Архаизмы интегрированный урок во 2 классе ФГОС

Урок преподаётся во втором классе начальной школы. Работа ведётся по программе «Начальная школа ХХI века». Автор учебника С.В.Иванов. Урок по теме «Устаревшие слова» изучается в рамках тематического блока учебника под названием «Как устроен наш язык». По программе предусмотрено на эту тему два урока. Данный урок изучается первым.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Вертячинская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»




Конспект урока русского языка

во 2 классе

Устаревшие слова

Осьмухина Наталия Ивановна, учитель начальных классов I квалификационной категории









Пояснительная записка:

Урок преподаётся во втором классе начальной школы. Работа ведётся по программе «Начальная школа ХХI века». Автор учебника С.В.Иванов. Урок по теме «Устаревшие слова» изучается в рамках тематического блока учебника под названием «Как устроен наш язык». По программе предусмотрено на эту тему два урока. Данный урок изучается первым. Это урок открытия нового знания.

Урок расчитан на работу в классе 20 человек. Уровень подготовки базовый. Форма организации урока: работа в парах.

Технологические особенности: умение работы на компьютере, возможность каждого ребёнка работать в собственном режим.

Урок начинается с организации класса. Используется стихотворение о правилах посадки при письме, которое нацеливает обучающихся на сохранение своего здоровья.

Следующий этап - минутка чистописания. На этом этапе решаются такие задачи как: развитие самооценки, совершенствование каллиграфического письма, работа со словарными словами, повторение изученных правил.

Третий этап урока - целеполагание и мотивация. Задаются проблемные вопросы с помощью которых дети сами определяют тему урока, цель урока и задачи которые необходимо решить для достижения цели.

Четвёртый этап -открытие учащимися «нового знания», основывается на уже имеющихся знаниях обучающихся . На данном этапе даётся задание для работы в парах., это помогает учителю развивать коммуникативную функцию урока. В процессе этого этапа урока необходимо добиться осознания и осмысления обучающимися темы урока. Для этого применяются карточки с заданиями, беседа с использованием презентации.

Пятый этап урока предполагает первичное закрепление полученных знаний. Здесь для работы нужны толковые словари, тексты из литературных произведений, что позволяет учителю реализовать частично-поисковые методы обучения. На данном этапе применяется тренинг для обучающихся, что предполагает работу каждого ученика с компьютером.

Следующий этап - подведение итога, рефлексия. Зафиксировать новое содержание урока. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. На этом уроке использовалась рефлексия содержания учебного материала.

Методическая записка с обоснованием инновационного подхода к процессу обучения. Использование интерактивных способов обучения (работа в группах, парах)

Специфика инновационной деятельности учителя начальной школы определяется ориентацией данной ступени обучения на приоритетное развитие познавательной активности детей, их мыслительных способностей, а также - учебной деятельности как организационной основы активной познавательной деятельности в школе. Инновационная работа достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение, как известно, построено «на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» /Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М,: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с./

К основным формам и методам интерактивного обучения относят дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т.д.), игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в классе возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Так на уроках я использую метод группового обучения, работу в парах. Интерактивные методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в процесс совместного решения проблемы. Это способствует поисковой активизации учащихся, создает ситуацию успеха, творческого сотрудничества. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение. На уроках я поощряю составление учащимися вопросников по изучаемому материалу, не даю знания в готовом виде, а путём использования проблемных методов обучения, предлагаю обучающимся продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить, использую тренинговые задания. Также в своей деятельности я использую метод проектов (исследования), ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Главная задача для меня организовать совместный поиск решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Инновационный подход к процессу обучения требует от меня умения выслушать всех желающих, не отвергнув ни одного ответа, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Тема урока: Устаревшие слова

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации.

Задачи урока:

Образовательная -ввести понятие «устаревшие слова», наблюдать за словами, вышедшими из употребления; научиться понимать смысл устаревших слов.

Развивающая - развивать умение пользоваться словарем; развивать познавательный интерес.

Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

воспитывать любовь к родному языку.

Форма организации урока: работа в парах.

Средства обучения : учебник, толковые словарик, презентация, тренинг, карточки.

Технологические особенности: возможность каждого ребенка работать в собственном режиме.

Этапы работы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

1

Организационный момент.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу.

ЗАДАЧИ: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; ориентировать обучающихся на бережное отношение к своему здоровью.

МЕТОД: словесно - наглядный.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Читает стихотворение:

Вы тетрадь свои откройте

И наклонно положите.

Я от вас друзья не скрою

Ручку, вы, вот так держите

Сядьте прямо , не согнувшись,

За работу вы возьмитесь.

Запишите число. Классная работа.

2

Чистописание.

Цель: совершенствование каллиграфического письма.

Задачи:

Продолжить совершенствование каллиграфического письма.

Повторить ранее изученный материал для открытия нового знания.

Оценить выполненную работу.

Познакомить с новым словарным словом.

Методы: вариативные, возможности индивидуального выбора, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе применения индивидуальных эталонов достижения .

(Личностные УУД)

Организует актуализацию знаний.

На доске написано:

ЗЗЗ

За зе зм

Заяц зебра здоровье

-Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Сегодня мы будем писать букву З. Дайте ей характеристику.

-Выберите из трёх две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво. После работы сделайте оценку своей работы на полях.

-Найдите лишнее слово в третьей строке.

-Объясните, почему вы так решили.

-Вспомним, что мы называем лексическим значением слова.

-Где мы можем найти объяснение лексического значения?

Слайд 2.

-Какое лексическое значение у слова «здоровье»?

-Прочитайте словарную статью из словаря Ожегова С.И.

-Это слово непроверяемое. Произнесите это слово шепотом друг другу, а теперь - хором. Над каким слогом стоит ударение? Какую орфограмму в слове вы заметили?

-Чтобы лучше запомнить эту орфограмму - превратим букву О в обруч.

Слайд 3.

-Запишите слово. Подчеркните опасное место. Подберите ему родственное слово.

-Запишите его в тетрадь, подчеркните орфограмму.

3

Целеполагание и мотивация.

ЦЕЛЬ ЭТАПА:

Определить тему урока, цель и задачи.

ЗАДАЧИ: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Выявить затруднение.

Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организовать постановку цели урока.

Методы: подводящий к теме диалог, учебная проблема.


Уметь определять и формулировать тему, цель, задачи на урок с помощью учителя. (Регулятивные УУД)

-Еще в самом начале урока мы вспоминали о здоровье,я вам напоминала как надо правильно сидеть.

-В старину люди говорили: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока»

Слайд 4.

-Все ли слова в этой пословице вам понятны?

-Кто хочет узнать, что они

означают?

-А где можно узнать лексическое

значение слова?

-Слышали вы эти слова раньше?

-А почему эти слова не

встречаются больше в нашей

речи?

-Может кто-то уже догадался

какой будет тема нашего урок?

-Итак, тема нашего занятия - «Устаревшие слова».

-Какую цель мы поставим сегодня на уроке ?

-Цель нашего урока - познакомиться с некоторыми устаревшими словами.

-Чтобы добиться этой цели какие задачи мы поставим перед собой?

( научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение, подбирать к ним синонимы и грамотно, умело пользоваться словарями). Слайд №5

4

Открытие учащимися «нового знания».

ЦЕЛЬ ЭТАПА:

создать условия для получения новой учебной информации.

ЗАДАЧИ: Ввести понятие «устаревшие слова»; наблюдать за словами, вышедшими из употребления;

научиться понимать смысл устаревших слов;

развивать познавательный интерес;

воспитывать любовь к родному языку.

Метод:

прием эвристической беседы;

работа в парах.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться, работая в парах. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .

(Познавательные УУД)

-У каждого слова - своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают.

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще?

Прочитайте пословицы. Слайд №6

1. Всякий Еремей дело разумей.

2. Где сшито кое-как, там жди прорехи.

3. Пословица недаром молвится.

Сегодня мы будем работать в парах. Не забывайте о том , что работая в паре надо прислушиваться к мнению соседа.

Парой выберите одну пословицу , запишите.

Найдите в пословице устаревшие слова и подчеркните их.

Как вы понимаете эти пословицы?

Попробуйте заменить устаревшие слова современными словами - синонимами. Прочитайте ,что у вас получится.

Физминутка.

Слайд№7,№8,№

5

Первичное закрепление нового знания.

ЦЕЛЬ ЭТАПА:

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

ЗАДАЧИ:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Развивать умение пользоваться справочной литературой.

Метод: частично-поисковый; работа в парах; тренинг.


Уметь планировать своё

действие в соответствии с

поставленной задачей .

(Регулятивные УУД)

Уметь работать в паре, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе новых знаний.

(Познавательные УУД)













Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД )

- Следующее задание называется «Найди пару». В первом столбике устаревшие слова , а во втором их современные синонимы соедините их стрелочками. (раздаются карточки)

1 карточка

Изгородь армия

Войска неряха

Замарашка забор

2 карточка

Челядь еда

Чужеземец народ

Кушанье иностранец

3 карточка

Хата лодка

Шлюпка аромат

Благоуханье дом

Прочитайте, что получилось. Запишите устар.сл. и их синонимы.

- Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь - меняются и слова. Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живёт в течение нескольких столетий, но живёт с разными значениями.

Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке?(инструмент)- на экране слайд №10.Баян - большая гармошка со сложной системой ладов. Он был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие строившие крейсер «Баян» (слайд №11). Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в 12 веке слово Баян было именем, так звали древнерусского певца, поэта (слайд №12). В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено именно в этом значении:

«Все смолкли, слушают Баяна.

И славит сладостный певец

Людмилу - прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец».

Поэтому слово «баян» прожило в языке три жизни, т.к. в разные времена это слово обозначало различные предметы.

-Назовите .какое значение было самым первым.

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени (выставка словарей).

Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке. А язык - это наше богатство, наше наследие которое надо беречь.

-Чтобы справиться со следующим заданием вам понадобится ваш толковый словарик в учебнике. Каждая пара получит карточку с текстом из сказки. Прочитайте, найдите устаревшие слова.

1 карточка.

Жили - были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в доме не было. Что делать? Пошла старуха, по сусеку поскребла и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на завалинку, с завалинки на дорожку - и убежал…

2 карточка.

…Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

3 карточка.

…И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощёлкивать перстами…

Узнайте в толковом словарике, что они означают?

Проверка. Чтение лексических значений.

Проверим, как вы запомнили слова, с которыми мы сегодня познакомились.

Тренинг. Слайд № 13 - 26 .

6

Подведение итогов. Рефлексия.

ЦЕЛЬ ЭТАПА:

Зафиксировать новое содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

ЗАДАЧИ:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся;

обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Метод: сообщение учителя;

подведение итогов самими учащимися.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Давайте подведем итог нашему уроку.

-Какое новое понятие мы узнали?

-Какие слова мы называем устаревшими?

-Сегодня мне было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Ребята, как вы считаете урок был трудным?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Закончи фразу : «Теперь я знаю…»

Ваша работа и ваше настроение показывает, что наш урок цели достиг и поставленные задачи выполнены. Спасибо за работу.

Задание на дом, включающее:

ЦЕЛЬ ЭТАПА: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.

ЗАДАЧИ: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.

Уметь приобретать новую информацию и преобразовывать её из одной формы в другую (Познавательные УУД)

Выбери себе домашнее задание по душе.

1.Составить кроссворд из устаревших слов.

2.Найти устаревшие слова в литературе.

3. Провести исследование.

Расспросить дедушек и бабушек ,какие устаревшие слова знают они. Записать их лексические значения.























© 2010-2022