Урок литературы 11 класс по поэме В. В. Маяковского Облако в штанах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 11 класс по поэме В.В.Маяковского Облако в штанахУрок литературы 11 класс по поэме В.В.Маяковского Облако в штанахМБОУ Комиссаровская СОШ









Урок по литературе 11 класс

на тему : " Творчество В.В.Маяковского. Поэма" Облако в штанах "





















Разработала : учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Коржова Марина Николаевна

Тема: Творчество В.В. Маяковского .Поэма «Облако в штанах».

Цель: познакомить с историей создания поэмы; обозначить тему поэзии; определить новаторство Маяковского и его место в русской поэзии ; отметить худ .-выраз . средства в поэме; дать их толкование ;сформулировать вывод о творчестве поэта.

Оборудование: учебник «Русская литература ХХ века 11 кл. ; метод.пособие «Русская литература ХХ в. 11 кл.» ; хрестоматия «Русская литература ХХ в. 11 кл. ; иллюстрация с портретами художника; иллюстрация к поэме « Облако в штанах .»

Тип: изучение нового материала

Вид: смешанный

Ход урока

1. Организационный момент

2 .Проверка дом.задания.

1)Сообщения подготовленных учащихся о причинах создания поэмы ,о том, кто стал прообразом лирической героини , о смысле поэмы.

2)Беседа по вопросам :

- Вы дома перечитали поэму ,ответьте на вопросы :

- Маяковского считал для себя поэму «Облако в штанах » программной вещью , но цензура основательно её «изуродовала». Что поэт рассказывал об этом и почему именно так он её назвал?(с.322-323 методы)

3. Изучение нового материала.

-Первоначально поэма называлась «тринадцатый апостол» ,но сам поэт сказал ,что не будет восстанавливать это название: свыкся .

С чем он смирился и смирился ли?-Она состоит из 4-х частей ,в которых звучит 4 крика: «Долой» . Что отвергал поэт в существующем строе? (долой вашу любовь , долой ваше искусство ,долой ваш строй ,долой вашу религию).

- О чем размышляет поэт в поэме? ( с 323)

(об основных устоях жизни).

-Что для поэта могло послужить толчком к размышлению о том ,какое место занимает поэзия в жизни ?

-О чём думает Маяковский ,провозглашая:

«Долой вашу любовь , долой ваше искусство ,долой ваш строй ,долой вашу религию?»

3) Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения обращайте внимание на худ.-выразит. средства.

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд

Метафоры гиперболы сравнение

(анализируют наиболее яркие ).

4) - В начале урока мы говорили о том , кто явился прообразом лирической героини, но у по поэта была большая любовь к др. женщине -Лилии Брик.

- О чем написал поэт в письме к ней ? ( с 315 учеб.зачитывают)

-Какие возможности по мнению Маяковского дает любовь? (318)

- Любовь для Маяковского это не гармония и не эйфория. Какие потребности возникают у поэта, испытывающего настоящее чувство ?( с 317)

5) Работа с худ. - выраз. средствами в поэме по вариантам. Работа с текстом ,выраз . чтен.

1-й в.-по ходу чтения отмечают олицетворения.

2-й в. - гиперболы дают толкование нескольким средствам ; находят

3-й в. - метафору примеры парцелляции .

4-й в .- оксюморон

5 -й в.- антитеза

6-й в.- эпитеты

6) Беседа по вопросам. Работа с текстом.

-Итак , возникают ассоциации ,касающиеся взаимоотношений мужчины и женщины. Верное ли это представление о теме поэмы? ( с 319)

- Почему тема любви не получает счастливого разрешения ? ( с 319)

- Да ,смысл произведения постоянно переводится в социальный план . Двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения. Всплеск страсти обуздывается , вводится напоминание об эпохе ,действительности ,полпредом которой выступает поэт. Но нужно ли было этот ой эпохе ? ( с 318)

7) Работа с иллюстрациями.

- Посмотрите на иллюстрацию ,которую выполнил Маяковский. Что хотел сказать поэт, рисуя её ?

8) Работа с текстом ,чтение поэмы.

-Вам встретится название «Лузитания » - это корабль……

-Прочувствуйте состояние поэта. Что хочет он сказать обществу ? Как ведёт себя толпа ? На что поэт надеется в дальнейшем ?(ответы подтверждают примерами из текста ).

-Какова главная мысль поэма ?(Любовь человека к жизни, к миру ,к людям в высоком библейском понимании).
9)-Илья Владимир ( от греч. Владеющий мирам).Оправдывает ли поэт своё имя? Почему вы так считаете?

10) - Свобода и Ответственность по Маяковскому

> ; < ; = - Какой из этих знаков вы поставили бы между этими понятиями ? Объясните .

4 . Вывод по уроку .

- Мы закончили изучать творчество В.В. Маяковского .Дайте характеристику его лирике (записывают в тетрадь выводы).

1) Своё представление о поэтическом.

2)Стихи очень живые, заряженные большим чувством ,большой идеей .

3) Границы мира безмерно широки (поэтому и «владеющий миром. »

4)Обновил лексику ,образность, ритмику , изменил графические запись стиха.

5) Сугубая конкретика (бытовая и даже политическая ) и высокая патетика не противопоставляются , а сливаются .

5 - Чтение эпиграфа к уроку .Беседа.

5. Итог

  1. - Надеюсь , что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите поэта в своем сознании. Обращайтесь к нему для беседы.

  2. Оценки.

  3. Д.з. с 328-331 Сб-к стихов Анны Андреевны Ахматовой .





© 2010-2022