прик…основение

  • Бл…стающий на балу

  • Вьющееся р…стение

  • Заг…реться от искры

  • Зам…реть от восторга

  • Соч…тание звуков

  • Разж….гать вражду

  • Соб..рательный образ

  • Чуть приг..реть

  • Соб..рутся компанией

Взаимопроверка

А теперь посмотрим, кто справился с заданием без ошибок. Поставьте оценку «5».

У кого 1 - 2 ошибки, ставим оценку «4».

У кого 3 - 4 ошибки, ставим оценку «3».

У кого 5 ошибок и больше, получает оценку «2».

Мы вышли к озеру. Чудесная картина открылась нашему взору. Попробуйте её описать и оставить на память Лесовичку.

(слайд 23-24) Развитие речи. Сочинение - миниатюра по картине на тему « На озере »

Составьте 4-5 предложений по картине, используя словосочетания:

к..снулся камышей, лёгкое прик..сновение, к..сается глади озера, к..снётся берега

(Например: Ранним утром солнечные лучи осторожно касаются холодной серебристой глади озера. Легкий ветерок коснулся камышей, и они зешевелились, зашелестели. Лёгкое прикосновение ветерка к воде породило рябь на озере. Первая волна сейчас коснётся берега и разбудит его.)

Чтение получившихся миниатюр.

(слайд 25) Слово учителя:

Рефлексия. АМО «Древо головной боли»

Итак, мы вернулись к нашему волшебному дереву. Давайте посмотрим, как мы справились с препятствиями

. - Что усвоили на уроке?

- Что показалось вам интересным?

- В чём испытали затруднение?

На дерево ожиданий и опасений приклейте ваши листочки

Оправдались ли ваши ожидания и опасения? Чьи мнения совпали с полученными результатами?

(слайд 26 -27) Домашнее задание (на выбор)
1)Составьте текст из 7-10 предложений
, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы о - а в корне раст - рос- ращ- ». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

2)Индивидуальные карточки по желанию( раздаточный материал)

Над степью разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к расст…лающейся р…внине. Белый туман еще клубился в зар…слях шиповника, когда подр…стающие д…ревца покл…нились солнцу. Ж…лтые лютики, распол…жившиеся у ручья, обм…кнули листья в прозрачную воду. Пор…внявшись с ручьем, зам…рла проб…равшаяся к норке ящерица. Капли р…сы бл…стели на вым…кшей за ночь траве. Степь, оз…ренная солнцем, предст…вляла собой удивительное соч…тание красок.

Спасибо за урок (слайд 28).


© 2010-2022