«Механизм орфограммы»

"Описание материала: Механизм орфограммы. Каждая орфограмма в сознании усвоивших эту орфограмму учащихся представляет собой что-то вроде работающего механизма. Как механизм состоит из деталей, взаимодействуя друг с другом, так и орфограмма опирается на ряд грамматических понятий, соединенных в определенной последовательности. Чтобы правильно, например, писать «З» и «С» на конце приставок, ученик должен иметь твердые понятия, что такое приставка, как выделить приставку в слове, знать все п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Красноармейский район, ст.Новомышастовская, МАОУ СОШ № 10,

учитель русского языка и литературы

Юшина Надежда Петровна

Механизм орфограммы

Каждая орфограмма в сознании усвоивших эту орфограмму учащихся представляет собой что-то вроде работающего механизма . Как механизм состоит из деталей ,взаимодействуя друг с другом, так и орфограмма опирается на ряд грамматических понятий , соединенных в определенной последовательности . Чтобы правильно, например, писать «З» и «С» на конце приставок , ученик должен иметь твердые понятия ,что такое приставка ,как выделить приставку в слове ,знать все приставки, в которых может быть «З» или «С» на конце, четко различать глухие и звонкие согласные и, наконец, уметь делать, исходя из всего этого правильный выбор . Если эти , без исключения ,понятия введены в сознание учащихся и соединены в неразрывную цепь, только при таком условии «механизм» данной орфограммы начнет работать. Стоит же выпасть из цепи хотя бы одному звену, орфограмма работать перестает, как перестают работать часы с недостающей шестеренкой.Вот в чем смысл сравнения орфограммы с механизмом. Следовательно, начиная изучать орфограмму, т.е. начиная собирать ее механизм в сознании ученика, необходимо ,во-первых, убедиться, все ли детали, необходимые для целого механизма, в голове ученика уже имеются. Чаще всего при внимательной проверке недостач там бывает много. А мы, не проделав предварительной проверки, потом удивляемся, почему после изучения такой простой, на первый взгляд, орфограммы в практических работах допускаются ошибки. Что тут, казалось бы, сложного? В приставках на З-С писать Нужно «З», если после приставки стоит звонкая согласная, и «С», если глухая… И интереснее всего то, что ученик зачастую формулировку орфограммы устно свободно воспроизводит , а пишет неправильно. Дело же в том, что формулировка просто механически заучена(у детей память хорошая), но не все элементы, входящие в нее, осознаны: где-то недостающая шестеренка. В результате, сэкономив время на подступах к изучению орфограммы, мы потом его в больших объемах теряем на выявление и исправление брака в уже некачественно собранном механизме. А это уже неэкономично. Хочу подчеркнуть еще раз : подготовка к изучению Орфограммы, выявление и обработка всех входящих в нее элементов - очень важный этап в процессе ее качественного изучения . Особенно это касается изучения сложных орфограмм, в которые входят десятки элементов . Возьмем орфограмму , Е-И в окончаниях существительных. Прежде чем написать нужное окончание, ученику надо развернуть длиннейшую цепь: увидеть, что это существительное, осознать орфограмму в окончании , поставить существительное в именительный падеж, определить род, узнать склонение, определить , в каком падеже оно употреблено в тексте , вспомнить сложную схему, где следует писать «Е», где «И» , учесть сложную систему исключений. Я отметила семь блоков , И достаточно не сработать одному из них - ошибка обеспечена. Поэтому в процессе подготовки к изучению орфограммы Следует обеспечить высокую надежность работы каждого блока. Здесь торопливость нетерпима. Мне могут возразить ,что для глубокой отработки всех этих Блоков сразу и урока не хватит, на саму орфограмму не Останется времени. Более того ,могу добавить, что не хватит 2 и пяти уроков. Подготовку к изучению орфограммы надо планировать задолго до ее изучения на предшествующих уроках, как это делают опытные учителя перед изучением новых тем в начальных классах. У них дети новую тему полностью осваивают как раз к тому уроку, на котором они ее только начинают изучать. На уроке изучения новой орфограммы мы обобщаем Подготовительную работу, строим алгоритм применения Орфограммы, усваиваем его с учащимися и начинаем на Малых оборотах отрабатывать его на практике.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСВОЕНИЯ АЛГОРИТМА

Видимо, имеет смысл остановиться на выработке алгоритма орфограммы. Я считаю это очень важным моментом, следующей ступенью в освоении орфограммы. Само слово алгоритм обязано своим происхождением математикам. Они этим словом называли и называют совокупность Математических операций, выполняемых в определенных порядках, для решения задач данного типа. Каждый тип задач в математике решается особым образом, Используя определенный порядок. Человек , овладев этим порядком, легко потом решает любую задачу данного типа. Но определенный порядок свойствен не только при решении математических задач. Он присущ и другим мыслителям и физическим операциям. Алгоритмизация нашла широкое применение в программировании, и вообще она используется сейчас всеми науками. Поэтому можно дать такое определение алгоритма - это совокупность мыслительным операций, их определенный порядок для решения данных задач. Собственно, каждая орфограмма - это задача, и каждая имеет свой индивидуальный алгоритм, т.е. способ и порядок решения. Очень важно добиться, чтобы учащиеся освоили , запомнили и применяли на практике алгоритм изученной орфограммы. Для чего? Алгоритм помогает избежать ошибки, пропустить какую- То операцию, когда применяется орфограмма. Во-вторых, Он является наиболее экономным и быстрым путем при Решении орфографической задачи. Вот алгоритм проверяемой безударной гласной корня слова Стена: корень - стен-, в корне проверяемая безударная гласная , проверяю стены, пишу - е. А вообще для проверяемых безударных гласных корня устанавливается такой порядок решения: нахожу корень, ставлю ударение и убеждаюсь, что в корне безударная гласная , подбираю проверочное слово , где эта гласная находится под ударением, и пишу ту гласную в корне , которая слышится в ударном положении. Здесь очень важен порядок. Если ученик начинает не с определения корня, он может применить орфограмму не по адресу: не к гласной корня, а к гласным других частей слова - и ошибается. Результат должен находиться в конце рассуждения, является итогом мыслительной операции, итак может появиться путаница такого типа «стина», корень - стин -, в корне безударная гласная «И», проверочное слово - стены, пишу «И». Причина такой ошибки заключена в том, что ученик Определил мыслительный результат; еще не проверив гласную корня ударением , назвал ее , а потом естественно дальнейшие операции делал ради формы, без контроля с Сознанием, что даже не услышал в слове стены явную «Е». Строгий порядок мыслительных действий в алгоритме- это что-то вроде протоптанной дороги, которая не дает мысли сбиться, пойти по кругу , упереться в тупик. Вот почему после освоения орфограммы на добиться четкого запоминания алгоритма. Надо алгоритмом орфограммы надо работать сразу после ее освоения. Учащиеся вслух при работе над орфограммой обоснуют ее, придерживаясь строго определенного порядка. Возьмем личное окончание глаголов. Учащиеся в процессе Выборочного диктанта выписывают глаголы, отмечают окончания и вслух по указанию учителя проводят алгоритм. Стерня щекочет и колется . Щекочет , глагол , Неопределенной формы , щекочет , глагол на- ать, к Исключениям не относится, 1 спряжение, окончание -ет-. Ученик, твердо освоивший алгоритм орфограммы, при Письме как-то сокращает его, но в любой момент должен воспроизвести его в полной форме. Только в этом случае у ученика будут осознанные знания.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Орфография в школе - это камень преткновения для всех: и для учащихся , и для учителей русского языка. Чем это объяснить? Разумеется, есть субъективные причины. Ни один учитель русского языка не осмелился заявить, что им все сделано. И значит , и методической грамотности, и набора наглядных пособий, и много другого нам недостает. Это факт. Однако и сказать , что мы работаем хуже других, тоже нельзя. И, тем не менее , при проверках у нас бывают не лучшие результаты. Почему? А причины есть. Объективные причины - орфография, как и пунктуация, имеет большие трудности , с которыми не сталкивается никто при изучении любого другого предмета. Ученик при написании диктантов , изложений, сочинений испытывает страшный дефицит во времени. Его голова должна работать , производя мыслительные операции, связанные только с орфографией, со скоростью электронной машины. В секунду он должен членить слова по составу, определять Части речи , а их зачастую в слове бывает несколько, развертывать длинные цепи мыслительных операций. При написании только «Е» или «И» в окончании существительного, я уже говорила об этом , в определенном порядке ему необходимо свыше десяти понятий. А эта орфограмма принадлежит не к числу самых трудных и объемных. Есть и посложнее . Часто дети просто не успевают все обдумать, осмыслить , даже если знать весь материал. Мы все бываем неоднократными свидетелями, когда ученик , получив проверочную работу и увидев свои исправленные ошибки , стучит пальцем по своему лбу в удивлении, как он мог допустить такие ошибки, и рвется объяснить все правила. Учитель обычно с сожалением разводит руками и журит ученика за невнимательность. Но разве невнимательность - причина ошибок? Нет. Ученику не хватало времени для всех орфограмм , потому что скорость его мышления не соответствует норме. Отсюда вывод: надо на уроках русского языка развивать скорость мыслительных операций. Одним из главных методов в этом направлении являются Алгоритмы, о которых я только что говорила. В них ничего лишнего и ничего недостающего. Они самый короткий путь при решении орфографической задачи. Учащиеся, которые под руководством учителя или стихийно овладели ими, обычно не испытывают дефицита времени. Скорость мышления необходимо тренировать специальными упражнениями на последних этапах изучения данной орфограммы , когда он ставится в условия необходимости немедленного и обоснованного ответа по данной орфограмме . Скорость урока , я считаю , может снижаться только там, когда изучается новое , когда идет первичная работа над только что укладывающимся навыком . Но таких уроков у нас меньше половины , и намного меньше . Больше уроков тренировочных, закрепляющего характера. Да и там, где изучается новое, не весь урок , посвящен ему , имеются и другие составляющие, например , повторение. И нужно на этих составляющих немедленно ускорять темп. К тому же скорость вызывает удаль , веселый строй, и ,наоборот , эпическое спокойствие и неторопливость - скуку. Очень хотелось бы , чтобы скоростью в учебной работе и особенно в мышлении занимались, начиная с начальных классов , где оптимально закладывается это качество , потому что переламывать, изменять уже установившие стереотипы бывает труднее, чем создавать новые.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ

Важное значение при обучении орфографии принадлежит Выработке орфографической зоркости , умению видеть изученные орфограммы . Ученики при выполнении упражнений над отдельными словами с заданной орфограммой легко справляются с таким заданием, но стоит ввести ее в контекст - и наступает слепота. Вот почему работы по отыскиванию орфограмм в тексте следует первичного закрепления и при обобщении, и при повторении. Орфографической зоркости способствует Комментированное письмо , которое широко и успешно Многие применяют. Конечно, метод этот на первых порах Требует больших усилий от учителя и от класса. Но после того, когда он будет усвоен , его переоценивать трудно. От поиска орфограмм он приводит к видению их без специального волевого усилия, учащиеся начинают как бы спотыкаться об орфограммы при любом чтении. Развивает орфографическую зоркость попутное подчеркивание орфограмм при записи предложений для другой работы . Собственно , форм , развивающих орфографическую зоркость , имеется немало. Главное , в системе своей работы об этом не забывать при подготовке к каждому уроку русского языка.

РОЛЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗБОРОВ

В прямой связи с работой над орфографическими навыками и уменьшениями находятся различные виды грамматических разборов , которые являются обобщением важных разделов о языке. С фонетикой, например, связана большая группа орфограмм: безударные гласные, согласные 8 корня,правописаний окончаний,написание после шипящих, некоторые виды приставок и др. Особое значение имеет умение учеником членить слово по составу. Причем это умение должно выполняться на уровне автоматизации. Ученик при условии знания орфограмм применять их сможет только , тогда он время письма отдает себе отчет , какую часть слова он напишет. Иначе адресно применить правило он не сумеет. С морфологическим разбором связаны почти все орфограммы в суффиксах и окончаниях . Правила для суффиксов и окончаний применить можно , когда определена части речи. Каждая часть речи для этих морфем имеет свои собственные правила. Отсюда вытекает важность грамматических разборов. Они есть концентрирование повторение тех основ , на которых базируется орфографические правило. Именно они дают те детали, из которых строится механизм орфограмм.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ

ОРФОГРАММ. У К.Д

. Ушинского есть замечательное высказывание: «Обучение-это повторение». Как бы твердо ни было освоена орфограмма, она, если к ней потом не обращаться, будет через определенное время относительно забыта. Особенно интенсивно идет процесс забывания, по Наблюдениям психологов, в первые дни после изучения. Если внимательно присмотреться к методикам учителей- Новаторов, мы увидим, какую роль в них играет повторение. Они объяснив новый материал и убедившись в его 9 усвоении , воспроизводят его ещё несколько раз, воспроизводят до не приличия, как говорят они сами. Т.е. начинают повторение сразу же после изучения. Затем переписывается сигнальная карточка. Вызванные учащиеся развертывают на этом же уроке её неоднократно. Работа над карточкой продолжается дома. Следующий урок опять начинается с работы всего класса над карточкой. Таким образом, за освоение орфограмм следует этап её повторения, закрепления в памяти при помощи системы как письменных, так и устных упражнений. И этот этап продолжается в продолжение ряда последующих уроков. В дальнейшем орфограмма включается в родственный блок орфограмм: безударные гласные в корне, согласные корня и даже орфограмма корня; Ь на конце слов после шипящих; правописание приставок; правописаний окончаний и т.д. На каждом уроке какой-то блок должен не мимоходом, а основательно повторялись. Чтобы все изученные орфограммы систематически повторялись, я завожу для каждого класса таблицу по спискам изученных орфограмм, и каждый раз отмечала крестиком те орфограммы, которые капитально повторялись. Таблица помогает следить за повторением всех орфограмм и не допускать большого разрыва во времени между повторениями. Следует использовать текущие, обобщающие, предварительные и другие виды повторений.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Проверка тетради обретает смысл только тогда, когда после Проверки учащиеся ведут работу над ошибками. Иначе проверять тетради не стоит.

© 2010-2022