Рабочая программа Литература. 7 класс. Бунеев

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа».

Рассмотрено:

МО______________________

Протокол №

от «____» ___________ 2015 г.

Руководитель МО

__________________________

Согласовано:

«____» _____________ 2015 г.

Заместитель директора по УВР

_________________________

_________________________

Утверждено:

Приказ №__________

от «_____»____________2015 г.

Директор МОУ ИРМО

«Марковская СОШ»

____________Е.В. Ехлакова




Рабочая программа

по литературе

для 7А класса

(общеобразовательный уровень)

Учитель Боровская Лариса Владимировна

высшая квалификационная категория.



Рабочая программа составлена на основе

Программы по литературе для основной школы. 5-11 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва БАЛАСС 2010




2Рабочая программа Литература. 7 класс. Бунеев015-2016 учебный год.


I. Пояснительная записка.

Актуальность программы состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем). Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.

Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Задачи обучения:

1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Формы и методы преподавания:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

  1. Комментированное и выразительное чтение

  2. Литературоведческий анализ лирического текста.

  3. Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;

  4. Проблемный диалог, беседа, дискуссия;

  5. Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;

  6. Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);

  7. Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;

  8. Творческие работы, анализ работ, редактирование.

  9. Интеллект - карты, кластеры

В связи с тем, что учащиеся 7А класса с высоким уровнем мотивации и с высокими интеллектуальными способностями, в своей работе для развития личности с развитыми навыками исследовательской, проектной и поисковой деятельности, высоким уровнем культуры планируется применение проектных, исследовательских и поисковых технологий. В содержании программы расширен диапазон тем уроков, тематики творческих работ, запланировано выполнение учащимися проектных и исследовательских работ, которые позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей, воспитание любви к литературе .Данные запланированные работы, расположенные в разделе «Содержание программы», выделены курсивом. Работа над проектом позволяет развивать познавательные творческие навыки учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков литературы. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий.

Для контроля учащихся используются следующие виды контроля: сочинения, анализ произведений, тесты, контрольная работа, чтение наизусть; самостоятельные и проверочные работы (выполняются в «Тетради по литературе. 7-й кл.» (к учебнику «Шаг за горизонт»)/ Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева)

Место предмета «литература» в базисном учебном плане.

Согласно учебному плану ОУ МОУ ИРМО «Марковской СОШ» на 2015/2016 учебный год в 7 классе отведено на обучение литературы 2 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование учебного материала составлено в соответствии с авторской программой основного общего образования по литературе 2 часа в неделю, всего 69 часов. (см. Приложение)

II. Содержание разделов и тем курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель.

Раздел 1. Я и мое детство

Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы.

Для текстуального изучения.

А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.

М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.

С. Есенин «Письмо матери».

Для обзорного изучения.

М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.

Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.

Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».

Теория литературы.

Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции.

Раздел 2. Я и я…

Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.

А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.

Проект «Историческая основа произведения В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»»

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (главы). Обзор Истинная слепота и духовное прозрение героя.

Творческая работа "Мои мысли о книге "Слепой Музыкант"

Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.

К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.

Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Теория литературы.

Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма.

Раздел 3. Я и другие

Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.

Для текстуального изучения.

В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.

А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).

Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.

Исследовательская работа «Уроки доброты в произведении В.Распутина «Уроки французского»»

О.'Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.

Для обзорного изучения.

В.К. Железников «Чучело» (главы).

Творческая работа «Над чем меня заставила задуматься повесть В. Железникова "Чучело"?»

Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой».

Проект «Сделай доброе дело»

Теория литературы.

Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее

Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.

Для текстуального изучения.

М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.

Исследовательская работа «Человек интересной судьбы»

Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.

Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Для текстуального и обзорного изучения.

Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...».

Сонеты В. Шекспира, стихи о любви: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины - они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».

Проект . Иллюстрированный сборник стихов «Любимые стихи »

Теория литературы.

Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.

Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.

Обобщение. Итоги года

III. Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание тем

Введение

1

Раздел1

Я и моё детство

13

В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа.

Раздел 2

Я и Я

23

Второй раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста.

Раздел 3

Я и другие

15

Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой».

Раздел 4

Я и мир: вечное и преходящее

14

Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского и др. анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.

Обобщение

3

Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом. Совершенствовать навыки выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

Итого

69

IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей

• основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать сочинения разных жанров на литературные темы

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Анализ, сравнение, сопоставление, классификация

  2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  3. Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  4. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  5. Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  6. Умение воспринимать звучащую речь

  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.

  9. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.

Виды и формы работы учащихся.

-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.

-составление аннотаций и отзывов на книгу;

-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);

-проведение семинарских занятий;

-проведение лабораторных работ по анализу текста;

-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);

-сочинения различных видов и жанров.

- составление интеллект - карт, кластера

V. Критерии и нормы оценки.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей ноэстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 89 - 70 %;
«3» - 69 - 50 %;
«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы роверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

VI. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2011

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. - М.: Баласс, 2010.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.

5. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2011

Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX вв.».

Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

Список Интернет-ресурсов

Федеральный портал «Российское образование» edu.ru

Российский общеобразовательный портал school.edu.ru

Российский портал открытого образования openet.edu.ru

Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» neo.edu.ru

Информационно-образовательный портал Тюменской области tmn.edu.ru/

Учительская газета ug.ru

Газета «Первое сентября» ps.1september.ru

Газета «Литература» lit.1september.ru

Всероссийский интернет-педсовет pedsovet.org

Олимпиады для школьников: информационный сайт olimpiada.ru

Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся unk.future4you.ru

Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании edu-all.ru

Приложение



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

Класс 7 «А»

Учитель - Боровская Лариса Владимировна

Количество часов

Всего 69 часа; в неделю 2 часов.

Планирование составлено на основе программы по литературе для основной школы. 5-11 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва БАЛАСС 2010

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Учебник для 7 класса. Год после детства. В 2 -х кн. - по 224 с., ил.- Изд. 2-е, перераб. и доп. , 2010





№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Дата

Корректировка

Форма организации учебных занятий

Виды контроля

Творческие работы

I четверть (16 часов)

Введение (2 ч)

1

Становление читателя.

Твой читательский дневник.

Трудный путь к станции «Я».

1

03.09


Комбинированный



2

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы.


04.09


Комбинированный



Раздел 1. Я и моё детство (14 ч)

3

Стихи-воспоминания о детстве:

И.А. Бунин. «Детство»

К.М. Симонов «Тринадцать лет…»

1

10.09

Комбинированный



4


Роль отрочества в становлении личности автора.

Герцен. «Былое и думы» (главы) как образец мемуарной литературы.

1

11.09

Комбинированный



5

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы)

Внутренний мир героя.

Образы матери и отца, образ Натальи Савишны.

1

17.09

Комбинированный



6

Входная контрольная работа


18.09


Контроль

знаний

Контрольная работа


7


Л.Н. Толстой. «Отрочество» (главы).

Нравственное становление личности.

Автобиографическая и мемуарная литература.

1

24.09


Усвоение новых знаний



8

Обучающее сочинение-размышление о маме «Пусть всегда будет мама»

1

25.09


Развитие речи

Сочинение


9

А.А. Тарковский. «Белый день»

М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор.

«В субботу».

Особенности мемуарной литературы.

1


01.10


Усвоение новых знаний



10

С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). «Письмо матери»

Образ родительского дома.

1

02.10


Комбинированный

Наизусть


11


М. Горький. «Детство» (главы)

Семья Кашириных. Тяжёлые картины детства

1

08.10

Комбинированный

Анализ эпизода


12

Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении.

Образ бабушки. Алеша и Цыганок. Алеша и Хорошее Дело.

1

09.10

Комбинированный



13

М. Горький. «Детство» (главы).

Рубцы на сердце человека.

1

15.10

Комбинированный



14


Ш. Бронте. «Джен Эйр» (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографическом произведении.

1

16.10

Комбинированный



15

Сочинение- рассуждение «Человеческую ласку на базаре не купишь»

1

22.10


Развитие речи

Сочинение


Раздел 2. Я и Я (21ч)

16

Нравственные проблемы художественной литературы. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике.

Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью?

1

23.10

Комбинированный



17

В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Володя и куркули. Володя и одноклассники.

Муки человеческой совести.

1

29.10

Комбинированный



18


В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Володя и отец.

Трудный процесс пробуждения совести.

1

30.10

Комбинированный

Проект «Историческая основа произведения В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»»

II четверть

19

Р.Р. Обучающее сочинение по повести Тендрякова

1

12.11


Развитие речи

Сочинение


20

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (главы). Обзор

Истинная слепота и духовное прозрение героя.

1

13.11


Комбинированный

Творческая работа "Мои мысли о книге "Слепой Музыкант"

21

Л.А. Кассиль. «Ранний восход» (главы). Обзор

Духовное становление героя.

1

19.11

Комбинированный



22

АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение.

1

20.11

Комбинированный

Наизусть


23

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания повести.

Семейство Гринёвых. Семейство Мироновых.

1

26.11


Усвоение новых знаний

Характеристика литературного героя(мини-

сочинение)


24

Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин.

Роль эпиграфа в произведении.

1

27.11


Комбинированный

Сочинение-миниатюра «Береги честь смолоду».


25

Образ Пугачева в повести. Преступник и благодетель. Анализ эпизода.

Нравственные уроки произведения.

1

03.12


Усвоение новых знаний

Анализ эпизода


26

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство» в маленькой трагедии.

1

04.12


Комбинированный

Тест


27

Сочинение-размышление или сочинение-характеристика.

1

10.12


Развитие речи

Сочинение


28

Н.П. Огарев. «Хандра».

А.В. Макаревич. «Пока горит свеча»

1

11.12

Комбинированный

Анализ

стих-ия

Наизусть


29

Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула»

Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

1


17.12

Комбинированный



30

Промежуточная контрольная работа

1

18.12


Контроль знаний

Контрольная работа


31

Работа над ошибками

1

24.12

Комбинированный



32

Анна Франк. «Погибель» (дневник).

Духовное становление человека в страшные годы войны.

1

25.12

Комбинированный




III четверть

33

Б.Ш. Окуджава. «Песенка о ночной Москве».

Ю.Д. Левитанский. «Диалог у новогодней елки».

1


14.01


Комбинированный

Наизусть

Анализ произведения


34

К.Г. Паустовский. «Жизнь Александра Грина» (фрагмент)

Отношение автора к творчеству Грина.

Художественное своеобразие повести.

Смысл названия повести.

1

15.01


Усвоение новых знаний



35

А. Грин. «Алые паруса» (в сокращении).

Вера в прекрасное и мечта о счастье.

1

21.01

Комбинированный

Тест


36

А. Грин. «Алые паруса» (в сокращении).

Сотворение чуда для любимого человека. Анализ эпизода.

Приемы создания характера литературного героя.

1

22.01

Комбинированный

Анализ эпизода


37

Контрольная работа по 2 разделу.

1

28.01


Контроль знаний

Контрольная работа


Раздел 3. Я и другие (14 ч).


38

Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.

Р. Киплинг. «Заповедь». Человек и окружающий его мир.

1

29.01

Комбинированный



39

В.К. Железников. «Чучело» (главы). Обзор.

1

04.02

Комбинированный

Тест


40

В.К. Железников. «Чучело» Преданность и предательство.

1

05.02

Комбинированный

Анализ эпизода


41

В.К. Железников. «Чучело» Взаимоотношения личности и коллектива.

1

11.02

Комбинированный

ТТворческая работа «Над чем меня заставила задуматься повесть В. Железникова "Чучело"?»

42

Н.А. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц»

Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире.

1

12.02

Комбинированный

Наизусть


43

А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия» (в сокращении)

Взаимоотношения личности и коллектива.

Воспитание «таланта человечности».

1

18.02

Комбинированный

Рецензия на прочитанную книгу (домашнее сочинение)


44

А. Яшин. «Спешите делать добрые дела»

1

19.02

Комбинированный

Анализ стихотворения

Наизусть

Проект «Сделай доброе дело»

45

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

1

25.02

Комбинированный



46

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

1

26.02

Комбинированный

Тест


47

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

1

03.03




Исследовательская работа Уроки доброты в произведении В.Распутина «Уроки французского

48

В.М. Шукшин. «Крепкий мужик»

Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей.

1

04.03


Усвоение новых знаний



49

О.Генри. «Дары волхвов»

Красота души героев

1

10.03

Комбинированный



50

А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...»

Б.Ш. Окуджава. «Прощание с новогодней елкой». Авторская позиция в оценке литературного героя.

1

11.03

Комбинированный

Наизусть


51

Контрольное сочинение - рассуждение по разделу «Мое представление о совести, добре и человечности»

1

17.03


Развитие речи

Сочинение


52

Контрольная работа по 3 разделу.

1

18.03


Контроль знаний

Контрольная работа


IVчетверть

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (14 ч)

53

Вечные вопросы бытия.

Д.С. Самойлов. «Зрелость»

1

31.03

Комбинированный



54


М.А. Шолохов. «Судьба человека»

Судьба обычного человека в тяжелое военное время.

1

01.04

Комбинированный



55

М.А. Шолохов. «Судьба человека»

Нравственный стержень характера А.Соколова. Особенности композиции рассказа

1

07.04

Комбинированный

Характеристика литературного героя

Исследовательская работа «Человек интересной судьбы»

56

В.В. Быков. «Круглянский мост» (главы). Обзор

1

08.04

Комбинированный



57

Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...»

Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.

1

14.04

Комбинированный



58

Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель». Обзор

Подвиг учителя

1

15.04

Комбинированный



59

А.А. Вознесенский. Сага.

Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...»

1

21.04

Комбинированный

Наизусть


60

К.Г. Паустовский. «Мещорская сторона»

Бескорыстная любовь к родине.

1

22.04

Комбинированный



61

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Читаем стихотворение Пушкина выразительно

1

28.04

Комбинированный

Наизусть


62

Сочинение-рассуждение.

1

29.04


Развитие речи

Сочинение


63

Итоговая контрольная работа

1

05.05


Контроль знаний

Контрольная работа


64

Работа над ошибками

1

06.05

Комбинированный



65

Семинар по теме «Лирика русских поэтов»

1

12.05

Комбинированный

Проект . Иллюстрированный сборник стихов «Любимые стихи »

66

Анализ лирического текста

1

13.05


Усвоение новых знаний

Анализ


Обобщение (3 ч).

67

Мир твоей литературы.

1

19.05

Комбинированный

Тест


68

Читательская конференция.

1

20.05

Комбинированный



69

Защита проектов по теме «Круг моего чтения»

1

26.05


Проектная деятельность

Защита проектов



Итого

69





18


© 2010-2022