Разработка урока по русскому языку на тему Буква щ. Два щенка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макеевская общеобразовательная школа I-IIIступеней №57



Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме : «Буква щ, звук [щ'].

«Два щенка».

Разработка урока по русскому языку на тему Буква щ. Два щенка



Подготовила Белова Валентина Васильевна

Макеевка-2014

Тема. «Два щенка. Буква щ, звук [щ']».

Цель. Познакомить учащихся с особенностями произношения звука,

обозначаемого на письме буквой щ, в украинском и русском

языках; расширять словарный запас и развивать связную речь

учащихся; воспитывать культуру устной речи; прививать

любовь к животным; развивать наблюдательность.

Оборудование. Карточки с новой буквой, предметные рисунки.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Демонстрация рисунков предметов, которые мы используем по два.

Комментарии авторов.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы поговорим о букве, которая одинаково пишется и в русском, и в украинском языках, но обозначает разные звуки - о букве щ.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Знакомство с особенностями произношения буквы щ в украинском и русском языках.

- Произнесите данные слова на украинском языке: дощ, щабель, кущ,

щічка, щітка, щука.

- Что общего у этих слов? ( Во всех этих словах есть буква щ.)

- Сколько звуков обозначает буква щ в украинском языке? ( Два.)

- Назовите эти звуки. (Звуки [ш] и [ч']).

- А теперь произнесите эти слова на русском языке: щёчка, щётка, щука.

- Какой звук обозначает на письме буква щ в русском языке? (Звук[щ']).

2. Речевая разминка.

- Чётко произносите в словах звуки [ч'] ,[щ'].

Ча-ча-ча - в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Очь-очь-очь - наступила ночь.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - я письмо сестре пишу.

Аш-аш-аш - у Марины карандаш.

Ща-ща-ща - я поймал в реке леща.

Ащ-ащ-ащ - мы наденем синий плащ.

Щу-щу-щу - птицу в небо отпущу.

3. Работа по предметным картинкам.

Учитель показывает рисунок с изображением предметов, в названиях которых есть звук [щ']. Учащиеся называют эти предметы, а учитель следит за правильным произношением слов и исправляет ошибки.

Щука, щека, щётка, расчёска, борщ, щенок, щавель.

4. Физкультминутка.

Щегол, щегол на берёзе щебечет, (повороты головы)

Щурится, греясь на солнышке, кречет,(наклоны головы вперёд-назад)

Щёлкает в роще певец-соловей, (потягивания в стороны)

Щиплет телёнок траву у реки, (наклоны вперёд)

Щедрые, добрые нынче деньки. (потягивания вверх)

v. Закрепление и осмысление изученного материала.

1. Работа по рисункам на стр.29 учебника.

- Кто изображён на рисунках? (Два щенка)

- Что они делают? (Играют со щёткой)

- Какие щенки? (Игривые, весёлые)

- Расскажите, что произошло. (Щётка рассердилась и прогнала щенков)

Беседа о заботливом отношении к братьям нашим меньшим.

2. Работа над стихотворением С. Маршака «Два щенка».

1). Чтение учителем стихотворения.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

2). Заучивание стихотворения наизусть.

3). Беседа.

- Найдите в стихотворении слова с буквой щ.

- Кого называют щенком? (Детёныша собаки)

3. Дидактическая игра «Закончи предложение».

- Внимательно послушайте стихотворение и дополните строки нужными словами.

Жил-был маленький … (щенок),

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая … (собака).

А. Шибаев

VI. Итог урока. Беседа.

- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие звуки обозначает буква щ в украинском и русском языках?

- Какие слова с изучаемым звуком вы услышали на уроке?

- Приведите собственные примеры слов со звуком [щ'].

- С какими стихотворениями мы познакомились сегодня на уроке?

- О ком рассказывается в этих стихотворениях?





© 2010-2022