ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ».

Цели:

  1. Воспитание у учащихся любви к Родине, природе, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости.

  2. Развитие навыков выразительного чтения стихотворений С. Есенина

  3. Введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ».

ОФОРМЛЕНИЕ: задник сцены - портрет поэта, слова названия мероприятия. На сцене береза, месяц, плетень, листья, букетики из полевых цветов. Выставка, посвя­щенная поэту.

ЭПИГРАФ

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вокальная группа исполняет «Над окошком месяц».

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий -

И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку

А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь и плачу.

ЧТЕЦ:

«Несказанное, синее, нежное»

Тих мой край после бурь, после грез.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, дру­гие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно.

УЧЕНИЦА:

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где звонкой песней отзвенели косы,

Где запах лета, как настой стогов,

Где по дорогам желтым бродит осень.

И кажется, нигде и никогда

Не увидать, не выдумать такого.

Вот почему воспел он те поля,

Простор рязанский, голубые дали

С листвой багряной переливы слов.

На лист тетради малый ветер бросил.

Пишу тебе с есенинских лугов,

Где по дорогам желтым бродит осень.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. На высоком живописном берегу Оки, в селе Кон­стантинове под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей - все эти впечатле­ния детства станут его стихами и поэмами.

ЧТЕЦ:

Я люблю родину. Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб.

Я нежно болен воспоминаньем детства,

Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.

Как будто бы на корточки погреться

Присел наш клен перед костром зари.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ. Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к родной земле. Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, до­жди - все открывает поэту свои тайны.

ЧТЕЦ:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных...

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Есенин - оригинальный мастер пейзажа, он даёт почув­ствовать живую силу окружающего мира.

(Звучит песня «Отговорила роща золотая»)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая.

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кав­казе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но где бы ни был он, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери.

ЧТЕЦ:

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца.

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это зна­чит? Это значит, что он находит самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость. Время Есенин чувствовал пронзительно тонко - и вес­ну, и первый снег, и революцию, и любовь.


Чтец «Письмо к женщине»

Вы помните

Вы всё, конечно, помните.

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Мо шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сомнище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле.

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте.

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Вы помните

Вы всё, конечно, помните.

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Какие разные глаза у поэтов - современников! Неистовый напор взгляда Маяковского, исподлобность взгляда Пастернака, иро­ничный прищур Ахматовой, окрыленный легендарный челкой.

И Есенин - озерная чистота и невозможная распахнутость глаз! Этими ли глазами не увидеть Родину, не полюбить ее, не воспеть?!


ЧТЕЦ:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс...

Побегу по мятой стежке

На приволье зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Хоровод

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Время Есенина - время крупных поворотов в истории Рос­сии. Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. И теперь главное в его произведениях осознание сил свободы.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Последнее пребывание на Кавказе - поистине «болдинская осень» Есенина. Ему пишется легко и просто. Там создает­ся замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», которые по своей чистоте и поэтичности можно сравнить с лучшей лирикой Пушкина.

ЧТЕЦ:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ля,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ:

В 15-ом ещё лишь ученик,

А в 25-ом он уже велик

Он нам оставил столько сини,

А сам ушёл как пред грозой,

Оставшись на лице России

Невысыхаемой слезой.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Он пришел с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы, слов. Он сумел увидеть родные приметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться: Из рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый паренек, ставший великий поэтом.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Устав от борьбы с самим собой, не в силах разорвать круг разноречивых чувств и мыслей, Есенин последний раз об­ращается к своему лирическому слову, которое остается в его поэзии навечно.

«До свиданья, друг мой, до свиданья»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться, Есенин входит в сердце просто и спокойно. Оста­ется в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.














Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий -

И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку

Выходил к любимой, развернув тальянку

А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь и плачу.







© 2010-2022