Интеллектуальная игра для 8 – 9 классов «Крестики-нолики»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра для 8 – 9 классов «Крестики-нолики»Интеллектуальная игра для 8 – 9 классов «Крестики-нолики»Интеллектуальная игра для 8 – 9 классов «Крестики-нолики»Интеллектуальная игра для 8 – 9 классов «Крестики-нолики»Интеллектуальная игра для 8 - 9 классов

«Крестики-нолики»


Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, технологии

Цели:

Образовательные:

- получить новые знания и систематизировать уже имеющиеся знания и представления о характерных признаках зимы в природе.

- расширить знания детей в области устного народного творчества

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление.

-побуждать детей думать, размышлять

- умение высказывать свое мнение, доказывать его правоту.

- развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

- привитие интереса к творчеству.

- развитие толерантности и культурности.

- повышение информационной насыщенности.

Правила игры:

  • Для участия в игре формируются две команды

  • По жребию определяется знак команды. Одни участники становятся «крестиками», другие - «ноликами».

  • В ходе отборочного тура одна из команд получает право первого хода и выбирает квадрат с заданием. Далее по очереди.

  • Если команда не отвечает на вопрос - право ответа переходит к другой.

  • Ведущий вручает командам отличительные знаки. Каждому члену жюри вручаются две таблички «0» и «х». (Жюри по окончании каждого конкурса поднимает табличку со знаком выигравшей, по его мнению, команды).

  • После каждого раунда подводится итог: в выбранный квадрат ставится знак команды- победительницы - крестик или нолик.

  • Разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Командам выдается пара вопросов в соответствии с темами - если одна команда правильно ответила на вопрос - в клетке ставится ее знак, если обе - оба знака. Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.

  • В конце игры определяется команда-победительница. Вручаются призы.

-Успех команд будет зависеть от каждого участника команды.

- Пусть для каждого из вас будут девизом слова:

« Один за всех, и все за одного!»

Команде добавляется еще 2 балла, если ей удается проставить свои значки в ячейках так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией (по диагонали, вертикали или горизонтали).

Ведущий

Русский язык - необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.

отборочный тур пройдет под названием «Байга». Каждой команде предлагается ответить за одну минуту как можно на большее количество вопросов. Если же вы не знаете ответ или затрудняетесь ответить, то нужно сказать: «Дальше!» (Жюри и зрители считают правильные ответы)

КРЕСТИКАМ:

  1. Какие знаки ставятся в конце предложения.

  2. Как пишутся имена и фамилии людей?

  3. На какие две группы делятся все звуки и буквы?

  4. Сколько гласных букв в русском языке?

  5. Как узнать, сколько в слове слогов?

  6. Что такое предложение?

  7. Что такое подлежащее?

  8. Из чего состоит предложение?

  9. Как переносится слово?

  10. Что стоит перед корнем?

  11. Как иначе называются родственные слова?

  12. Выделение голосом одного из слогов в слове.

  13. Как называется общая часть родственных слов.?

  14. Как пишутся предлоги с другими словами?

  15. Сколько гласных в слове «медведица»?

  16. Сколько букв в слове «слива»?

НОЛИКАМ:

  1. С какой буквы пишется первое слово в предложении.

  2. Как обозначаются звуки на письме?

  3. Сколько гласных звуков в русском языке?

  4. Какой звук образует слог?

  5. Сколько букв в русском языке?

  6. Может ли слово состоять из одного слога?

  7. Что такое алфавит?

  8. Что такое сказуемое?

  9. Из чего состоит наша речь?

  10. Переносится ли слово из одного слога?

  11. Что стоит после корня?

  12. Проверочное слово к слову «ветвистый»?

  13. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

  14. Какие буквы могут обозначать два звука?

  15. Сколько слогов в слове «машина»?

  16. Подлежащее подчёркивается…

Команда, ответившая на большее количество вопросов, первая выбирает поле.

Задание 1 « Четвертый лишний».

(Команды получают карточки с одинаковыми группами слов).

-Одно слово в каждой группе лишнее.

Задание - найти его , зачеркнуть и объяснить, почему так решили.

(Побеждает та, которая первая выполнила быстрее и правильно).

Рослый, вырос, роса, росток.

Удивительный, дивный, диванный, удивленный.

Слониха, слоновый, прислонился, слоненок.

Горный, пригорок, гористый, пригорел.

Цитрус, процитировать, цитата, цитатный.

Задание 2 «Сила Пунктуации»

Как богат наш язык! Сотни тысяч слов помогают нам каждый день выразить свои мысли, чувства, решить возникшие трудности, прийти к нужному решению. Из слов, как вы знаете, мы можем составить словосочетания и предложения. А что мы получим, если свяжем предложения по смыслу и грамматически? Правильно, текст. Но записать нужные слова это полдела. Порой смысл фразы зависит от знака препинания. Помните фразу из сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»: «Казнить нельзя помиловать». Мне вот в руки попался какой-то непонятный текст - в нём нет ни одного знака препинания. Может быть, вы мне поможете и вычлените предложения из этого текста?

.В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная та кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Задание 3 «Грамотей»

Тонким перышком писать, промокашкой промокать уж давно не учат в современной школе, но глаголы проспрягать будут на дом задавать и сейчас, и через год, и через сто лет.

Легче ребус разгадать, чем глагол "хотеть" спрягать,

я потею, ты потеешь, мы потеем.

Я хочу, и хочут все, хочем мы - хохочут все.

Почему? Я не пойму, не разумею.

Начинаю вновь спрягать, окончания менять,

проспрягаю-ка я во втором спряженьи:

ты хотишь, и он хотит...

В классе смех опять стоит,

а учитель покраснел от возмущенья.

Ты в учебник не смотрел.

Мы хотим, чтобы ты сел.

Нужно проспрягать глагол хотеть

У меня на слово "хочем" аллергия.

Окончанье с буквой "е"

лишь в единственном числе,

а во множественном - с гласными "и", "я"

Задание 4 «Подскажи словечко»

- Здесь надо закончить пословицу.

  1. Мороз не велик, а стоять …..( не велит)

  2. Любишь кататься, люби и саночки…..(возить).

  3. Зима без снега - лето без….(хлеба)

  4. Декабрь год кончает, а зиму……(начинает)

  5. Январь - году начало, зиме……(середина)

  6. Снегирь прилетит - о зиме…..(известит)

  7. Береги нос в большой….(мороз)

  8. У февраля два друга - - мороз да…..(вьюга)

  9. Месяц январь - зимы … (государь).

  10. Снег на полях - хлеб в … (закромах).

Задание 5 «Черный ящик»

В ящике спрятан предмет, который имеет отношение к нашей теме «Зима». Вы должны угадать, задавая вопросы. Я могу отвечать только «Да» или «Нет» ( В ящике - варежки)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Задание 6 Соответствие»

Издревле декабрь называли «зимник», «студень», «стужайло». В декабре говорили: «Тепло из глаз течет», то есть мороз прошибает до слез.

Январь - первый месяц года - наши предки называли просинцем, потому что в это время на низком и хмуром небосводе появлялись синие ясные островки. Славяне называли январь еще и сечнем (от слова «сечь»). В январе секли, то есть рубили леса, чтобы подготовить к весне новые земли для посевов. А в пословицах январь - году начало, зиме середина. Он как бы рассекает зиму пополам. Были у января и другие имена, данные разными славянскими народами: зимец, прозимец.

Февраль у славян имел несколько названий: снежень - за то, что много снега, лютень - за лютые метели; бокогрей - за то, что начинает с боков пригревать солнышко.

Декабрь «ледень» ( леденящий морозами)

Январь «студеный».

Февраль - «межень» (потому, что он межа между зимой и весной);

Задание 7 «От простого к сложному»

Что такое предложенье,

Знаете вы без сомненья,

и надеюсь без проблем

справитесь с заданьем семь.

Перед вами предложенья

Разграничить их сумейте,

Отделите все простые.

Сложные есть? но какие?

Перед вами пять предложений, найдите среди них простые , сложные, у последних определите тип.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей…

И земля, под весенними ласками

Наряжаяся тканью зеленою,

Переполнила звездными сказками

Мою душу, безумно влюбленную.

Знают все: обычно кот
Дом хозяйский "стережет".

Задание 8 «Чудослова»

- Неисчерпаемы возможности русского языка. Видите, в трудных случаях одна часть речи помогает другой, и нам всё становится ясно и понятно. А ещё русский язык очень любит различные фокусы. Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Например (записывает на доске), возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирки» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие.

Карточка с заданием:

Колос

Сила

Пила

Весна

Тело

Пальто

Лакей

Подвода

Мошкара

(Ответы - сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка)

Задание 9 «Седьмой падеж»

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому и без перевода. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском падеже. Его употребляли при обращении. Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например у , С Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Чего тебе надобно, старче? В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением.

Вопрос: - Какую роль в русском сейчас выполняет звательный падеж?

(В современном русском языке звательный падеж выполняет функцию обращения)

Игра со зрителями:

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)
3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
6. Какой месяц короче всех? (Май)
7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
9. В каком месяце люди больше всего разговаривают? (В феврале)

  1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

  2. Какой частью речи - числительными или существительными - являются слова тысяча, миллион, миллиард? ( Числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? и могут быть записаны цифрами)

  3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твоё имя)

  4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? ( Насмешливый - «любящий усмехаться», а смешливый - «тот, кого можно легко рассмешить»)

  5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

  6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую структуру? (фонетика)

  7. Назовите слова, которые читаются слева направо и наоборот. ( тот, шалаш, Анна.)

  8. В каких словах по сто согласных? ( стог, стон, стол, сток, стоп)

  9. Определите род у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза?

( это существительные общего рода)

  1. Назовите слова, которые начинаются с четырёх гласных. ( всплеск, взгляд, встреча)

  2. В названии каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук

р и н ? (январь, сентябрь, октябрь, декабрь, июнь)

  1. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел - могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? ( 2, 4)

  2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (бор - стальное сверло, употребляемое в зубоврачебной практике)

  3. Какую часть слова можно найти даже в земле? (корень)

  4. С помощью какого суффикса слова нож и ноги становятся одним словом?

( суффикс -ищ- : ножищи)

  1. Родственны ли слова пот и потолок? ( нет, в их значениях нет ничего общего)

  2. О каком правиле правописания идёт речь в стихотворении:

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало…

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где и, а где же ы?

  1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (именительный)

  2. Это чудо света возникло в 5 веке до нашей эры. И существовало оно среди опалённого солнцем знойного Вавилона только благодаря холодной колодезной воде. По легенде, накануне этого чуда, появилась огненная рука, начертавшая на стене три слова. (ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА)

  3. Имя возлюбленной Дон Кихота. (Дульсинея)

Зритель, набравший наибольшее количество жетонов, имеет право отдать 1 балл любой команде.

Подведение итогов игры.

© 2010-2022